Советская спелеология и ее задачи
В отличие от зарубежной спелеологии, имеющей более чем столетний опыт работы и определенные традиции, советская спелеология очень молода. Конечно, это вовсе не означает, что лишь в 50-х годах XX в. туристы и ученые впервые стали интересоваться тайнами, которые хранят в себе карстовые пещеры и шахты!
Разрозненные сведения о глубинных карстовых формах России можно найти в отчетах участников «Академических экспедиций» конца XVIII в. П. Рычкова, И. Лепехина, П. Палласа, в физико-географических, минералогических и археологических описаниях государства Российского К. Габлицля, П. Кеппена, А. Севергина, Г. Оссовского (XIX в.), в биоспелеологических заметках Н. Лебедева и Я. Лебединского (начало XX в.). В этот период посещались и изучались только наиболее доступные карстовые пещеры - Капова и Кунгурская на Урале, Балаганская на Ангаре, Провал на Кавказе, Вертеба в Подолии. Даже для такой классической области развития карста, как Горный Крым, имелись лишь схематические описания нескольких десятков пещер и неглубоких (до 40-50 м) шахт. А более крупные и глубокие полости оставались неисследованными, «по разным неудобствам, измерить глубину оных возбраняющим», как писал К. Габлицль о пещере Большой Бузулук.
Слабая изученность глубинных карстовых полостей России не помешала, однако, выдающемуся русскому ученому А. Круберу выступить в начале XX в. с обобщениями по систематике и происхождению карстовых форм, которые до сих пор широко используются советскими карстоведами.
В советский период изучения карста широко развернулись географические и геологические исследования в различных районах страны. В довоенные годы (1917-1940) был детально исследован ряд интересных пещер Средней Азии, Урала, Кавказа (Карлюкская, Кан-И-Гут, Кунгурская, Абрскила и др.). В Горном Крыму в 1927 г. работала первая в стране гидрогеологическая экспедиция, поставившая своей целью изучение карстовых пещер и шахт. Под руководством П. Васильевского и П. Желтова было исследовано 19 пещер и шахт Чатырдага. Попытка спуститься в 145-метровый ствол так называемого «Бездонного колодца» не увенчалась успехом из-за отсутствия оборудования и подготовленных кадров.
В 1923-1931 гг. была создана массовая база для развития альпинизма, найдены нужные организационные формы подготовки спортсменов, начала формироваться отечественная спортивная школа. В предвоенные годы альпинисты, принимая участие в археологических и геологических исследованиях в горах Кавказа и Памира, разведали труднодоступные пещеры Хвамли, Орхви, Уплис-Цихе, Рангкуль. К этому же времени, которое можно считать моментом зарождения советской спелеологии, относится появление термина «пещерный туризм» (Б. Б. Котельников, 1941).
Послевоенный этап развития советской спелеологии совпадает по времени с усилением работ по изучению карста в СССР. Состоявшиеся в 1947 г. в Перми и в 1956 г. в Москве совещания по изучению карста показали значительные успехи советского карстоведения. На Урале (Кунгурская пещера) и на Кавказе (Воронцовская пещера) начали работать первые в стране подземные научно-исследовательские стационары. По материалам послевоенных исследований были сделаны крупные теоретические обобщения (Н. А. Гвоздецкий, 1954; Д. С. Соколов, 1962; Г. А. Максимович, 1963). Однако «роль спелеологического направления в исследовании карста была еще очень незначительной, а участие спортивной молодежи в этих работах - минимальным» (проф. И. В. Попов).
Резкое усиление спелеологических исследований в СССР, связанное с привлечением, к работам, под землей любителей, специалистов самого различного профиля, произошло в 1958 г. Начался качественно новый этап изучения глубинного карста СССР. Спелеологические секции возникли в Крыму, Москве, Перми, Свердловске, Красноярске, Тернополе, Львове, Новосибирске, Тбилиси, Ленинграде и других городах страны.
Руководство спелеосекциями осуществляет Центральная секция спелеотуризма Центрального совета по туризму ВЦСПС. Главные направления ее работы - координирование деятельности спелеологов страны, организация различных мероприятий (слетов, сборов, методических и научно-спортивных семинаров) и контроль за их проведением, пропаганда и популяризация спелеологии, организация общественного контроля за охраной пещер, выяснение возможностей использования их как экскурсионных объектов, обмен опытом с зарубежными спелеологами.
Высшим органом спелеологической организации СССР является пленум, созываемый два раза в год. В промежутках между пленумами работу ведут бюро Центральной секции и постоянные комиссии: маршрутно-квалификационная, по подготовке кадров, по агитации и пропаганде. Все спелеологические органы СССР работают на общественных началах.
Спелеотуризм, как составная часть советского туристского движения, призван играть существенную роль в коммунистическом воспитании трудящихся и особенно молодежи. Не только укрепление здоровья, но и воспитание правильного эстетического мировоззрения, дружбы, товарищества, чувства любви к Родине, ее героической истории - вот основные характерные черты спелеотуризма. Спелеологический туризм по своей специфике способствует выработке у молодежи волевых качеств, которые могут быть полезны при защите нашей Родины.
В постановлении Президиума Центрального совета по туризму, принятом в 1964 г., четко сформулирована главная задача спелеологического туризма: «разведывание и изучение пещер с тем, чтобы эти замечательные памятники природы стали достоянием широких масс трудящихся нашей страны». Совершенно очевидно, что именно поиск и изучение новых, неизвестных полостей являются важнейшим стимулом занятий спелеологией широкого круга любителей. Спортивный поиск советских спелеологов уже принес ощутимые результаты. В 1958-1966 гг. в самых различных районах СССР туристами-спелеологами было открыто и пройдено свыше 1300 неизвестных ранее пещер и шахт общей длиной около 150 км и суммарной глубиной свыше 20 км.
В табл. 1 приведены данные о крупнейших пещерах и шахтах СССР, открытых и исследованных в 1958-1966 гг.
Таблица 1