Финансовое обеспечение таможенной службы

9.2.1. Бюджетные ассигнования как основной источник финансовых ресурсов таможенной службы

Финансовые ресурсы Федеральной таможенной службы – это вся совокупность денежных средств, которая потенциально может быть использована для осуществления любых денежных операций таможенными органами и учреждениями, подведомственными ФТС России. За счет финансовых ресурсов обеспечиваются расходы таможенных органов, связанные с исполнением установленных функций, реализуются задачи подготовки кадров и социального обеспечения должностных лиц. Источниками финансовых ресурсов таможенных органов и учреждений, подведомственных ФТС, являются федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды и другие источники, разрешенные законодательством. Финансовые ресурсы являются источниками формирования финансовых активов. Финансовые активы таможенных органов представлены денежными средствами, поступающими на лицевые счета таможенных органов для финансирования их расходов, и оплаченными денежными документами. Основной источник финансового обеспечения деятельности ФТС России - федеральный бюджет.

Органы государственной исполнительной власти (федеральные министерства, агентства и службы), законодательные и судебные органы Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации и другие, являются прямыми получателями средств федерального бюджета и главными распорядителями (администраторами) средств федерального бюджета. Федеральная таможенная служба России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы и реализацию возложенных на нее функций. Руководитель Федеральной таможенной службы вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансирования деятельности таможенной службы, а также определяет правомочия таможенных органов и их должностных лиц по решению финансовых вопросов.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Обязанности Российской Федерации предоставить Федеральной таможенной службе средства федерального бюджетаили внебюджетных фондов на исполнение установленных функций носят название расходные обязательства. Государственные расходные обязательства возникают в связи с принятыми законами и иными нормативными документами, договорами или соглашениями. Лимиты бюджетных обязательств Федеральной таможенной службе утверждает Министр финансов Российской Федерации в разрезе функциональной и экономической классификации расходов бюджетов РФ.

Распределение расходов федерального бюджета между министерствами, федеральными службами и агентствами (главными распорядителями) отражает ведомственная классификация расходов бюджетов Российской Федерации.Предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств Российской Федерации перед главными распорядителями носят названиебюджетных ассигнований.

Федеральная таможенная служба России имеет право распределять выделенные средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям бюджетных средств, то есть региональным таможенным управлениям, казенным учреждениям и непосредственным получателям бюджетных средств – таможням центрального подчинения. ФТС России формирует и оформляет приказом перечень подведомственных ей распорядителей бюджетных средств. Федеральная таможенная служба ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований. Реестр расходных обязательств – это документ, в котором участник бюджетного процесса указывает все правовые основания (перечень законов, иных нормативных правовых актов, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев), вследствие принятия которых у субъекта бюджетного процесса возникают денежные обязательства с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения и включенных в реестр обязательств; организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности, может вносить предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств в Министерство финансов РФ. Согласно статье 158 Бюджетного кодекса РФ ФТС России, являясь главным распорядителем средств федерального бюджета, Федеральная таможенная служба выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве ответчика по искам, предъявленным к РФ, о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) таможенных органов, или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов, не соответствующих закону или иному правовому документу.

Региональные таможенные управления являются распорядителями бюджетных средств. Региональные таможенные управления определяют задания по предоставлению государственных услуг для подчиненных таможен; утверждают им бюджетные сметы с учетом нормативов финансовых затрат; распределяют бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств по таможням; вносят предложения в ФТС России по формированию и изменению бюджетной росписи; осуществляют контроль над использованием бюджетных средств таможнями (только в том случае, если на это им будут предоставлены полномочия главным распорядителем – ФТС России).

Таможни, таможенные посты, имеющие статус юридического лица, –это получатели бюджетных средств.

Для понимания процесса финансового обеспечения деятельности в секторе государственного управления и механизма образования финансовых ресурсов для обеспечения расходов Федеральной таможенной службы необходимо иметь представление о функциональной и экономической (рассмотрена ранее) классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Функциональная классификация расходов федерального бюджета отражает направление денежных средств на выполнение основных функций государства: обеспечение государственного управления, национальной обороны и безопасности, охрану окружающей среды, развитие образования, культуры и др. функции.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы:

2) национальная оборона:

3)национальная безопасность и правоохранительная деятельность:

4) национальная экономика:

5)жилищно-коммунальное хозяйство;

6)охрана окружающей среды:

7) образование;

8)культура и кинематография;

9)здравоохранение;

10)социальная политика;

11) физическая культура и спорт;

12) средства массовой информации;

13) обслуживание государственного и муниципального долга;

14) межбюджетные трансферты

Каждой функции в бюджете соответствует определенный раздел (часть денежных средств). Разделы составляют первый уровень функциональной классификации. Вторым уровнем функциональной классификации являются подразделы, они построены по принципу выделения подфункций, т.е. конкретизации задач управления в рамках государственных функций (разделов бюджета). Всего в настоящее время в Российской Федерации выделены 14 разделов бюджета, соответствующих государственным функциям, и 100 подразделов. В структуре бюджета выделен важнейший раздел, объединяющий в себе расходы на реализацию функций общегосударственного характера. Этот раздел носит название «Общегосударственные вопросы». Денежные средства, аккумулируемые в разделе федерального бюджета «Общегосударственные вопросы», отражают расходы федерального бюджета на функционирование Президента и Правительства Российской Федерации, их администраций, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судебной системы, содержание и пополнение государственного материального резерва, фундаментальные научные исследования и другие общегосударственные расходы. К общегосударственным вопросам отнесено, в том числе, и финансовое обеспечение деятельности таможенной службы. По подразделу "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора", который выделен для конкретизации общих государственных расходов по направлениям, подлежат отражению расходы на выполнение, в том числе, функций Федеральной таможенной службы, а также расходы на содержание учреждений, обеспечивающих её деятельность. Государство не только устанавливает общую сумму расходов бюджета по разделу «Общегосударственные вопросы» на выполнение функций таможенных органов, но и определяет целевое назначение этих средств по основным направлениям.

Таким образом, целевые статьи образуют третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Они обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности и программам субъектов бюджетного планирования в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов. Финансирование деятельность Федеральной таможенной службы обеспечивается по следующим целям:

· руководство и управление в сфере установленных функций;

· международное сотрудничество;

· федеральные целевые программы;

· пенсии военнослужащим, членам их семей и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, а также пособия и иные выплаты в рамках пенсионного обеспечения;

· воинские формирования (органы, подразделения).

Целевая статья «Воинские формирования (органы, подразделения)» является одной из ресурсоёмких. По целевой статье «Воинские формирования (органы, подразделения)» финансируются:

расходы на денежное довольствие и вещевое обеспечение должностных лиц таможенных органов (расходы на приобретение форменной и специальной одежды, нагрудных знаков и знаков различия, закупку санитарно-хозяйственного, спортивного имущества, позволяющие создать условия для выполнения ими задач боевой и специальной подготовки, выплата компенсаций взамен вещевого обеспечения, на оплату труда гражданского персонала, продовольственное обеспечение или его денежная компенсация (денежная компенсация продовольственного пайка сотрудникам таможенных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации), расходы по кормлению штатных служебных животных фуражом, пищевыми добавками и витаминами в соответствии с установленными нормами обеспечения, расходы на содержание и эксплуатацию учебных объектов боевой и физической подготовки);

эксплуатационные расходы на содержание технологического оборудования объектов специального назначения;

расходы на проведение учений, спортивных состязаний и учебно-тренировочных сборов;

расходы на оплату и хранение специального топлива и горюче-смазочных материалов.

Виды расходов предусмотрены в функциональной классификации для детализации финансовых ресурсов бюджета уже в разрезе целевых статей и целевых программ. Такая детализация предусматривает раздельное планирование средств на выполнение таможенными органами своих функций, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполнение международных обязательств, социальные выплаты.

Выше были рассмотрены функции государства, финансируемые за счет ресурсов бюджета по определенным разделам функциональной классификации расходов федерального бюджета. Не все указанные разделы являются источниками финансовых ресурсов для таможенной службы. Рассмотрим, на какие средства бюджета, кроме тех, которые утверждены по разделу «Общегосударственные вопросы», подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора», согласно принятой классификации может рассчитывать Федеральная таможенная служба.

Деятельность Российской таможенной академии, медицинских и санаторно-курортных учреждений ФТС России, пенсионное обеспечение должностных лиц таможенных органов обеспечивается финансовыми ресурсами из федерального бюджета по следующим разделам:

· "Образование» (расходы на подготовку специалистов, а также на содержание учреждений высшего профессионального образования);

· «Здравоохранение" (расходы на обеспечение деятельности учреждений здравоохранения, оказывающих стационарную и амбулаторную медицинскую помощь, закупки лекарственных препаратов и медицинского оборудования);

· «Социальная политика" (все виды пенсий пенсионерам таможенной службы, расходы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и связанные с выплатой денежных пособий, , различным категориям лиц, выплаты нетрудоспособным членам семьи, расходы бюджетов, связанные с обеспечением мер социальной поддержки граждан, включая все виды пособий и страховых выплат, осуществляемых Фондом социального страхования Российской Федерации, поддержки в виде пособий по опеке и попечительству, а также расходы на выплату гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, ежемесячногопособия по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет);

· «Жилищно-коммунальное хозяйство» (расходы на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в целях обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания, федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена служба, приравненная к военной, служебным и постоянным жильем на основании решений, принятых в установленном порядке, и не включенные в долгосрочные целевые программы).

Денежные средства из федерального бюджета по указанным разделам образуют совокупные обязательства Российской Федерации оплатить расходы Федеральной таможенной службы. Ежегодным законом о федеральном бюджете они включены в ведомственную структуру расходов Федеральной таможенной службы в целом с последующим распределением главным распорядителем (ФТС России) по учреждениям ФТС России - распорядителям и получателям бюджетных средств. В таблице 9.1 приведено соотношение средств, выделенных ФТС России из федерального бюджета, по разделам функциональной классификации.

Таблица 9.1

Структура финансового обеспечения расходов Федеральной таможенной службы по функциональной классификации расходов федерального бюджета (по закону о бюджете РФ, в % к итогу)

Расходы бюджета (по разделам) 2011 г. 2012 г. 2013 г.
ФТС России, всего
Общегосударственные вопросы 88,4 94,4 93,3
Жилищно-коммунальное хозяйство 0,7 1,0 1,0
Образование 2,5 2,1 2,1
Здравоохранение 3,1 2,4 3,5
Социальная политика 5,3 0,1 0,1

ФТС России в целях исполнения бюджета по расходам составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись. Бюджетная роспись – это документ о распределении расходов бюджета между распорядителями бюджетных средств в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Расходы распорядителей бюджетных средств показаны в бюджетной росписи в целом на год и по кварталам.

Источником части денежных средств Федеральной таможенной службы являются государственные внебюджетные фонды Российской Федерации: Фонд государственного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения. Средства этих фондов предназначены для реализации конституционных прав должностных лиц и работников таможенных органов на социальное обеспечение по болезни, рождению детей, в случае временной потери работы. Исполнение государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.

Учреждения, подведомственные Федеральной таможенной службе (Российская таможенная академия, Центральные поликлиника и госпиталь ФТС России) могут осуществлять деятельность, приносящую им доход, помимо средств, источником которых является федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды. Это образовательные и медицинские услуги, услуги по инициативе сторонних организаций о проведении экспертизы товаров, издательская деятельность, сдача в аренду имущества, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, а также средства, полученные от иной приносящей доход деятельности.Такие средства именуются внебюджетными. Внебюджетные средства зачисляются на специальные лицевые счета получателей в территориальных органах Федерального казначейства, открытые в учреждениях Центрального Банка России, а при их отсутствии – в иных кредитных организациях. Счета открываются на основании генеральных разрешений Федеральной таможенной службы подведомственным учреждениям. Поступление денежных средств от прочей деятельности, приносящей доход, учитывается отдельно и используется в соответствии с законодательными и нормативными актами на возмещение расходов, связанных с прочей деятельностью, уплату налогов, остаток средств перечисляется в федеральный бюджет.

Таможенные органы при наступлении страхового случая получают денежные средства от страховых компаний на возмещение вреда по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, которые направляются на возмещение вреда, причиненного транспортному средству.

В качестве дополнительных финансовых ресурсов для осуществления модернизации информационной системы Федеральной таможенной службы и технического переоснащения таможенных органов использованы средства займа Международного банка реконструкции и развития, предоставленные службе под гарантии федерального бюджета в рамках проекта «Модернизация информационной система таможенных органов № 4689-0-RU» в сумме 140 млн. долларов США. Основной долг должен быть погашен в мае 2020 года.

Изменения, происходящие в бюджетном процессе в Российской Федерации, направлены на повышение эффективности использования бюджетных средств и оптимизацию бюджетных расходов. Совершенствуется методология распределения бюджетных ресурсов. Его цель – ориентация на результаты деятельности бюджетных учреждений в рамках среднесрочного финансового планирования. Суть концепции выделения бюджетных средств, ориентированной на результат, состоит, во-первых, в том, что бюджетные ассигнования должны быть четко привязаны к функциям (услугам, видам деятельности) распорядителей денежных средств, во-вторых, при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов деятельности в рамках бюджетных программ и с учетом приоритетов экономической политики, и, в-третьих, распределение бюджетных ресурсов между главными распорядителями и (или) реализуемыми ими бюджетными программами производится с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг). Предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета проектирует Министерство финансов РФ. В качестве бюджетных инструментов применяются долгосрочные федеральные и ведомственные целевые программы, государственные задания, многолетние государственные контракты.

9.2.2. Обоснование расходных обязательств Федеральной таможенной службы

Для согласования результатов деятельности таможенной службы с целями и задачами социально-экономической политики и обоснования бюджетных расходов руководитель Федеральной таможенной службы ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклад. Подготовка докладов осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации. Одновременно представляется отчет об исполнении целей и достигнутых показателях деятельности таможенной службы в предшествующем году.

Доклад, представляемый Правительству РФ, включает следующие разделы:

1) цели, задачи и показатели деятельности ФТС России;

2) расходные обязательства таможенной службы и формирование доходов федерального бюджета, которые администрирует ФТС России;

3) бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность;

4) распределение расходов по целям, задачам и программам;

5) результативность бюджетных расходов.

В первом разделе доклада формулируются стратегические цели ФТС России, а также тактические задачи, обеспечивающие достижение соответствующих стратегий. Реализовать какую-то цель или задачу – значит достичь определенных показателей, которые должны быть представлены в докладе. В следующем разделе доклада дается оценка объема и структуры исполняемых расходных обязательств и платежей в федеральный бюджет. Дополнительно к сумме администрируемых таможенных платежей представляются данные о фактических и планируемых объемах доходов казенных учреждений, подведомственных ФТС России и имеющих право на предоставление платных услуг. В третьем разделе доклада приводятся обоснование действующих и планируемых бюджетных целевых программ, а также планируемой непрограммной деятельности.Цель непрограммной деятельности таможенной службы – обеспечение решения тактических задач ФТС России:

сокращение задолженности перед федеральным бюджетом по уплате таможенных платежей;

усиление контроля за достоверностью декларирования товаров;

повышение эффективности валютного контроля;

совершенствование законодательства Российской Федерации в рамках компетенции таможенной службы;

упрощение таможенных процедур и ускорение таможенных операций при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и другие.

При распределении расходов, общих для нескольких программ, по конкретным программам к непрограммным расходам относят расходы на центральный аппарат службы, её территориальные органы, заграничный аппарат, выплаты независимым экспертам, налог на имущество и земельный налог.

В четвертом разделе доклада приводится краткое обоснование сложившихся и планируемых расходов, изменения их структуры и факторов, влияющих на тенденции изменения расходов. В пятом разделе обосновываются меры, направленные на повышение результативности бюджетных расходов, расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования, распределение ассигнований между подведомственными главными распорядителями, распорядителями и получателями средств с учетом результатов их деятельности, совершенствование системы государственных закупок. Под результативностью бюджетных расходов понимается соотношение между результатами деятельности и расходами на их достижение, а также степень достижения планируемых результатов деятельности.

Непосредственной задачей подготовки доклада является обеспечение Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации информацией, необходимой для составления сводного доклада Правительства РФ и проектов перспективного финансового плана и федерального бюджета на очередной финансовый год. Осуществляя свою деятельность, таможенные органы принимают на себя обязательства оплатить свои расходы (расходные обязательства) по заключенным с другими организациями договорам. В свою очередь, Российская Федерация берет на себя обязательства выделить таможенной службе денежные ресурсы из федерального бюджета на эти цели. В этом контексте расходные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ). Бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Федеральная таможенная служба формирует плановый реестр своих расходных обязательств в соответствии с методическими рекомендациями Министерства финансов России. При этом Федеральная таможенная служба выделяет следующие типы расходных обязательств:

· расходные обязательства Российской Федерации, возникающие в связи с оказанием государственных услуг (выполнением работ), Р -1;

· расходные обязательства Российской Федерации по социальному обеспечению населения (публичные нормативные обязательства Российской Федерации и публичные обязательства Российской Федерации, не относящиеся к публичным нормативным обязательствам Российской Федерации), Р-2;

· расходные обязательства Российской Федерации по предоставлению платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права, а также предусмотренные соглашениями с международными финансовыми организациями, Р-6.

Основаниями возникновения расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих включению в плановые реестры расходных обязательств Федеральной таможенной службы, являются положения федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, договоров и соглашений, заключенных Российской Федерацией, из которых вытекают обязательства таможенной службы, ведомственных актов Федеральной таможенной службы.

Расходные обязательства, составляемые Федеральной таможенной службой, следует понимать как её потребность в финансовых средствах для выполнения обязательств (расходов), связанных с формированием всех необходимых ресурсов, обеспечивающих исполнение функций в установленной сфере деятельности. В качестве расходных обязательств, возникающих в связи с исполнение функций и оказанием государственных услуг ( Р-1 ), в плановом реестре расходных обязательств Федеральной таможенной службы отражаются:

- обязательства, возникающие в связи с обеспечением выполнения функций центрального аппарата ФТС России, региональных таможенных управлений, зарубежного аппарата и подведомственных бюджетных учреждений (учреждений образования, здравоохранения и санаторного типа);

- обязательства по обеспечению функций таможенных органов;

- обязательства в связи с предоставлением государственных услуг (по принятию предварительного решения о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, по информированию о правовых актах и консультированию в области таможенного дела);

- обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, включаемые в федеральную адресную инвестиционную программу;

- обязательства по государственному оборонному заказу (строительство, реконструкция и перевооружение объектов таможенной инфраструктуры в рамках федеральной или ведомственной целевой программы, формирование фонда служебного жилья, строительство и реконструкция подведомственных учреждений здравоохранения, образования, санаторно-курортного оздоровления).

Основаниями возникновения расходных обязательств в части бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации являются ведомственные акты Федеральной таможенной службы. Бюджетные инвестиции по каждому объекту капитального строительства отражаются в плановом реестре расходных обязательств Федеральной таможенной службы как отдельное расходное обязательство.

Расходные обязательства по выплатам независимым экспертам, по обеспечению жильем государственных гражданских служащих, по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, а также расходные обязательства по осуществлению прикладных научных исследований (за исключением случаев, когда указанные виды деятельности являются основными и относятся к обязательствам, возникающим в связи с обеспечением выполнения функций) следует относить к закупке товаров, работ и услуг в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам в рамках типа расходных обязательств (Р-1) - Расходные обязательства Российской Федерации, возникающие в связи с оказанием государственных услуг (выполнением работ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения. Расходные обязательства Российской Федерации по социальному обеспечению населения включают публичные нормативные обязательства Российской Федерации и публичные обязательства Российской Федерации, не относящиеся к публичным нормативным обязательствам Российской Федерации (Р-2).

В плановом реестре расходных обязательств Федеральной таможенной службы в качестве расходных обязательств по социальному обеспечению населения (Р -2) отдельно приводятся публичные нормативные обязательства Российской Федерации (пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца сотрудникам таможенных органов, меры социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и др.) и публичные обязательства Российской Федерации, не относящиеся к публичным нормативным обязательствам Российской Федерации (пособия и компенсации гражданам, получившим телесные повреждения при исполнении служебных обязанностей, выплаты членам семей погибших или умерших сотрудников таможенных органов, стипендии студентам и аспирантам, обучающимся в Российской таможенной академии, социальная поддержка обучающихся детей сирот).

Публичные нормативные обязательства Российской Федерации возникают и исполняются в соответствии с положениями федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Они определяют объем и (или) порядок расчета (индексации) пенсий, пособий, компенсаций, иных социальных выплат соответствующим категориям населения из федерального бюджета (государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных служащих. Каждый вид пенсий, пособий, компенсаций, иных социальных выплат, указанной в федеральном законе (подзаконном нормативном правовом акте), входящий в состав публичных нормативных обязательств Российской Федерации, в том числе выплачиваемых через государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, отражается в плановом реестре расходных обязательств Федеральной таможенной службы в качестве отдельного расходного обязательства.

В целях разработки проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период перечень публичных нормативных обязательств Российской Федерации размещается на официальном сайте Минфина России в разделе "Федеральный бюджет» (http://www1.minfin.ru/ru/budget/federal_budget/).

Основаниями возникновения публичных обязательств Российской Федерации, не относящихся к публичным нормативным обязательствам Российской Федерации, являются положения федеральных законов и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, например, законом РФ «Об образовании»

В каждом расходном обязательстве, возникающем в связи с обеспечением выполнения функций центральных и зарубежных аппаратов, территориальных органов, подведомственных казенных учреждений главных распорядителей средств федерального бюджета, оказывающих государственные услуги, выделяются следующие составные части расходного обязательства:

- оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;

- приобретение услуг и материальных запасов;

- увеличение стоимости основных средств;

- уплата налога на имущество и земельного налога;

- прочие расходы, связанные с обеспечением деятельности.

Реестр расходных обязательств составляется главными распорядителями бюджетных средств по форме, установленной Минфином РФ. Форма предусматривает следующие сведения: наименование и код расходного обязательства в соответствии с бюджетной классификацией расходов бюджетов РФ (раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов), реквизиты нормативного правового документа (принявший орган, номер, дата, название, номер главы, статьи, пункт, подпункт, дата вступления документа в силу), объем средств на исполнение расходного обязательства по годам планируемого периода и код метода расчета расходных обязательств или составной части расходного обязательства.

В методических рекомендациях, составленных Министерством финансов для расчета расходных обязательств, под нормативным методом понимается расчет объема бюджетных ассигнований на основе нормативов, утвержденных в соответствующих нормативных правовых актах.

К расходным обязательствам, объем которых определяется нормативным методом, относятся публичные нормативные обязательства Российской Федерации, такие как: пенсии, пособия, компенсации, иные социальные выплаты определенной категории населения, а также расходные обязательства, предусматривающие определение объема расходов на основе норм (оплата труда и начисления на неё, увеличение стоимости основных средств, оплата земельного налога и налога на имущество при обеспечении функционирования таможенных органов, выплаты независимым экспертам).

Под методом индексации понимается расчет объема бюджетных ассигнований на плановый период путем индексации объема бюджетных ассигнований текущего (предыдущего) финансового года на уровень инфляции или иной коэффициент. К расходным обязательствам, объем которых определяется методом индексации, относятся расходные обязательства на оплату услуг и приобретение материалов, оплата труда работников подведомственных бюджетных учреждений и начисления на оплату труда.

Под плановым методом понимается установление объема бюджетных ассигнований в соответствии с показателями, указанными в нормативном правовом акте, договоре, соглашении, долгосрочной целевой программе, условиях займа, решении Президента Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации или ведомственных актах Федеральной таможенной службы по инвестиционным проектам на объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации. К расходным обязательствам, объем которых определяется плановым методом, относятся расходные обязательства, установленные межгосударственными (международными) договорами и соглашениями, предусматривающими взносы и иные платежи Российской Федерации субъектам международного права; расходные обязательства в части бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации ( налог на имущество и земельный налог подведомственных ФТС России учреждений образования и здравоохранения, обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ образовательного учреждения, мероприятия по строительству и реконструкции объектов таможенной инфраструктуры, объектов образования и здравоохранения)

Под иными методами понимается определение объема бюджет

Наши рекомендации