Культура в годы Великой Отечественной войны и послевоенное десятилетие
В годы Великой Отечественной войны наша культура понесла огромные потери. Всего было уничтожено свыше 82 тысяч школ, около 2 тысяч высших и средних специальных учебных заведений, более 60 научно-исследовательских институтов, 44 тысячи Дворцов культуры и библиотек, украдено 180 миллионов книг, утрачено 564 тысячи художественных произведений, разграблено 430 музеев. Были осквернены и разграблены дома-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, П.И. Чайковского в Клину.
В результате боевых действий и бомбардировок пострадали древние русские города Новгород, Псков, Смоленск, Ржев, Вязьма, Киев. Громадный ущерб был нанесен Ленинграду. В Сталинграде было разрушено 85% жилого фонда. Более 80% жилых, общественных и производственных зданий было уничтожено гитлеровцами в Минске. Больших средств потребовало проведение эвакуации и реэвакуации культурных ценностей. Многие культурные потери восполнить было невозможно. Безвозвратно утраченными для отечественной культуры оказались фрески 12 века в Софийском соборе в Новгороде, уничтоженные фашистами, рукописи П.И. Чайковского, погибли в Сталинграде картины И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского. Невосполнимы были и людские потери. Гитлеровцы проводили целенаправленную политику по уничтожению населения. Все это сказалось на развитии культуры после войны.
Наука и техника
С первых дней Великой Отечественной войны на службу победе, защите Родины были поставлены все достижения отечественной науки и техники. В 1943 году фронт получил новейшие самолеты ИЛ-5, ЯК-9, ТУ-2, созданные выдающимися конструкторами С.А. Лавочкиным, А.Н. Туполевым, С.В. Илюшиным, Н.Н. Поликарповым, А.Н. Микояном, А.С. Яковлевым и другими. Инженерно-технический персонал танковой промышленности совместно с конструкторами Ж.Я. Котиным, С.Н. Махониным, А.А. Морозовым и другими создали новые модели танков, превосходившие аналогичную технику противника.
Конструкторы В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев, П.Я. Горюнов и другие совершенствовали и создали новые образцы стрелкового автоматического оружия. Ученые И.В. Курчатов и А.П. Александров разработали новый метод зашиты кораблей от мин.
Художественная культура. Литература
В годы Великой Отечественной войны искусство стало идейным оружием борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. Многие писатели, поэты, художники ушли сражаться на фронт, в партизанские отряды и народное ополчение. Военными корреспондентами работали М.А. Шолохов, А.Т. Твардовский, К.М. Симонов, Н.С. Тихонов, А.А. Фадеев. 10 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза. В годы войны были опубликованы быстро ставшие популярными повести М.А. Шолохова "Наука ненависти" и главы его романа "Они сражались за Родину", поэма А.Т. Твардовского "Василий Теркин", стихи Н.С. Тихонова, К.М. Симонова, О.Ф. Берггольц, А.А. Суркова, М.В. Исаковского и другие. В это тяжелое для страны время советская драматургия создала подлинные шедевры театрального искусства. Речь идет о пьесах Л.М. Леонова "Нашествие", К.М. Симонова "Русские люди", Е.Е. Корнейчука "Фронт" . Для культурного обслуживания фронтовиков создавались бригады артистов, даже специальные фронтовые театры.
Киноискусство
В области кино особое внимание уделялось производству киножурналов документальных фильмов. Кинодокументалисты наиболее оперативно откликались на события. Всего за годы войны советские кинематографисты создали почти 400 журналов и 34 полнометражные картины, среди которых "Секретарь райкома" И.А. Пырьева, "Два бойца" Л.Д. Лукова, "Она защищает Родину" Ф.М. Эрмлера.
Музыка
В годы войны было создано одно из самых великих музыкальных произведений 20 века - седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. Шостакович начал писать седьмую симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал работу в осажденном фашистами Ленинграде. Победоносный финал симфонии был завершен в декабре, когда фашисты стояли на подступах к Москве. "Моему родному городу Ленинграду, нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе посвящаю эту симфонию" - таков был эпиграф к этому произведению.
Одним из ведущих жанров в музыке во время войны стала лирическая песня. "Землянка", "Вечер на рейде", "Соловьи", "Темная ночь" и другие песни военных лет вошли в золотой фонд советской песенной классики. Подлинным гимном народной войны стала песня В.И. Лебедева-Кумача и А.В. Александрова "Священная война".
Графика и живопись
Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимал плакат. Прослеживаются два этапа в его развитии. Первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Очень популярны были плакаты М.И. Тоидзе "Родина-мать зовет" (1941) и В.Г. Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!" (1942). На первом изображена аллегорическая женская фигура на фоне штыков, держащая в руках текст военной присяги. На плакате Корецкого изображена женщина, в ужасе прижимающая к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой. На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката; он проникнут оптимизмом, народным юмором. Л.А. Голованов в плакате "Дойдем до Берлина!" (1944) создает образ героя, близкий Василию Теркину. С первых дней войны по примеру "Окон РОСТа" начинают выходить "Окна ТАСС". Из мастеров старшего поколения в "Окнах ТАСС" сотрудничали М.М. Черемных, Б.Н. Ефимов, Кукрыниксы союз трех художников, М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова. Кукрыниксы много работали и в журнально-газетной карикатуре. Весь мир обошла их знаменитая карикатура "Потеряла я колечко..." (а в колечке 22 дивизии) - на разгром немцев под Сталинградом (1943).
В живописи военных лет в первую очередь развивается жанр портрета. Создавались как предельно скромные, так и парадные, даже патетические портреты, как, например, портрет маршала Г.К. Жукова работы П.Д. Корина (1945). В этом жанре в годы войны много работает П.П. Кончаловский. Он создает жизнелюбивые оптимистические характеры в своей обычной декоративной, насыщенной цветом манере. Особой значительностью, монументальностью образа отличаются написанные в годы войны М.С. Сарьяном портреты интеллигенции (академика И.А. Орбели, 1943; композитора А.И. Хачатуряна, 1944; писательницы М.С. Шагинян, 1944 и других).
В 1941 - 1945 гг. развиваются и бытовой, и пейзажный жанры, но они всегда так или иначе связаны с войной. Выдающееся место в формировании и того, и другого в военные годы принадлежит А.А. Пластову. Оба жанра как бы объединены в картине "Фашист пролетел" (1942). Пронзительная по остроте чувств драма разыгралась в идиллическом русском пейзаже. Здесь оставил свой смертоносный след пролетевший фашистский самолет, расстрелявший мальчика-пастушка и коров, которых он пас. Боль, гневный протест вызывала эта картина у зрителей. В последний год войны Пластов написал прекрасную картину "Жатва" (1945), где он изобразил ничем непримечательный эпизод крестьянской жизни: серьезные и усталые старик и дети обедают у сжатых снопов. Это те, кто остался в тылу и кормил бойцов. Победу Пластов отпраздновал холстом "Сенокос", где он передал праздничность цветущего луга.
В годы войны создаются и почти документальные пейзажи, ставшие со временем историческим жанром. Пример тому - картина К.Ф. Юона "Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года" (1942). Она запечатлела тот памятный день, когда бойцы прямо с заснеженной площади шли в сражение - и погибали. Батальный жанр разрабатывает А.А. Дейнека. Он создает большую панорамную композицию "Оборона Севастополя" (1942). Ясным, четким, напряженно-экспрессивным художественным языком Дейнека создает образ жестокой битвы. Этому художнику принадлежит главная роль в утверждении военного пейзажа, отмеченного острым ощущением времени. В его картине "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г." (1941)изображены пустынные московские улицы со старыми домиками и противотанковыми заграждениями. Художник передает незабываемую атмосферу тех грозных дней, когда враг рвался к Москве и был у ее порога.
В последние годы войны одно из лучших своих живописных произведений создали Кукрыниксы, обратившись к образу древности - Софии Новгородской как символу непобедимости русской земли ("Бегство фашистов из Новгорода", 1944 - 1946). В исторической живописи появляются образы героев славного прошлого нашей Родины, вдохновлявшие советских воинов на борьбу с врагом. П.Д. Корин создает триптих "Александр Невский" (1942-1943), в котором он соединяет исторические воинские мотивы с темами народных сказаний, с образами русской природы. Центральную часть триптиха занимает фигура А.Невского, в рост, в доспехах, с мечом в руке на фоне Волхова, Софийского собора и стяга с изображением "Нерукотворного Спаса". В историческом жанре много работает старейший художник Е.Е. Лансере, создавший серию "Полтавская битва" (1942).
Скульптура
В скульптуре военных лет так же, как и в живописи, приоритетным является портретный жанр. Скульпторы стремятся, прежде всего, запечатлеть образ героя войны, сделать его правдивым. В.И. Мухина выполнила бюсты летчика-полковника И.Л. Хижняка, полковника В.Н. Юсупова, Н.Н. Бурденко. Большую роль сыграли опыты Мухиной с различными современными материалами, такими, как алюминий, цветная медь, стекло. Значительные образы создает С.Д. Лебедева (бюст А.Т. Твардовского, 1943). Портреты героев Советского Союза выполнил Е.Е. Вучетич (портрет генерала И.Д. Черняховского, 1945).