Социальные отношения №6
«Используя опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада, отечественный опыт, учитывая исторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства. По сравнению с западными демократиями термин «социальный» предлагается использовать в данном случае не в узком, а в широком смысле слова. При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами. <…>
Государство обязано и за счёт собственных ресурсов и путём создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоёмких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленного и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технологически и морально устаревшей коммунальной строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры. <…>
Регулирование социально-экономических развитий между социальными группами общества не только послужит утверждению социальной политической стабильности, но и повысит платёжеспособный спрос населения, создаст дополнительные предпосылки для экономического развития. При этом постепенного сближения материального достатка различных социальных групп необходимо добиваться прежде всего посредством борьбы с бедностью, а не с благосостоянием.
Одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан. <…>
Конечной целью развития социальной сферы социального государства должно стать утверждение принципа социальной справедливости».
414. Опираясь на текст, укажите основные источники формирования российской модели социального государства.
Ответ: В качестве основных источников формирования российской модели социального государства могут быть указаны: опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада; исторические традиции России; менталитет русского и других коренных народов нашей страны; геополитическое положение России; природно-климатические условия нашей страны.
415. Почему автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова? Дайте определение социального государства.
Ответ: Автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова, поскольку при такой трактовке понятие «социальное государство» будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами. Социальное государство – государство, стремящееся к обеспечению каждого гражданина достойными условиями существования, социальной защищенности.
416. Какая составляющая, по мнению автора, должна стать важнейшей в социальной сфере? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера данной составляющей.
Ответ: Важнейшей составляющей в социальной сфере, по мнению автора, должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан.
В качестве примеров могут быть приведены: социальное страхование и обеспечение граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, инвалидность безработица, несчастный случай и т. п.); оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и т. д.; поощрительная и вспомогательная система, занимающаяся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства, приобретения жилья, отдыха, получения дополнительного образования и т. д.
417. Конечной целью развития социальной сферы, как отмечает автор, должно стать утверждение принципа социальной справедливости. Укажите три проявления этого принципа.
Ответ: в качестве примеров могут быть указаны: гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния; создание, в идеале, равных стартовых возможностей всем членам общества через систему образования, воспитания и социальной поддержки; обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоёв и отдельных граждан, не имеющих возможности трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень и др.
Раздел № 6.
Когда я действую как брат, супруг или гражданин, (…) я исполняю обязанности, установленные вне моих действий правом и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами и когда я признаю в душе их существование, последнее остается все-таки объективным, так как не я сам создал их, а они внушены мне воспитанием.
Как часто при этом неизвестны детали наложенных на нас обязанностей, и для того, чтобы узнать их, мы принуждены справляться с кодексом и советоваться с его уполномоченными истолкователями!
Система знаков, которыми я пользуюсь для выражения моих мыслей, система монет, употребляемых мною для уплаты долгов, орудия кредита, служащих мне в моих коммерческих сношениях, обычаи, соблюдаемые в моей профессии, и т.д. – все это функционирует не зависимо от того употребления, которые я из них делаю. Пусть возьмут одного за другим всех членов, составляющих общество, и все сказанное может быть повторено по поводу каждого из их. Следовательно, эти образы мыслей, действий и чувствований обладают тем замечательным свойством, что существуют вне индивидуальных сознаний.
Эти типы поведения или мыслей не только находятся вне индивидуума, но и обладают еще и принудительной силой, вследствие которой он вынуждается к ним независимо от своего описания. Конечно, когда я добровольно сообразуюсь с ними, это принуждение, будучи бесполезным, мало или совсем не чувствуется; тем не менее оно является характерным свойством этих фактов, доказательством чего может служить то обстоятельство, что оно появляется тотчас же, как только я пытаюсь сопротивляться. Если я промышленник, то никто не запрещает мне работать, употребляя приемы и методы прошлого столетия, но, если я сделаю это, я, наверное, разорюсь. Даже если фактически я могу освободиться от этих правил и с успехом нарушить их, то я могу сделать это только после борьбы с ними; если даже в конце концов они и будут побеждены, то все же они достаточно дают чувствовать свою принудительную силу тем сопротивлением, которое оказывают. Нет такого новатора, даже счастливого, предприятия которого не сталкивались бы с оппозицией этого рода.
Вот, следовательно, разряд фактов, отличающихся специфическими свойствами; его составляют образы мыслей, действий и чувствований, находящиеся вне индивида и одаренные принудительной силой, вследствие которой он вынуждается к ним. Отсюда их нельзя смешать ни с органическим явлениями, так как они состоят из представлений и действий, ни с явлениями психическими, существующими лишь в индивидуальном сознании и благодаря ему. Они составляют, следовательно, новый вид, и им-то и должно быть присвоено название социальных.
( Э. Дюркгейм )
1) От каких двух групп явлений отличаются, по мнению автора, явления социальные?
Ответ:
А)Органические
Б)Психические
2) Как автор объясняет объективный характер обязанностей, которые есть у человека в обществе? Приведите два объяснении, данные в тексте.
Ответ:
А) « не я сам создал их, а они внушены мне воспитанием»;
Б) они « существуют вне индивидуальных сознаний»
3) Какое социологическое понятие характеризует автор, когда пишет: « … я действую как брат, супруг или гражданин »? Укажите любые две характеристики этого понятия, сформулированные автором.
Ответ:
А) Понятие: социальная роль;
Б) Авторские характеристики:
- нормативный характер ( общество устанавливает типы поведения мысли, которые обладают принудительной силой);
-универсальный характер (« Пусть возьмут одного за другим всех членов, составляющих общество, и все сказанное может быть повторено по поводу каждого из них »).
4) Автор пишет о принудительной силе предписанных обществом типов поведения. Какой характер имеет принуждение, идущее от них? На чем основан механизм его социального действии? Приведите собственный пример описанного автором принуждения.
Ответ:
А) Указан характер принуждения: непрямой, так как отсутствуют явные, прямые, формальные запрещения ( « никто не запрещает » другой тип поведения);
Б) Показан механизм действия: добровольность и личная ответственность за исход;
В) Приведен пример: допустим, поведение новенького в классе: он может вести себя наперекор установленным правилам поведения и постоянно ощущать сопротивление, давление, а может добровольно принять и следовать типам поведения, принятым в новом классе.
5) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « Социальная группа »?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной группа.
Ответ:
А) Смысл понятия например: « Социальная группа – это объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак »;
Б) Два предложения с информацией о социальной группе, опирающейся на знание курса, например:
- « Социальная группа связана системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами »;
- « Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода и одной социальной группы в другую ».
6) С помощью трех примеров проиллюстрируйте протекания процесса социализации человека.
Ответ:
А) Ребенок начинает соблюдать правила общения со старшими – происходит освоение человеком социальных норм;
Б) Ученик приобретает экономические знания – происходит приобщение к накопленному интеллектуальному потенциалу общества;
В) Человек входит в социальную группу и становиться участником ее деятельности – происходит е формирование как представителя группы, носителя ее норм и ценностей.
7) В любом современном обществе существуют богатые и бедные, различающиеся уровнем дохода и властью в обществе. Какое социальное явление иллюстрируют указанные различия? На основе обществоведческих знаний укажите любые три социальных фактора, которые эти различия определяют.
Ответ:
А) Названо социальное явление: социальное неравенство;
Б) Указаны социальные факторы , определяющие социальные различия:
- уклад жизни и связанные с этим возможности доступа к образованию, профессиональной занятости и т.п. ( городское и сельское население );
- разделение труда и связанные с этим возможности профессионального роста (работники умственного и физического труда);
- социальные роли ( отец, врач, политический деятель ).
8) Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме « Социальный контроль ». Составьте план, в соответствии с которым вы будите освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Ответ:
А) Социальный контроль как механизм регуляции отношений индивида и общества с целью обеспечения порядка и стабильности.
Б)Основные элементы контроля:
1) социальные нормы – правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений;
2) социальные санкции - реакция со стороны общества на поведение человека или группы.
В) Виды санкций:
1)формальные ( позитивные и негативные );
2) неформальные ( позитивные и негативные ).
Г) Формы социального контроля:
1) внешний ( совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов );
2) внутренний (индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами ).