Образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности. Общие требования к реализации образовательных программ
В соответствии с положениями ст. 12 Закона об образовании в РФ содержание образования определяют образовательные программы.
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Законом об образовании в РФ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Содержание образования должно:
− содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности;
− учитывать разнообразие мировоззренческих подходов;
− способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений;
− обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
В соответствии с положениями ст. 12 Закона об образовании в РФ в нашей стране по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы.
К основным образовательным программам относятся:
− основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
− основные профессиональные образовательные программы:
а) образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
б) образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
− основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
К дополнительным образовательным программам относятся:
− дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
− дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом об образовании в РФ не установлено иное. В настоящее время связь между образовательной программой и ФГОС становится более факультативной. Если программа реализуется в соответствии с ФГОС, то реализующая ее образовательная организация вправе пройти процедуру государственной аккредитации и приобрести соответствующие привилегии, поэтому разработка образовательных программ в соответствии с ФГОС обязательна только для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.
Соблюдение ФГОС необходимо также для образовательных программ дошкольного образования (при этом в их отношении государственная аккредитация как раз не проводится). Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с Законом об образовании в РФ право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено Законом об образовании в РФ.
Примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.
Разработка примерных образовательных программ является прерогативой федеральных государственных органов, при этом Закон об образовании в РФ содержит:
− подробную дефиницию примерной образовательной программы (это учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов) определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы);
− нормы о том, что примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся госинфомсистемой общедоступной информации.
Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются Министерством образования и науки РФ, если иное не установлено Законом об образовании в РФ. Утверждение конкретной образовательной программы, которая будет реализовываться, было и остается полномочием самой образовательной организации.
Классификация образовательных программ, с принятием Закона об образовании в РФ, стала более удобной (таб. 4).
Таблица 4. Классификация образовательных программ
Классификация образовательных программ | |||
вид образовательной программы | по уровню образования | подвид программы | дополнительные требования |
Основные образовательные программы | |||
основные общеобразовательные программы | программы дошкольного образования | ФГОС (для всех) (ч. 6 ст. 12) | |
программы основного общего образования | программы, интегрированные с дополнительными профессиональными образовательными программами: в области физкультуры и спорта; имеющими целью подготовку к военной или государственной службе | закон предусматривает наличие соответствующего ФГОС (ч. 3 ст. 5) | |
программы среднего общего образования | программы, интегрированные с дополнительными профессиональными образовательными программами: в области физкультуры и спорта; имеющими целью подготовку к военной или государственной службе | закон предусматривает наличие соответствующего ФГОС (ч. 3 ст. 5) | |
основные профессиональные образовательные программы | программы среднего профессионального образования, в том числе: программы СПО, интегрированные с программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ОВЗ или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов; программы СПО в области искусств, интернированные с программами основного общего и среднего общего образования | программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих | закон предусматривает наличие соответствующего ФГОС (ч. 3 ст. 5) |
программы подготовки специалистов среднего звена | закон предусматривает наличие соответствующего ФГОС (ч. 3 ст. 5) | ||
программы высшего образования | программы бакалавриата | закон предусматривает наличие соответствующего ФГОС (ч. 3 ст. 5) | |
программы специалитета | закон предусматривает наличие соответствующего ФГОС (ч. 3 ст. 5) | ||
программы магистратуры | закон предусматривает наличие соответствующего ФГОС (ч. 3 ст. 5) | ||
программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) | закон предусматривает наличие соответствующего ФГОС (ч. 3 ст. 5) | ||
программы ординатуры | ФГОС (для всех) (ч. 10 ст. 82) | ||
программы ассистентуры-стажировки | ФГОС (для всех) (ч. 17 ст. 83) | ||
основные программы профессионального обучения | программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих | закон предусматривает наличие соответствующего ФГОС (ч. 3 ст. 5); срок обучения определяется на основе профстандартов и квалификационных требований | |
программы переподготовки рабочих и служащих | |||
программы повышения квалификации рабочих и служащих | |||
Дополнительные образовательные программы | |||
дополнительные общеобразовательные программы | дополнительные общеразвивающие программы | реализуются как для детей, так и для взрослых | |
дополнительные предпрофессиональные программы | дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физкультуры и спорта реализуются для детей | ФГТ (ч. 4 ст. 84) | |
дополнительные профессиональные программы | программы повышения квалификации | направлены на совершенствование или получение новой компетенции или повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации | учет профстандартов, квалификационных требований (ч. 9 ст. 76) |
программы профессиональной переподготовка | направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профдеятельности, приобретение новой квалификации | на основании квалификационных требований, профстандартов и требований соответствующих ФГОС СПО и ФГОС высшего образования (ч. 10 ст. 76) |
К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, примерных программ ассистентуры-стажировки – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных Законом об образовании в РФ, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.
Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных Законом об образовании в РФ, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.
Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.
Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц.
Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.
Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.
Практика – вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования[29].
Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено Законом об образовании в РФ.