Тема 2. Минералы горных пород.
Литература
1.Ананьев В.П., Потапов А.Д. Инженерная геология. –М: В. Ш. 2000
2.Платов Н.А. Основы инженерной геологии -М: Высшая школа, 2003
3. Чернышов С.Н., Ревелис И.А., Чумаченко А.Н. Задачи и упражнения по инженерной геологии
- М: Высшая школа, 2000
4. СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения.
5. ГОСТ 25100-95. Грунты. Классификация.
6. ГОСТ 21302-96. СПДС. Условные обозначения в документации по инженерно-геологическим изысканиям.
3. Содержание рабочей программы, методические указания и вопросы для самоконтроля.
Введение:
Значение учебной дисциплины в подготовке техника-строителя. Связь с другими дисциплинами.
Понятие об основании для здания или сооружения. Причины аварий в строительстве по грунтовым условиям. Основные задачи инженерной геологии для производства работ на стройплощадке.
В результате изучения введения студент должен:
ЗНАТЬ задачи изучения учебной дисциплины для проектирования зданий и сооружений, для производства работ на строительной площадке.
Вопросы для самоконтроля.
1. Что изучает наука «Инженерная геология», какие решает задачи?
2. Что называется основанием здания или сооружения?
Тема 1. Геологическое строение и возраст горных пород. Геологические процессы.
Понятие о геологическом строении верхних слоёв земной коры. Геологическая хронология. Возраст горных пород.
Понятия о геологических картах и разрезах; о геологических процессах.
Влияние геологических процессов на выбор строительных конструкций и места расположения здания или сооружения.
Влияние сооружения на инженерно-геологические условия участка местности.
В результате изучения темы 1 студент должен:
ЗНАТЬ состав и геологическое строение верхних слоёв и пластов земной коры; различие между абсолютным и относительным возрастом горных пород; виды геологических процессов; порядок выбора участка застройки и основания для проектируемого здания или сооружения; влияние сооружения на грунты и грунтовые воды участка.
Вопросы для самоконтроля.
1. Что вы знаете о геологическом строении земной коры?
2. Как определяют относительный возраст горных пород?
3. Какое практическое значение имеет геологическая хронология для инженерной геологии?
4. Назовите виды геологических процессов.
5. Как влияют геологические процессы на выбор строительной площадки?
6. Как влияет здание на инженерно-геологические условия участка?
Тема 2. Минералы горных пород.
Классификация минералов по химическому составу и происхождению. Основные свойства минералов. Влияние свойств минералов на основные свойства грунтов.
В результате изучения темы 2 студент должен:
УМЕТЬ определять по внешним признакам вид основных породообразующих минералов,
ЗНАТЬ различие между минералом и горной породой, основные классы и свойства минералов, их влияние на свойства строительных грунтов.
Вопросы для самоконтроля.
1. Как подразделяются минералы по происхождению?
2. По каким внешним признакам определяют минералы?
3. Как влияют минералы на сжимаемость и растворимость грунтов?
Тема 3. Горные породы и процессы в них.
Классификация горных пород по происхождению. Основные инженерно-геологические свойства магматических, осадочных и метаморфических горных пород.
Инженерно-геологические процессы в горных породах.
Практическое занятие №1.
Ознакомление с основными минералами и горными породами. Изучение основных свойств минералов и горных пород.
В результате изучения темы 3 и практического занятия №1 студент должен:
УМЕТЬ определять по внешним признакам вид основных минералов и горных пород, применяемых в строительстве; их цвет и структуру;
ЗНАТЬ основные свойства и процессы в горных породах, используемых в качестве строительных грунтов; влияние свойств горных пород на несущую способность основания здания.
Вопросы для самоконтроля.
1. Как классифицируются горные породы по условиям их образования?
2. Назовите несколько горных пород и их основные свойства, характеризующие их влияние на свойства грунтов.
3. Какие инженерно-геологические процессы возможны в магматических, осадочных и метаморфических горных породах?
Тема 4. Грунтоведение.
Строительная классификация грунтов. Искусственные грунты. Лабораторные и опытные полевые испытания грунтов. Основные характеристики строительных грунтов, методы повышения их несущей способности.
В результате изучения темы 4 студент должен:
УМЕТЬ определять по внешним признакам вид и качество основных строительных грунтов;
ЗНАТЬ строительную классификацию грунтов; физические и механические свойства грунтов; методы технической мелиорации; основные требования к основаниям зданий.
Вопросы для самоконтроля.
1. Назовите виды строительных грунтов.
2. Какие вы знаете свойства грунтов?
3. Что такое осадка и просадка грунтов?
4.Каковы причины неравномерной осадки?
5. Назовите основные требования к основанию.
6. Перечислите методы закрепления структурно неустойчивых грунтов.
Тема 5.Геоморфология.
Общие сведения о геоморфологических условиях территории. Типы и формы рельефа. Значение особенностей рельефа при выборе строительной площадки.
Практическое занятие №2.
Построение рельефа участка местности по горизонталям фрагмента геологической карты.
В результате изучения темы 5 и практического занятия №2 студент должен:
УМЕТЬ построить геоморфологический профиль разреза;
ЗНАТЬ формы и типы рельефа; состав работ по геоморфологическим исследованиям для строительства.
Вопросы для самоконтроля.
1. Назовите типы и формы рельефа.
2. Какие работы входят в состав геоморфологических исследований для строительства?
Тема 6. Гидрогеология.
Понятие о гидрогеологических условиях строительной площадки. Виды подземных вод. Режим и агрессивность грунтовых вод.
Понятие о гидрогеологической карте.
Понижение уровней грунтовых вод на строительных площадках.
В результате изучения темы 6 студент должен:
УМЕТЬ производить выбор специальных тяжёлых бетонов для подземных конструкций в зависимости от вида агрессивности грунтовых вод;
ЗНАТЬ виды воды в грунтах; влияние режима грунтовых вод на гидрогеологические условия территории; метод водопонижения; способы борьбы с агрессивностью грунтовых вод на строительной площадке.
Вопросы для самоконтроля.
1. Какие вы знаете виды подземных вод?
2. Что такое «уровень грунтовых вод (УГВ)»?
3. Что вы понимаете под режимом грунтовых вод?
4. Перечислите виды агрессивности подземных вод.
5. Какие методы борьбы с агрессивностью грунтовых вод вы знаете?
6. Как производят искусственное понижение уровня грунтовых вод?
Тема 8. Основы геоэкологии.
Понятие о задачах геоэкологии. Нарушения земной коры в результате строительной деятельности. Мероприятия по исключению негативных воздействий строительства на геологическую среду.
В результате изучения темы 8 студент должен:
ЗНАТЬ средства и технические возможности строителей для устранения нарушений и негативных воздействий на природу, для восстановления нарушений геологической среды.
Вопросы для самоконтроля.
1. Что такое «геоэкология»?
2. В чём состоит основная задача геоэкологии?
3. Каковы негативные воздействия строительной деятельности на природу?
4. Как добиваются в процессе строительства и в период эксплуатации зданий исключения или минимальных нарушений природной среды?
Практическое занятие №3.
Построение инженерно-геологического разреза по фрагменту геологической карты.
Учебное пособие для выполнения отчётной практической работы:
Чернышов С.Н., Ревелис И.Л., Чумаченко А.Н.
Задачи и упражнения по инженерной геологии – М: Высшая школа, 2000.
В результате изучения темы 9 и практического занятия №3 студент должен:
УМЕТЬ читать инженерно-геологические карты и разрезы; составлять по фрагменту геологической карты инженерно-геологический разрез;
ЗНАТЬ условные обозначения грунтов и грунтовых вод на картах и разрезах; основы инженерно-геологических исследований для строительства; прочностные и деформационные характеристики грунтов; виды геофизических методов разведки, испытаний и разведочных буровых работ при изысканиях; состав отчёта об исследованиях.
Вопросы для самоконтроля.
1. Назовите задачи и основные этапы инженерно-геологических исследований.
2. С какой целью выполняют съёмку местности и разведочные буровые работы?
3. Перечислите основные виды геофизических методов исследований.
4. В чём различие между электрозондированием и электропрофилированием?
5. Каково значение лабораторных испытаний?
6. Назовите разделы отчёта об исследованиях.
7. Расшифруйте все элементы и обозначения на инженерно-геологической карте и разрезе.
Литература
1.Ананьев В.П., Потапов А.Д. Инженерная геология. –М: В. Ш. 2000
2.Платов Н.А. Основы инженерной геологии -М: Высшая школа, 2003
3. Чернышов С.Н., Ревелис И.А., Чумаченко А.Н. Задачи и упражнения по инженерной геологии
- М: Высшая школа, 2000
4. СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения.
5. ГОСТ 25100-95. Грунты. Классификация.
6. ГОСТ 21302-96. СПДС. Условные обозначения в документации по инженерно-геологическим изысканиям.
3. Содержание рабочей программы, методические указания и вопросы для самоконтроля.
Введение:
Значение учебной дисциплины в подготовке техника-строителя. Связь с другими дисциплинами.
Понятие об основании для здания или сооружения. Причины аварий в строительстве по грунтовым условиям. Основные задачи инженерной геологии для производства работ на стройплощадке.
В результате изучения введения студент должен:
ЗНАТЬ задачи изучения учебной дисциплины для проектирования зданий и сооружений, для производства работ на строительной площадке.
Вопросы для самоконтроля.
1. Что изучает наука «Инженерная геология», какие решает задачи?
2. Что называется основанием здания или сооружения?
Тема 1. Геологическое строение и возраст горных пород. Геологические процессы.
Понятие о геологическом строении верхних слоёв земной коры. Геологическая хронология. Возраст горных пород.
Понятия о геологических картах и разрезах; о геологических процессах.
Влияние геологических процессов на выбор строительных конструкций и места расположения здания или сооружения.
Влияние сооружения на инженерно-геологические условия участка местности.
В результате изучения темы 1 студент должен:
ЗНАТЬ состав и геологическое строение верхних слоёв и пластов земной коры; различие между абсолютным и относительным возрастом горных пород; виды геологических процессов; порядок выбора участка застройки и основания для проектируемого здания или сооружения; влияние сооружения на грунты и грунтовые воды участка.
Вопросы для самоконтроля.
1. Что вы знаете о геологическом строении земной коры?
2. Как определяют относительный возраст горных пород?
3. Какое практическое значение имеет геологическая хронология для инженерной геологии?
4. Назовите виды геологических процессов.
5. Как влияют геологические процессы на выбор строительной площадки?
6. Как влияет здание на инженерно-геологические условия участка?
Тема 2. Минералы горных пород.
Классификация минералов по химическому составу и происхождению. Основные свойства минералов. Влияние свойств минералов на основные свойства грунтов.
В результате изучения темы 2 студент должен:
УМЕТЬ определять по внешним признакам вид основных породообразующих минералов,
ЗНАТЬ различие между минералом и горной породой, основные классы и свойства минералов, их влияние на свойства строительных грунтов.
Вопросы для самоконтроля.
1. Как подразделяются минералы по происхождению?
2. По каким внешним признакам определяют минералы?
3. Как влияют минералы на сжимаемость и растворимость грунтов?