Деятельность России и международных организаций (ООН, ОБСЕ) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве
Россия принимает самое активное участие в решении проблем региональной и международной безопасности, участвует в урегулировании региональных конфликтов, миротворческих операциях различных форматов (ООН, ЕС, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ). ОДКБ – Организация Договора о коллективной безопасности – военно-политически й союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о Коллективной Безопасности от15.05.1992.
В своей внешней политике российское руководство уделяет приоритетное внимание урегулированию региональных конфликтов на постсоветском пространстве, которые находятся в непосредственной близости от границ нашей страны, оказывают прямое воздействие на безопасность государства и затрагивают его национальные интересы.
К «горячим точкам», требующим особого внимания, относят Северный Кавказ, Приднестровье, Центрально-Азиатский район.
Анализ общей ситуации на Северном Кавказе в последние годы показывает, что одними силовыми методами с бандитизмом и терроризмом покончить не удается. Причины сохранения напряженности в регионе кроются в том, что не созданы благоприятные условия для развития инфраструктуры и социально-экономической сферы республик Северного Кавказа. Годами складывался синдром финансово-экономической ущербности, убыточности региона, опасности инвестирования в местную промышленность и инфраструктуру.
Потенциально республики Северного Кавказа самодостаточны: они находятся в благоприятных климатических условиях, располагают необходимыми природными ресурсами, лежат на пересечении стратегических коммуникаций, население продолжает численно увеличиваться (это на фоне общей удручающей демографической ситуации в стране).
Следовательно, изменение законодательной базы, принятие федеральным центром стратегических решений применительно к этому региону даст толчок экономическому развитию Северного Кавказа и решению накопившихся здесь социально-экономических проблем.
Это позволило бы местным властям в короткие сроки развить рентабельные отрасли экономики, сельского хозяйства, привлечь российские и иностранные инвестиции и кредиты, решить наболевшие социальные проблемы (снизить уровень безработицы, возродить традиционные для региона промыслы и предприятия, построить новые школы, больницы, современное жилье, дороги, мосты и т.п.). Таким образом, будет выбита почва из-под ног бандитов, а их главари лишаться возможности вербовать молодежь в свои ряды.
В пользу таких подходов к решению проблем северокавказских республик можно привести цитату из докладной записки царю Николаю II в 1907 г. наместника Российской Империи на Кавказе графа И.И.Воронцова-Дашкова: «Я не допускаю возможности управления Кавказом из центра, на основании общих формул, без напряженного внимания к нуждам и потребностям местного населения, разнообразного по вероисповеданиям, по племенному составу и по политическому прошлому. Централизация допустима только тогда, когда она в силах внимательно следить за всеми проявлениями жизни населения на определенной территории и регулировать их в известном направлении; иначе она опасна, так как ведет к разобщению частей государства».
Корни и причины конфликтов на постсоветском пространстве носят общий характер, но у них имеются индивидуальные особенности политического, стратегического, экономического, этнического, демографического, идеологического, исторического, языкового, географического или иного характера, поэтому специфика и перспективы их разрешения неодинаковы.
В грузино-абхазском и грузино-южноосетинском конфликтах большую роль в прекращении огня и поддержании мира сыграли российские миротворцы, которые действовали на основании соответствующих двухсторонних соглашений.
Миротворческая миссия в Абхазии осуществлялась Россией в соответствии с мандатом глав государств СНГ и в тесном сотрудничестве с миссией ООН (мандат СНГ на проведение Россией миротворческой операции в Абхазии поддерживался резолюцией Совета Безопасности ООН). А в Южной Осетии – только на основании двухстороннего соглашения и в тесном сотрудничестве с миссией ОБСЕ. (ОБСЕ Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности, объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии).
При этом легитимность действий России против грузинской стороны очевидна. В соответствии с нормами международного права нападение на пользующихся законным мандатом миротворцев равнозначно нападению на государство, которое их направило в зону конфликта. В таком случае государство вправе защитить своих граждан, выполняющих миротворческую миссию, и отразить агрессию в соответствии со ст. 51 Устава ООН.
Ответная военная операция России против грузинской группировки войск на югоосетинском направлении и ее тыловой инфраструктуры (военных баз, аэродромов, военных кораблей, складов оружия и боеприпасов и т.п.) была необходимой для скорейшего принуждения агрессора к миру.
Нагорно-карабахский конфликт самый трудноразрешимый на постсоветском пространстве.
На протяжении 1993 г. Совет безопасности ООН принял 4 резолюции по нагорно-карабахскому конфликту, требования которых (за исключением прекращения огня) вовлеченными сторонами до сих пор не выполнены.
05.05.1994 г. при посредничестве России и Киргизии под эгидой Парламентской Ассамблеи СНГ в Бишкеке был подписан Протокол о прекращении огня, который был дополнен соглашением от 04.02.1995.
Несмотря на отдельные вооруженные инциденты, в целом режим прекращения огня поддерживается усилиями самих сторон конфликта без привлечения международных миротворческих контингентов.
В декабре 1994 г. в Вене создана Группа планирования на высоком уровне (ГПНВУ), которая в июле 1995 г. представила действующему Председателю ОБСЕ концепцию многонациональной миротворческой миссии ОБСЕ по Нагорному Карабаху.
В августе 1995 г. было создано управление личного представителя действующего Председателя ОБСЕ по Нагорному Карабаху.
На саммите ОБСЕ в Лиссабоне (1996 г.) действующий председатель сделал заявление, призывающее к сохранению территориальной целостности Армении и Азербайджана, прояснению правового статуса Нагорного Карабаха путем соглашения, основанного на самоопределении, по которому провинция получила бы высшую степень самоуправления в составе Азербайджана и при этом была бы обеспечена безопасность всего населения в регионе.
С этим заключением согласились все страны – участницы ОБСЕ, за исключением Армении. В 1997 г. в результате интенсивных консультаций действующий председатель ОБСЕ назначил Францию, Россию и США сопредседателями Минской конференции. Они подготовили двухэтапный план, предусматривавший демилитаризацию линии прекращения огня и возвращение беженцев, а также особый правовой статус Нагорного Карабаха.
К сожалению, сближения позиций сторон конфликта по основным проблемам, включая вопрос создания международного миротворческого контингента войск, пока достигнуть не удалось.
Одними из наиболее острых вопросов в этом конфликте остаются:
- будущий статус республики;
- освобождение прилегающих к НКР районов Азербайджана (армянскими силами было оккупировано за пределами Нагорного Карабаха 14% территории, которые рассматриваются ими в качестве «пояса безопасности»между Нагорно-Карабахской Республикой (НКР) и Арменией);
- возвращение беженцев.
Переговоры по мирному разрешению беспрецедентного по сложности конфликта продолжаются при международном посредничестве, в котором активную роль играет Россия.
С 2005 г. международные посредники – сопредседатели Минской группы ОБСЕ сосредоточили свои усилия на работе со сторонами по выработке компромиссных базовых принципов урегулирования, на основе которых стала бы возможной выработка соглашения об урегулировании нагорно-карабахского конфликта.
08.10.2009 в Кишиневе состоялась пятая встреча президентов Армении и Азербайджана с участием Сопредседателей Минской группы. 9 октября там была проведена трехсторонняя встреча президентов Азербайджана, Армении и России.
Принципиальная позиция России по Нагорному Карабаху, изложенная В.В.Путиным еще на январской 2000 года встрече с Г.А.Алиевым и Р.С.Кочаряном в Москве и подтвержденная Д.А.Медведевым в 2009 г. в контактах с И.Г.Алиевым и С.А.Саргсяном, остается неизменной:
- мы против навязывания участникам конфликта каких-либо рецептов извне и исходим из того, что главная ответственность за окончательный выбор должна лежать на азербайджанцах и армянах;
- Россия готова поддержать тот вариант решения проблемы, который устроит все вовлеченные стороны, а в случае достижения компромиссной договоренности – выступить гарантом урегулирования;
- жизнеспособным будет такое решение проблемы, которое позволит вернуть стабильность и спокойствие в Закавказье, а в постконфликтный период поможет сохранить исторически сложившийся там геополитический баланс сил, не приведет к превращению региона в арену международного политического и военного соперничества.
Приднестровский конфликт к настоящему времени протекает относительно спокойно.
21.07.1992 в Москве между Россией и Молдавией в присутствии руководителя Приднестровья было заключено Соглашение «О принципах урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы».
В соответствии с этим соглашением удалось добиться полного прекращения боевых действий, разъединить противоборствующие стороны, создать между ними зону безопасности, куда были введены воинские подразделения Смешанных миротворческих сил (российский, приднестровский и молдавский батальоны до 600 человек каждый).
Впервые в практике подобных операций в состав миротворческого контингента вошли представители сторон конфликта: Молдовы и Приднестровья.
Формирование Объединенной контрольной комиссии, Объединенного военного командования, института военных наблюдателей было осуществлено также на паритетной основе тремя сторонами. Все решения Объединенной контрольной комиссии и ее военного органа – Объединенного военного командования принимаются только методом консенсуса.
В качестве военных наблюдателей, помимо России, Молдовы и Приднестровья, в зоне безопасности участвуют и представители Украины.
Объединенная контрольная комиссия наладила сотрудничество с организацией-посредником в лице ОБСЕ, подписав с ней 21.07.1994 Принципы сотрудничества между миссией ОБСЕ и ОКК в зоне безопасности».
Несмотря на сохраняющуюся политическую, дипломатическую, информационную и другие виды конфронтации между Кишеневым и Тирасполем, во многом благодаря удачно найденному формату миротворческой операции, в зоне безопасности твердо поддерживается режим перемирия и общий порядок.
В целом нерешенность молдавско-приднестровского конфликта является одним из основных факторов, дестабилизирующих общую обстановку в регионе.
Активизация усилий российского руководства, миротворческая деятельность России и международных организаций в улаживании конфликтов в горячих точках в последние годы постепенно начинают приносить свои плоды.
Главным итогом этой деятельности явилось:
- повсеместное прекращение кровопролития,
- разъединение противоборствующих сторон,
- предотвращение гуманитарных катастроф,
- переход конфликтов в стадию замороженных,
- недопущение концентрации в зонах нестабильности международных террористов и экстремистских организаций,
- создание условий к возобновлению мирного диалога между сторонами конфликта напрямую и с участием международных посредников.