Культурная революция в развитии Донбасса

Объективные условия жизни 20-х - 30-х годов обусловили развитие культурного процесса в стране преимущественно вширь. Это нашло выражение в приобщении широких масс трудящихся к культурным ценностям, повышении их общекультурного уровня, создании условий для проведения культурно-массовой работы. Наиболее ярко эти тенденции проявились в Донбассе, крупном промышленном центре страны, где еще не сложились определенные культурные традиции, не было своего культурного центра, кадров творческой интеллигенции. Потому для Донецкого края характерны были прежде всего количественные накопления в области культуры.

Отличительной особенностью культурного развития в Донбассе были высокие темпы создания материальной базы культуры. Если первыми очагами культуры становились клубы, сельские дома, библиотеки, красные уголки, и для них строились специальные здания, то в 1928 г. в г.Сталино был построен один из первых на Украине Дворец культуры металлистов (ныне Центр славянской культуры). В 1936 г. в Донбассе уже действовало 14 таких дворцов, 1916 клубов, 1904 библиотеки. Быстрыми темпами развивалась киносеть региона. Количество киноустановок в крае выросло со 159 в 1925 г. до 821 в 1933 г.

К началу 40-х годов было построено 66 кинотеатров, среди которых один из лучших на Украине, кинотеатр им. Т.Г.Шевченко. В эти же годы было возведено здание театра оперы и балета, другие сооружения культурно-просветительного назначения.

В Донбассе острее, чем в других областях Украины, ощущался недостаток кадров профессиональных работников культуры. В эти годы происходило формирование художественной интеллигенции края, почти вся она была рабоче-крестьянского происхождения. Одним из первых объединений творческой интеллигенции стала писательская организация «Забой», членами которой являлись М.Л.Слонимский. Ю.Л.Черный-Диденко, М.Голодный (М.С.Эпштейн), Г.М.Баглюк, II.Г.Беспощадный и другие.

В 1920 г. в Константиновке был создан первый в Донбассе профессиональный театр. Появились также театры в Луганске - "Шахтерка Донбасса", в Артемовске - "Синяя блуза". Однако профессиональный уровень многих артистов был невысок.

Остро ощущалась потребность в массовых профессиях культпросветработников, руководителей кружков художественной самодеятельности. Так, в Луганском районе в 1928 г. из 87 анкетированных культпросветработников половина не имела специального образования.

Чтобы ускорить подготовку руководителей кружков художественной самодеятельности, актеров для рабочих театров в Сталино в 1928 г. была создана театральная мастерская.

В 1930 г. в Сталино, Луганске, а затем в Горловке были открыты художественные рабфаки, которые помогали рабочей молодежи подготовиться к учебе в вузах республики. Занятия и консультации для рабфаковцев проводили преподаватели и студенты-старшекурсники Киевского музыкально-драматического института . Появляются первые учебные заведения искусства: Артёмовское музыкальное училище и художественный техникум в Луганске.

Недостаток профессиональных работников культуры был одной из причин того, что в Донбассе широкую поддержку и распространение получил призыв рабочих-ударников в литературу и искусство. Призыв был проявлением упрощенного, вульгаризированного подхода к решению сложной проблемы воспитания молодых кадров художественной интеллигенции. Много в этом деле было администрирования, неорганизованности. Тем не менее, призыв привлек внимание общественности к проблемам литературы и искусства, вызвал широкое движение литкружковцев. Школу литературных кружков прошли П.А.Байдебура, Ю.А.Черкасский, И.Н.Шутов и другие донецкие писатели.

В условиях нехватки квалифицированных кадров большую роль в культурном возрождении Донбасса играла помощь творческой интеллигенции республики. В эти годы перед донецкими рабочими выступали Н.Сосюра, 0.Вишня, П.Тычина, И.Микитенко, С.Пилипенко, Г.Эпик и многие другие. Только в 1929 г. было организовано 30 таких встреч. Большую работу проводила Ассоциация художников Червоной Украины (АХЧУ), которая в 1930 г. организовала в 12 населенных пунктах региона выставку художественных произведений под девизом "Культпоход на Донбасс".Художники АХЧУ руководили здесь 14 кружками изобразительного искусства. На гастроли в Донбасс приезжали ведущие театры Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова. С конца 20-х годов здесь начал работать филиал Киевского театра им.И.Франко под руководством Г.Юры. В 1933 г. на постоянную работу в г.Сталино приехала труппа Харьковского Краснозаводского театра во главе с главным режиссером театра В.С.Василько, основав Донецкий Государственный драматический театр им. Артема. К началу 40-х годов в Донецком крае работало 16 профессиональных театров.

Развитие самодеятельного творчества в Донецком крае в 20-30-е годы

Донбасс богат промышленной историей, но культурные традиции здесь даже в начале XX века не сложились: рабочие приезжали на заработки со всех концов страны - возникла пестрая этническая картина. Этно-культурные компоненты были привнесены из разных частей страны: это и сельская культура восточно-украинская и западно-украинская; это и городская культура центральной России и украинских городов. На территории Донбасса издавна возникли греческие поселения, татарские и болгарские, десятки других народностей расселились среди преобладающего украинского и русского населения в городах, поселках и селах. Вследствие этого к 20-м годам нашего столетия не могла сложиться объединяющая все население края какая-либо единая национальная культура с вековыми самобытными основами. Люди каждой нации и народности, поселявшиеся в Донбассе, были связаны определенной общностью национально-культурных традиций, в частности, бытовых обрядов, но общие культурные традиции сформироваться не смогли.

Другая особенность заключалась в том, что до 20-х годов в Донецком регионе не было центров духовной культуры: не существовало высших учебных заведений, не было театров, концертных залов, художественных музеев. Поэтому не сформировались какие-либо единые традиции духовности края. Очаги культурной жизни стали возникать в результате тех преобразований, что в художественной культуре края протекали в 20-30-е годы. Они несут на себе отпечаток своей эпохи.

Художественная самодеятельность в Донбассе носила действительно массовый характер. В деятельности кружков нашел отражение многонациональный состав рабочего класса Донбасса. В конце 20-х годов увеличилось количество украинских драматических и музыкальных кружков, наряду с ними работали греческие, татарские, армянские самодеятельные коллективы. Им оказывали помощь творческие коллективы. Так, Киевская капелла «Рух» взяла шефство над рабочей капеллой Макеевского металлургического завода. Известный и популярный композитор И.Дунаевский организовал шахтерский ансамбль песни и пляски при Рутченковском дворце культуры. В нем занималось 130 шахтеров и членов их семей. Однако не все кружки работали достаточно эффективно, деятельность их носила агитационно-пропагандистский характер, им не хватало мастерства и культуры. Но некоторые коллективы добились значительных успехов. Например, среди победителей Всеукраинской олимпиады самодеятельного искусства был греческий ансамбль Сартанской МТС. Любительское объединение «Изо – забой» дало путевку в жизнь известному художнику П.Кодьеву.

Важное место в системе культурно просветительской работы в Донбассе занимали клубы, дома культуры, клубы-театры, создаваемые при крупных предприятиях и позже именуемые дворцами культуры. Для вовлечения селян создавались красные сотенные уголки: на 100 хат одна выделялась для занятий художественной самодеятельностью. Сеть культурно просветительских учреждений росла быстро: к 1935 году в Донбассе насчитывались 441 клуб, 26 Дворцов культуры, на селе - 804 «сотенные хаты». Культурно-просветительные учреждения были центрами художественной самодеятельности: в них создавались театральные, музыкальные, хоровые кружки и студии. Кружки и студии 20-х - 30-х годов сделали свое доброе дело: через них тысячи тружеников приобщались к искусству, знакомились с достижениями театрально-музыкальной культуры, пробовали свои силы в непосредственно художественном творчестве. В 30-е годы самодеятельные театральные коллективы все чаще переходят к воплощению на клубной сцене крупных произведений советской, а также русской, украинской и зарубежной классической драматургии. Возникает ряд музыкально-драматических коллективов, оперных студий. Многие самодеятельные коллективы работали на высоком художественном уровне.

Культурно-бытовые условия рабочих Донбасса в 30-е годы Рабочий класс Донбасса, несмотря на противоречивость развития общества в 30-е годы, внес значительный вклад в создание материальных ценностей страны, что в конечном итоге способствовало улучшению его благосостояния.

Особенно острой проблемой на Украине, в том числе и в Донбассе, была обеспеченность жильем рабочих и их семей. В середине 30-х годов государственные расходы на жилищное строительство в Донбассе увеличились. Так, половина всех капиталовложений в жилищное строительство республики, направлялась в Донбасс. Развивалось кооперативное и индивидуальное строительство, на которое промышленные предприятия отпускали значительные средства из фонда улучшения быта рабочих. В первую очередь поощрялись передовики производства. Вместе с тем обеспеченность жильем была ещё недостаточной.

Наряду с жилищным строительством осуществлялось благоустройство городов и рабочих поселков, велось коммунальное строительство. Важно отметить, что рабочие проявляли большую активность в осуществлении благоустройства городов и поселков. Так, рабочие Горловки отработали 600 тыс. человеко-дней на коммунальном строительстве и благоустройстве города. Опыт горловчан был широко использован во всех рабочих центрах Украины.

Организационную работу по бытовому строительству и благоустройству проводили депутатские группы местных Советов. Профсоюзы выделяли специальные фонды премирования передовиков соревнования по благоустройству. В частности, поощрялось движение женщин-работниц, которые брали шефство над рабочими общежитиями.

Наряду с жилищно-бытовым строительством развивалась сеть культурно-просветительных учреждений: библиотек, дворцов культуры и т.д. Рабочие многих промышленных предприятий принимали активное участие в строительстве театров и кинотеатров. Так рабочий коллектив завода "Азовсталь" в 1934 г. построил летний театр в Мариуполе за 46 дней, к началу гастролей Ленинградского государственного Большого драматического театра. Прочно входило в быт рабочих радио. В 1936 г. только в Горловке было радиофицировано более 4 тыс. квартир рабочих.

Широкое распространение получили новые формы организации отдыха и профилактического лечения рабочих. Особое внимание уделялось организации здравпунктов непосредственно на промышленных предприятиях Донбасса, а также поликлиник для преимущественного обслуживания рабочих и их семей. Так, обслуживание шахтеров и их семей составляло в 1937 г. по Макеевскому региону - более 60%, по Горловскому - более 50%.

В 1937 г. на Украине функционировало 366 стационарных санаториев на 35 тыс. мест и 175 домов отдыха на 24 тыс. мест. Преимущественным правом на получение путевок пользовались передовики производства Донбасса. Преобладающее большинство рабочих и инженерно-технических работников получали путевки, частично или полностью оплаченные соцстрахом. Значительная роль в укреплении здоровья и быта рабочих отводилась развитию физкультуры и спорта.

На эти цели из бюджета Украины в 1937 г. было выделено в 4,2 раза больше средств, чем в 1933 году,

Отмена нормированного снабжения, снижение цен в 1935-1936гг способствовало развитию общественного питания. За этот период сеть столовых и буфетов в Донбассе, как и в целом по Украине, увеличилась почти в 3 раза.

Одной из важнейших мер, направленных на улучшение материального и бытового положения рабочих, явилось создание на промышленных предприятиях собственных продовольственных баз и развёртывание индивидуального огородничества. Профсоюзные организации заводов и шахт обеспечивали своевременное получение через сеть отделов рабочего снабжения семян, рассады. Эффективными были такие формы работы по созданию продовольственной базы, как проведение городских, районных, областных конференций по обмену опытом, слетов огородников. Так, на Мариупольской районной конференции в 1934 г. была поддержана инициатива создания собственной фруктовой базы, а рабочие металлургических заводов Донбасса обратились с призывом создать в пригородных хозяйствах животноводческие базы. В 1934 г. в Донбассе огороды имели 600 тысяч трудящихся, на каждую семью было получено в среднем по одной тонне овощей и картофеля. Эта проблема остается актуальной и сегодня.

Таким образом, негативные процессы, связанные с командно- административной системой и отсутствием демократии, сдерживали развитие общества. Вместе с тем во второй половине 30-х годов благодаря активности рабочего класса была создана материальная база, позволившая улучшить культурно-бытовые условия трудящихся Донбасса.

Образование и просвещение в Донбассе в 20-е годы

Состояние образования и просвещения в Донбассе во многом определялось состоянием экономики края. За годы войны разрушенной оказалась не только промышленность, но и вся система образования и просвещения. К этому следует добавить, что население Донбасса в своей основной массе оставалось неграмотным или малограмотным.

И, тем не менее, уже в апреле 1920 года во всех уездах и районах Донецкой губернии создаются комиссии по ликвидации неграмотности. Через три года, когда ситуация с продовольствием несколько стабилизировалась, в школах ликбеза только в Юзовском районе обучалось 800 человек, а к концу 1924 года в Донбассе насчитывалось около 400 пунктов по ликвидации неграмотности. В следующем 1925/26 учебном году читать и писать научилось более 40 тысяч человек.

К концу 20-х годов проблема ликвидации неграмотности была еще далека от своего разрешения, и все же основа решения этой задачи была заложена прочная. Ликвидация неграмотности была лишь необходимым условием для получения образования и в этом большую роль играли школы повышенного типа для взрослых, которые открывались на больших предприятиях, при клубах.

В начале 20-х годов Наркомпрос Украины разработал свою концепцию образования и просвещения, основанную на гипертрофированном технократизме. Все старые структуры начальной, средней и высшей школы распускались. Вместо них создавались новые многоступенчатые структуры подготовки рабочих кадров и узких специалистов. Были закрыты все университеты, объявлена война гуманитарному образованию и теоретической подготовке, лекционному методу обучения. Технические дисциплины были обязательны для изучения даже в педагогических вузах.

Подготовка к будущей специальности осуществлялась уже в детском саду. С восьмилетнего возраста обучение продолжалось в общеобразовательной школе - 5-7 классов. Затем в школах фабзауча и профшколах. С 18 лет выпускники фабзаучей и профшкол завершали подготовку в техникумах и институтах, срок обучения в которых составлял 3-4 года.

Вновь созданные образовательные структуры в Донбассе постепенно, но неуклонно расширялись, привлекая к своей деятельности значительное число детей и подростков. В 1924 году общеобразовательные школы в Донбассе посещали 72 тысячи детей, через год - 89 тысяч, а в конце 20-х годов более 90% детей в городах и рабочих поселках Донбасса получали систематическое образование.

После окончания общеобразовательной школы обучение можно било продолжить в школах ФЗУ или профшколах. Осенью 1922 года были открыты ФЗУ на Донецком содовом и Макеевском металлургическом заводах.

В начале 20-х годов по всему Донбассу создается сеть горнопромышленного ученичества. К концу восстановительного периода в Донецкой губернии насчитывалось 57 школ ФЗУ, в которых обучалось 4,5 тысячи человек.

Вместе с тем количественный рост общеобразовательных школ и школ ФЗУ не гарантировал качество знаний. Подготовка учащихся здесь велась на примитивном уровне. Поэтому низкая базовая подготовка учащихся значительно затрудняла работу высшей школы. Не спасли ситуацию и так называемые рабочие факультеты, создаваемые повсеместно при техникумах и институтах.

Первым прообразом высших учебных заведений на Донецкой земле явились вечерние рабочие техникумы ( в 20-е годы техникумы на Украине, как и институты считались высшими учебными заведениями). В 1921 году их насчитывалось 12 с общим числом учащихся 1030 человек.

В феврале этого года в Юзовке начал действовать горный техникум имени Артема. В январе 1922 года в Луганске состоялось торжественное открытие первого в Донбассе института народного образования.

В 20-е годы в Донбассе начался плановый переход к преподаванию в школах на родном языке, а в 1924-25 годах украинская словесность была введена во всех школах украинской части Донбасса. В середине 20-х в Донбассе функционировали сотни школ с преподаванием на греческом, татарском, немецком, еврейском, ассирийском и болгарском языках обучения. В Мариуполе был открыт греческий педагогический техникум.

Таким образом, в 1920-е годы в Донбассе идет процесс привлечения значительного числа лиц разных возрастов к различным формам образования и просвещения. Однако уровень подготовки во всех звеньях новой структуры был невысок. Планка знаний была опущена до минимума, произошло значительное проседание интеллектуального уровня общества.

ТЕМА 7. ДОНБАСС В 1941-1950-е ГОДЫ

1. Начальный период войны. Мобилизация в крае.

2. Оккупационный режим в Донбассе.

3. Партизанское и подпольное движение.

4. Освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.

5. Восстановление народного хозяйства региона.

Наши рекомендации