Глава II. Типизация флюоритового оруденения Горного Алтая

2.1. Общая характеристика флюорита………………………………………….31

2.2. Условия образования ……………………………………………………….36

2.3. Промышленные типы месторождений флюорита Горного Алтая………39

2.4. Прогнозные ресурсы плавикового шпата …………………………………54

Глава III. Экологические проблемы, связанные с геологоразведочными работами на месторождениях флюорита

3.1. Оценка природных геохимических аномалий территории Горного Алтая……………………………………………………………………………...59

3.2. Воздействие добычи полезных ископаемых на природную среду….…...63

3.2.1. Воздействие на ландшафты геологоразведочных работ……………….65

3.2.2. Нарушение земель открытыми и подземными горными работами……67

Глава IV. Краеведческий подход в обучении географии

4.1. Роль краеведческого принципа в школьном курсе географии………..….71

4.2.Геологическая экскурсия как форма организации внеклассной краеведческой работы по географии…………………………………………...73

Заключение……………………………………………………………………….80

Список литературы……………………………………………………………...82

Приложение ……………………………………………………………………..86

Введение

Плавиковый шпат (флюорит) – экономически и стратегически важное полезное ископаемое. В США флюорит отнесен к стратегическому виду сырья. В виде концентратов и продуктов их переработки он широко используется в современных отраслях промышленности, главным образом, химической, оборонной, медицине, оптике, в машиностроении, атомной энергетике, в сварочном, стекольном, эмалевом и других производствах. В структуре потребления плавикового шпата 70% приходится на металлургию, где он используется в качестве флюса при производстве стали. Флюорит также используют для производства эмали и глазури в керамических изделиях, при получении плавиковой кислоты в химическом производстве.

В пределах Горного Алтая известны месторождения флюорита промышленного типа. Однако, в силу сложившихся в советское время условий (экономических, географических и др.) не все они были достаточно детально разведаны, и статус месторождения для многих из них имеет геологический смысл, а не экономический. Ближайшие потребители флюорита – металлургические гиганты Кузбасса испытывают острую необходимость в появлении крупных месторождений плавикового шпата в непосредственной близости от своих комбинатов.Главными поставщиками флюоритовых руд на металлургические комбинаты Кузбасса являются месторождения Забайкалья и Казахстана.

Это определяет актуальность изучения флюорита на месторождениях Алтая.

Целью дипломной работы является анализ флюоритоносности Горного Алтая.

Согласно цели исследования сформулированы следующие задачи:

1. Дать комплексную физико-географическую характеристику территории исследования.

2. Изучить основные месторождения и проявления флюорита.

3. Оценить прогнозные ресурсы флюоритовых руд различных типов оруденения.

4. Выявить влияние геологоразведочных работ на экологическую обстановку территории исследования.

5. Обосновать возможности использования материалов работы в школьном курсе географии.

Объект исследования – флюорит Горного Алтая.

Предмет исследования – флюоритовые месторождения Горного Алтая.

В дипломной работе были использованы следующие методы:

1. Картографические.

2.Статистические.

3. Географический анализ территории Горного Алтая.

4. Описание разрезов.

5. Изучение научной литературы, теоретического и практического материала.

Теоретической основой дипломной работы послужили публикации А.И.Гусева, А.В. Коплус,В.В Данилова, и др., а также учебные пособия по геологии, краеведению, методические рекомендации,

Данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. В первой главе работы дана комплексная физико-географическая характеристика Алтая, в которой описаны географическое положение, геологическое строение и рельеф, климатические особенности, почвенно-растительный покров и животный мир. Во второй главе рассмотрены условия образования флюорита, основные месторождения, прогнозные ресурсы плавикового шпата. Третья глава раскрывает суть экологических проблем Горного Алтая, связанных с разработкой месторождений флюорита. В четвертой главе обоснована роль краеведческого подхода в обучении географии.

Практическая значимость работы: материалы дипломной работы могут быть использованы при организации школьных геологических экскурсий на месторождения флюорита. Учащиеся могут расширить и углубить свои геологические знания на кружковых или факультативных занятиях по геологии, что в принципе позволяет уже решать и вопросы профессиональной ориентации школьников, овладеть практическими навыками и умениями при изучении геологии в полевых условиях, в процессе проведения геологических экскурсий.

Наши рекомендации