Характеристика основных теорий происхождения государства и права
На смену первобытной организации общества приходит государство. Почему? Однозначного ответа на этот вопрос нет и быть не может. Дело в том, что у различных народов государства возникали по-разному. Однако ученые всегда стремились найти общие закономерности их возникновения. На сегодняшний день существует достаточно много теорий, так или иначе объясняющих процесс возникновения государства.
Материалистическая теория. До недавнего времени эту теорию называли марксистско-ленинской, а основными представителями являлись К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин. При этом умалчивали имя американского этнографа Льюиса Моргана, который проанализировал эволюцию развития первобытного общества на примере североамериканских индейцев и в 1877 году издал книгу «Древнее общество». На основе данного исследования Ф. Энгельс написал книгу «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
В соответствии с материалистической теорией возникновение государства и права рассматривается как естественно-исторический процесс развития общества.
Изначально производительность труда была чрезвычайно мала.
Человек производил даже меньше того, что ему требовалось. Но постепенно человек стал перерабатывать то, что давала природа, заниматься земледелием, скотоводством - росла производительность труда, росло сознание человека.
На определенных этапах развития первобытного общества произошли три общественные разделения труда:
1) выделение скотоводства из общей массы проводимых работ;
2) ремесло выделилось из земледелия;
3) появилась группа людей, которая обменивала продукцию - купцы. В советские времена их называли спекулянтами. В условиях рыночной экономики – предпринимателями. А в те далекие времена возникновение группы людей, специализирующихся на обмене (купле-продаже) производимой продукции и выращиваемого урожая, явилось мощным импульсом для развития производства, поскольку они обеспечивали сбыт товара и, тем самым, способствовали повышению производительности труда.
Теологическая теория(от греч. Theos - бог, logos – понятие, учение) – учение о боге.
Основными представителями этой теории являются: Фома Аквинский, Ж.Маритен, Ф.Лебюфф, Д.Эйве, Кост-Флорэ.
Это учение является одним из самых древних. Возникло оно одновременно с первыми государствами на основе религиозно-мифологических представлений их божественного происхождения. Особенность данной теории состоит в том, что ее представители никогда не ставили перед собой задачу обосновать процесс происхождения государства, основную задачу они видели в обосновании государственной власти. Г.Ф. Шершеневич, говоря о причинах множественности теорий происхождения государства и права, отметил, что для отдельных ученых «не то важно, каково было в действительности государство, а как найти такое происхождение, которое способно было бы оправдать заранее предвзятый вывод». Теологическая теория обосновывает две основные идеи. Первая состоит в доказывании божественного происхождения государственной власти. Вся власть от бога. Вторая задача заключается в том, чтобы подчинить светские власти церкви. Наиболее яркий представитель этой теории, святой католической церкви Фома Аквинский утверждал, что «все христианские короли должны быть подчинены римскому первосвященнику как самому господу Иисусу Христу. Папа есть царь царей, владыка владык, власть которого не прекратится и не распадется во веки веков».
Патриархальная теория. Ее основателями является Платон и Аристотель, которые считали, что возникновение государство есть результат разрастания патриархальной семьи, глава которой становится монархом.
Позднее основная идея этой теории использовалась на западе Г. Мэном, Э. Вестермарком и Д. Мэрдоком, а в России - Н.К. Михайловским. Вера в хорошего, доброго и справедливого царя, «отца народов», скорее всего, проистекает из патриархальной теории.
Психологическая теория. Представители этой теории (Цицерон, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, З. Фрейд, Дж. Ф. Мейтленд-Джонс) обосновывают происхождение государства и права особыми свойствами человеческой психики: врожденной потребностью жить вместе, осознания массой своей зависимости от власти, биопсихологическими, сексуальными инстинктами, деятельностью той или иной «сильной личности».
Так, Цицерон полагал, что государство есть достояние народа. Народ - не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных с собой в вопросах права и общности интересов. Первой причиной для такого соединения людей является не столько их слабость, сколько врожденная потребность жить вместе.
Видный русский государствовед Н.М. Коркунов связывал возникновение государства с потребностью к «психологическому единению людей», «коллективному сознанию», к необходимости разграничения интересов. Государство возникает, по мнению Н.М. Коркунова, в результате осознания массой своей зависимости от власти.
Органическая теория. Ее представители: английский социолог Г. Спенсер, швейцарский юрист - И. Блюнчли, французский социолог - Вормс.
На основе сходства существующего между явлениями органической и общественной жизни сторонники органического воззрения предприняли попытку биологизации общества, государства и права, перенесения законов развития животных на общественные явления. Точно также как организм животного состоит из клеток, государство представляет собой общественный организм состоящий из отдельных людей, считал Герберт Спенсер. По его мнению, государство возникают одновременно с возникновением людей и совершенно так же как и организм, растет, дифференцируется, специализируется, размножается и умирает.
Теория насилия. Основные представители: Л. Гумплович и К. Каутский, Е. Дюринг.
В соответствии с этой теорией государство всегда образуется в результате насилия. Л. Гумплович в 1910 году выпустил книгу на русском языке «Общее учение о государстве», в которой писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-то иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения».
К. Каутский в книге «Материалистическое понимание истории», изданной в 1931 году писал: «Государство и классы начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания».
Рассматриваемая теория подтверждается конкретными историческими фактами. Так, германские племена завоевали часть римской империи и вследствие этого возникло германское государство. В тоже время эту теорию нельзя считать универсальной. Далеко не все государства возникли в результате акта насилия. Кроме того, не на любом этапе развития общества акт насилия приводил к возникновению государства. Победа одним первобытным стадом другого не приводила и не могла привести в тот период времени к возникновению государства. Для этого должны сформироваться соответствующие условия.
Теория договорного происхождения государства (естественно-правовая теория) зародилась в глубокой древности. Основоположниками данной теории являются: Гроций, Локк, Монтескье. Эпикур и некоторые другие философы - софисты в Древней Греции считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага.
Таблица: «Теория происхождения государства и права»
Теория происхождения государства и права | Представители | Содержание | Оценка |
Договорная | Г. Гроцкий, Г. Гоббс, Д. Локк, Б. Спиноза, Ж-Ж Руссо. | Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. | Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора, которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом обществу произволу, неравенству людей перед законом, следует узнать, что нет убедительных научных данных подтверждающие реальность этой теории. Также эта теория игнорирует необходимость предпосылок для того могло возникнуть государство. |
Патриархальная | Аристотель, Филмер, Михайловский | Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Его власть – это продолжение власти отца, монарх же отец всех своих подданных. | Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. |
Теологическая | А.Августин, Ф.Аквинский | Теория отстаивает идеи незыблемости вечности государства, необходимости подчинения государственной воле, как власти от Бога, но не вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации. Суждение о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви. | Теологическую теорию доказать, как нельзя и прямо опровергнуть: вопрос об ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Всемирного разума, т.е. в конечном счете вопросы веры. |
Насилия | К.Каутский, Е.Дюринг, Шан Ян | Возникновение государства рассматривается, как реализация закономерности подчинения слабого сильному. Многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого. | Чтобы возникло государство необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если уровень не достигнут, то никакие завоевания не могут привести к возникновению государства. |
Психологическая | Петражицкий, З.Фрейд | Появление государства и права объясняется проявлением свойств человеческой психики, потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты общества, сознанием справедливости, определенных вариантов действия и отношения и пр. | Влияние человеческой психики не является решающим, а сама психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных условий. Именно эти условия должны учитываться в первую очередь. |
Рекомендованная литература
Алексеев Л.С., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.
Венгеров А.Б. Значение археологии и этнографии для юридической науки // Советское государство и право. 1983. № 3.
Вернадский Г.В. История права. СПб., 1999.
Виппер Р.Ю. История древнего мира. М., 1994.
Гиляров Е.М. Происхождение и сущность государства. М., 1998.
Дробышевский С.А. Классические теоретические представления о государстве, праве и политике: Учебное пособие. Красноярск, 1999.
Дробышевский С.А. Политическая организация общества и право: историческое место и начало эволюции. Красноярск, 1991.
История первобытного общества: Эпоха классообразования. М., 1988.
Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М. 2004.
Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
От доклассовых обществ к раннеклассовым. М,, 1987.
Первобытное общество. М., 1975.
Ромашов Р.А. Государство: предпосылки возникновения, механизм функционирования, критерии классификации: Учебное пособие. СПб., 1998.
Рулан И. Юридическая антропология. Учебник для вузов. М., 1999.
Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. М., 1958.
Спиридонов Л.И. Социальное развитие и право. Л., 1973.
Тихомиров Ю.А. Государство: развитие теории и общественная практика // Правоведение. 1999., 3.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К.,
Вопросы студенту для самопроверки:
1.Назовите основные причины и предпосылки появления государства?
2.Теории возникновения государства: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, классовая (марксистская), психологическая др. – выявите достоинства и недостатки, каждой теории.
3.Теории происхождения права: теологическая, естественно–правовая, историческая школа права, психологическая, марксистская и др.