Комплексированные несейсмических поисковых методов
Понятно, что любые отдельно взятые методы или показатели в них используемые, не обеспечивают достаточной надежности выявляемых ими аномалий. В тоже время, комплексирование независимых друг от друга по виду анализов или объектов изучения методов, безусловно, повышает достоверность получаемых результатов.
Аналитические, геофизические, геоморфологические методы
Опыт отечественных исследований (например, Бордовская и др., 1989) показывает, что среди аналитических методов наиболее информативны газогеохимические, гидрогеохимические и биохимические, а в ряду конкретных показателей нижеследующие:
Газогеохимические: прямые показатели – сумма УВ, ТУ, СН4 , 13С/С12; косвенные показатели – H2S, CO2, He, He/Ar.
Гидрогеохимические: прямые – бензол, толуол, фенолы; косвенные – Сорг, нафтеновые кислоты, J, Br.
Биогеохимические: прямые – углеродоокисляющие бактерии; косвенные – десульфатизирующие и другие бактерии.
В США в наборе геохимических методов наиболее информативными называются спектральный и люминесцентный анализы, определение некоторых металлов в почве и золе растений, радиометрические и магнитометрические съёмки и такие отдельные показатели, как сумма УВ, инертные газы, углеводородоокисляющие бактерии, 13С/12С (геохимические методы… за рубежом…, 1989).
Близкий набор методов и показателей используется при геохимических исследованиях субаквальных областей - морских, прибрежных мелководей (Астафьев и др., 1989). При этом все анализы выполняются в полевой лаборатории. Используются следующие наиболее информативные показатели: метан и его гомологи; отношение 13С/12C; отношение 3He/4He; углеводородоокисляющие и сульфаторедуцирующие бактерии, отношение суммы метановых и нафтеновых УВ к ароматическим, низкая сульфатность вод; высокие содержания Cl, Br, аммония; аутигенные минералы в грунте – сульфиды Fe и Cu.
Естественно, что расширение комплекса тех или иных методов рано или поздно ограничивается экономической целесообразностью. В этом отношении впереди прогматичные американцы - предпочтение отдаётся немногим, относительно дешевым (смотри раздел 7) и высокопроизводительным дистанционным методам. Типичным является комплекс (Sounders, Keith, 1987): региональное геологическое изучение, дешифрирование космических снимков (КС), аэрорадиометрическая и аэромагнитная съёмки, аэрогазовая съёмка, наземная газовая и магнитная съёмки.
Если задача исследований ограничивается выбором перспективных участков под сейсморазведку, рекомендуется следующий комплекс (Morris, 1987): дешифрирование КС «Landsat», геологическая съёмка с отбором образцов на геохимические исследования, высокочувствительная магниторазведка, региональная гравиразведка. Производительность комплекса – 20 тыс. км2 за три месяца. Но в целом, в США преобладают относительно недорогие дистанционные методы – космическая съёмка и аэросъёмки (фото, спектральные, магнитные, радиометрическая, газовая и др.), используется автоматизация и съёмок и их интерпретации. Обычным элементом таких комплексов является геоморфологическая интерпретация КС (Демидов, Ромашов, 1991; Калинко, 1990).
В России продолжалась разработка и апробация наиболее рациональных комплексов аэрометодов для поисков нефти и газа (Туманов, Альтшулер, 1998). В «ВИРГ – Рудгеофизика» в 1994 году разработана и построена аэрогеофизическая система АСМИ – РК, специализированная для поисков нефти и газа. Штатные модули АСМИ – гамма-спектрометрический и магнитометрический каналы дополнены радиометром теплового излучения, атомогеохимическим анализатором на УВ и радон, электроразведочным модулем СДВР. Система спутниковой навигации обеспечивает точность привязки не менее 50 м. Регистрация данных ведется в цифровой и аналоговой формах. В качестве носителя используются самолет АН – 2 или вертолёт МИ – 8. Испытание комплекса было произведено в южной части Татарского свода на площади около 1000 км2. По результатам съёмок составлено 9 карт: изодинам Т, суммарной g-радиоактивности, концентраций U, Th, K; эффективных электрических сопротивлений верхов чехла, радиоционной температуры поверхности, концентраций метана и радона на высоте полета.
В результате исследований удовлетворительно вырисовываются геологические особенности площади, а прямые признаки УВ усматриваются в эффективной намагниченности чехла, электрической проводимости, содержании урана. В частности, по ним отчетливо вырисовывается как вся зона Шугуровского вала, так и отдельные месторождения, а также линейные разломы.
Основой этих методов являются всевозможные специализированные карты и профили, построенные на основании данных глубокого бурения и отдельных геофизических методов. Количество рекомендуемых показателей и соответствующих специализированных карт в отечественных и зарубежных публикациях колеблется от 2 - 3 до 10 – 15. Еще раз отметим, что конкретные показатели «подземной геологии» в США обнародуются скупо и неохотно – «секрет фирмы». A.I.Levorsen (1954) в своей классической «Геологии нефти» описывает такой комплекс специализированных построений: структурные, изопахические, литологические, палеогеологические, геофизические, геохимические карты, карты изопотенциалов, изобар, изо концентраций и другие, не давая, однако, конкретных значений тех или иных показателей и соответствующих технологических давлений. В отдельных же конкретных геологических условиях другими зарубежными и отечественными исследователями рекомендуется:
-Для условий Северного Техаса (Bredfield, 1951) использовались изучение керна, электрокаротажа, структурные карты и карты песчанистости.
-В Колорадо и Небраске для тех же целей строились карты фаций, совмещенные с картами пористости и изопахит (Hunter, 1957).
-Для прогнозирования локальных объектов в песчаном тренде Клинтон (нижний силур Цинцинатского свода) использовалось построение карт изопахит песчаников, литолого-фациальные карты узких интервалов разреза, с выделением на них палеорусел, баров, пляжей, палеодельт, а также карт продуктивности скважин (Ketch и др., 1987).
-Для пермских отложений бассейна Паудер-ривер, при поисках неантиклинальных ловушек, применялось автоматизированное построение карт толщин песчаников нижней поверхности несогласия, карт отношений толщин песчаников с 10% пористостью к общей толщине песчаников, структурных карт по кровле песчаников с пористостью > 8% и толщиной > 1,5 м.
В Западной Сибири при поисках неантиклинальных ловушек (Трушкова и др., 1989) применялась сложная процедура: выборы интервала разреза для соответствующих построений, выделение перспективных интервалов по комплексу промыслово-геофизических данных, выявление регрессивных и трансгрессивных циклитов, пар коллектор – покрышка, а затем для выбранных интервалов – карт толщин, песчанистости, литолого-фациальных, структурных и гидрогеологических карт.
Еще более обширную информацию рекомендуется наносить на «суммарные карты поисковых объектов» (White, 1988):
Параметры источников УВ (толщина, зрелость, содержание и состав ОВ).
Пути миграции УВ и возможные барьеры на этом пути.
Параметры резервуара (толщина, пористость, проницаемость и др.).
Параметры ловушек (структуры и палеоструктуры, литологические и стратиграфические выклинивания, возраст структур относительно времени генерации УВ).
Параметры покрышек (толщина, литология).
Условия сохранности (размывы, биодеградация УВ, тяжелые нефти и др.).
Продуктивные и сухие скважины.
Отмечается, что по таким комплексным картам можно определять заведомо непродуктивные участки территории и более уверенно размещать поисковое бурение. Безусловно, что при малой плотности глубокого бурения, обязательно комплексирование геологических построений с аномалиями, выявленными аналитическими, геофизическими и геоморфологическими методами. Использование биолокации и ясновидения оставляется на усмотрение доверчивых читателей.