Основы методики проведения практических занятий по огневой подготовке
Принципы и методы обучения
Под процессом обучения следует понимать деятельность преподавателя (инструктора) и деятельность обучаемых сотрудников органов внутренних дел, направленную на усвоение определенных знаний, приобретение умений и навыков владения боевым оружием.
Для того чтобы обучение было целеустремленным и действенным, каждый руководитель занятий должен уяснить, что означает владеть знаниями, умениями и навыками применительно к вопросам огневой подготовки. При этом он должен четко себе представлять, что знания – это не только сохранение в памяти содержания изученного материала, но и понимание его сущности, на основе чего обучаемый мог бы сделать обобщения и практические выводы. Например, чтобы знать материальную часть оружия, надо помнить названия частей и механизмов, понимать их назначение и работу при стрельбе. Для того чтобы знать приемы и правила стрельбы, необходимо не только запомнить их, но и понять, почему приняты именно эти приемы и правила, а не другие.
Умение – это применение знаний на практике, т.е. осознанное выполнение тех или иных практических действий с использованием соответствующих знаний. Например, на основе полученных знаний по устройству оружия каждый сотрудник должен уметь правильно выполнить разборку (сборку) оружия, подготовить его к стрельбе, устранить задержки, возникающие в процессе стрельбы; на основе знаний приемов и правил стрельбы – уметь применять их, сообразуясь с условиями обстановки.
Навыки – это умения, доведенные до такого совершенства, когда процесс выполнения практических действий автоматизируется, т.е. когда не требуется каждый раз припоминать знания, обосновывающие эти действия. Навыки вырабатываются в результате многократного повторения действий в процессе упражнений (тренировок). В системе огневой подготовки навыки особенно важны при производстве действий с оружием, выполнении приемов стрельбы, устранении задержек при стрельбе, разборке и сборке оружия.
Принципы обучения
Для успешного обучения личного состава огневой подготовке руководитель стрельб (руководитель занятия) должен хорошо знать не только содержание и цели обучения, но и принципы обучения. Под принципами обучения понимают общие положения, которые отражают важнейшие закономерности и цели процесса обучения. Для формирования боеготовности сотрудников органов внутренних дел в основу их обучения положены следующие принципы: научность в обучении; обеспечение постоянной боевой готовности; сознательность в обучении и активность обучаемых; наглядность; систематичность и последовательность в обучении; доступность; индивидуальный подход к обучаемым.
Рассмотрим сущность каждого принципа применительно к огневой подготовке.
Научность в обучении. Этот принцип требует от руководителя занятий умения опираться на современные научные разработки при изложении учебного материала. Предлагаемые в процессе обучения методики формирования практических навыков должны быть экспериментально обоснованы, а их эффективность научно доказана.
Обеспечение постоянной боевой готовности. Данный принцип подразумевает проведение занятий в условиях, приближенных к реальным условиям осуществления служебной деятельности сотрудниками. Необходимо, чтобы личный состав владел приемами обращения с оружием и знал правила стрельбы, оружие в подразделении всегда было исправно и приведено к нормальному бою.
Этот принцип предполагает включение в процесс обучения элементов специальной подготовки личного состава к успешным действиям в ситуациях, связанных с применением огнестрельного оружия. Каждый сотрудник должен уметь выполнять не только упражнения одиночных стрельб, но и действовать в составе группы, уметь принять решение на открытие огня и эффективно использовать окружающую обстановку для собственной защиты и защиты граждан.
Сознательность в обучении и активность обучаемых. Осуществление данного принципа предполагает твердую убежденность обучаемых в необходимости успешного усвоения программы. Сознательность в обучении требует от сотрудников осмысленного усвоения всех разделов программы обучения с задачей научиться правильно применять полученные знания, умения и навыки на практике. Сознательность в обучении возможна только при активном участии личного состава в процессе обучения. Данный принцип может быть реализован путем конкретного определения обучаемым цели каждого действия, упражнения. Так, при выполнении упражнений “вхолостую” (т.е. без патрона) необходимо четко обозначить цель каждого упражнения, чтобы обучаемые понимали смысл всех своих действий.
Повышению активности обучаемых на занятиях также способствуют соревнования между сотрудниками и подразделениями в достижении лучших результатов, применение новых методических приемов, различных схем организации занятий, объявления в ходе занятия фамилий сотрудников, достигших отличных результатов, и т.д.
Наглядность в обучении. Наглядность в обучении помогает поддерживать внимание, облегчает понимание, способствует лучшему усвоению учебного материала. Наглядность на занятиях по огневой подготовке во многом зависит от материального обеспечения. Самыми лучшими наглядными пособиями являются те предметы, которые изучаются, т.е. боевое и учебное оружие, боеприпасы. Однако и при полной обеспеченности занятия боевым или учебным оружием иногда необходимо прибегать к плакатам и схемам, макетам оружия и боеприпасов, видеофильмам и компьютерным программам, которые позволяют лучше и подробнее показать устройство и работу частей и механизмов оружия, правильное выполнение того или иного приема или действия с оружием. При этом наглядные пособия должны демонстрироваться только по мере надобности, в остальное время они не должны отвлекать внимание обучаемых.
Наглядность в обучении стрельбе может быть достигнута в том случае, если стрелок видит результаты выполнения упражнения. Для контроля за действиями обучаемых при стрельбе на мишенную стенку помещается большой белый лист (2´1,5 м), на котором закрепляется мишень. В случае промаха мимо мишени пробоины будут видны на белом листе. При этом обучаемый может наглядно видеть результаты своих ошибочных действий и своевременно внести коррективы для устранения ошибок.
Систематичность и последовательность в обучении. Принцип систематичности и последовательности является основой для составления программ обучения, при планировании занятий и находит отражение в последовательности изложения материала.
Систематичность изучения вопросов огневой подготовки заключается, прежде всего в том, чтобы занятия проводились равномерно в течение всего года, а учебный материал излагался в определенной последовательности. Руководитель занятий должен учитывать систематичность посещения занятий сотрудниками, которые ввиду специфики служебной деятельности могут пропускать некоторые занятия. С такими сотрудниками необходимо проводить индивидуальные занятия и контролировать уровень их подготовленности.
Систематичность и последовательность изучения вопросов приемов и правил стрельбы заключается, прежде всего в том, чтобы знания, умения и навыки постепенно наращивались, материал отрабатывался с последовательным переходом от менее сложного к более сложному, от частного к общему, в тесной увязке с другими разделами огневой подготовки.
Доступность в обучении. Принцип доступности в обучении требует, чтобы содержание и объем изучаемых вопросов соответствовали общему развитию обучаемых и имеющемуся у них запасу знаний. Этот принцип достаточно актуален в системе органов внутренних дел, так как в одном подразделении несут службу сотрудники с различной степенью подготовленности и уровнем образования. Рядовой и младший начальствующий состав, как правило, имеет только общее среднее образование, а младший и старший начальствующий состав – среднее специальное или высшее образование; кроме того, многие сотрудники, имеющие высшее образование, обучались в гражданских вузах и, как правило, не имеют специальной подготовки.
При подготовке к занятию руководитель должен учитывать, что непосильный для обучаемых материал снижает интерес к занятиям, не развивает самостоятельности и активности в обучении.
Индивидуальный подход к обучаемым. Решение основной задачи огневой подготовки – формирования у сотрудников устойчивых навыков действий с оружием в различных ситуациях служебной деятельности – возможно только при условии знания индивидуальных особенностей каждого обучаемого, анализа каждой его ошибки и каждого успешного действия.
Низкие результаты стрельбы подчас только тем и объясняются, что руководитель занятий вовремя не выявил индивидуальных особенностей обучаемого (особенности зрения, координационных способностей, качеств быстроты и т.п.), не учел предыдущих результатов выполнения упражнений, не вел учета ошибок, допускаемых каждым обучаемым.
Обучаемые по-разному воспринимают учебный материал – одни быстро, другие медленнее, каждый из них по-своему подходит к решению практических вопросов, по-своему проявляет инициативу, активность, интерес к тому или иному вопросу. Знать эти особенности и учитывать индивидуальные качества и способности каждого обучаемого – обязанность руководителя занятий.
Методы обучения
Огневая подготовка с рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел проводится на занятиях в составе учебной группы. В зависимости от состояния учебно-материальной базы и степени подготовки руководителей занятий группа может состоять из 8-15 человек.
На каждом занятии целесообразно применять несколько методов обучения. Основными методами, применяемыми на занятиях по огневой подготовке, являются показ, рассказ, практическое упражнение и тренировка.
Показ на занятиях обеспечивает наглядность обучения и применяется с целью представления обучаемым изучаемых предметов, действий или явлений. При этом они должны наглядно видеть, что должны изучить или чему научиться.
Метод показа применяется при изучении практических приемов (действий) с оружием: разборки и сборки, чистки и смазки, осмотра, подготовки оружия к стрельбе и др. Показ должен быть безупречным, образцовым. Действия, показанные четко, правильно и красиво, всегда производят сильное впечатление и сохраняются в памяти обучаемых долгое время.
Рассказ (объяснение) является методом последовательного изложения учебного материала.
Рассказ должен быть кратким и доходчивым. Он позволяет раскрыть такие стороны изучаемых действий, которые недоступны непосредственному восприятию. Рассказ ориентирует обучаемых на то, от чего зависит правильность выполнения приема или его части. В результате этого обучаемые быстрее и отчетливее замечают то, что нужно. Посредством этого метода раскрывается сущность изучаемого явления, процесса, действия, в нем используются рассуждения, доказательства. Метод рассказа является основным при изучении материальной части оружия.
Практическое упражнение – это многократное сознательное выполнение обучаемыми приема (действия) с оружием.
Особым видом метода практического упражнения является тренировка. Тренировка применяется уже после освоения обучаемыми практического приема (действия) с целью доведения выполнения приема до автоматизма и выработки у обучаемых практических навыков.
Тренировка в выполнении приемов должна проводиться при обязательном контроле со стороны руководителя с тем, чтобы отметить успехи и недостатки работы обучаемых, а также вовремя отметить допущенные обучаемыми ошибки с целью их немедленного исправления.
Из многих методов, которые могут быть рекомендованы для проведения занятий по различным разделам огневой подготовки, руководитель занятий сам избирает в соответствии со своими знаниями, особенностями обучаемых и другими условиями те приемы и методы, которые смогут обеспечить наилучшую подготовку личного состава. Отдавая предпочтение тем или иным приемам, руководитель занятий должен помнить, что нет и не может быть универсального метода обучения. Разнообразие в методах и приемах преподавания – необходимое условие успешного обучения.