Возможные нештатные ситуации и риски при выпаривании у Зинки
7.3.1. Долинный ветер основного чегемского ущелья. Скорость ветра в ущелье достаточно высока, чтобы запереть пилота в невыгодном положении, которое при промедлении неминуемо станет критическим и опасным. При улете в ущелье следует немедленно увеличить скорость вплоть до максимальной и возвращаться на северную сторону Зинки, либо разворачиваться и лететь в долину селения Эльтюбю, где разведанных посадок для дельтапланов нет.
7.3.2. Лопаты. При выпаривании также следует обращать внимание на наличие в большой ложке трех вертикальных скальных выходов – лопат. Полет с подветренной стороны лопат на высоте менее их вершины категорически опасен. Допускается пролет над лопатами, а также пролет за ними в случае превышения над их вершинами не мерее 50-70 метров.
7.3.3. Роторы гребня. При южных ветрах северный склон, где производятся полеты, оказывается в зоне ротора от горы Зинки. На старте влияние ротора не заметно, уверенный встречный бризовый ветер из долины позволяет выполнять старт в обычной технике. Однако при наборе высоты в 200-300 м над стартом пилот может попасть в завершинный ротор. В таких условиях зачастую развивается турбулентность такой силы, что единственным шансом на спасение станет запасной парашют. Для своевременного определения развития южного ветра на гребне Зинки установлены многочисленные ветроуказатели. Следует обращать на них внимание и планировать посадку, если они сначала показывали штиль, а затем – развивающийся южный ветер. В таком случае следует отойти от склона в долину и спешно сбрасывать высоту с заходом на штатную посадку. По достижение высоты менее 200 метров над стартом, влияние ротора от южного ветра уже незначительно.
При северных ветрах, а также в штиль опасность представляет собой вылет на южную сторону Зинки, тем большую, чем меньше высота над перегибом. При попытках парения над южным склоном Зинки следует принимать во внимание, что попадание в ротор от перегиба неминуемо приведет к резкой потере высоты, что может сделать невозможным возврат на северную сторону в зону парения. При попадании в такую ситуацию следует незамедлительно отойти от перегиба на юг и на повышенной скорости вылетать в сторону понижения рельефа в направление реки Чегем, параллельно перегибу. В створ русла Чегема лучше не залетать, но как только высота над перегибом составит 30-50 метров следует предпринять попытку возврата на северную сторону на повышенной скорости.
Переходы на Пирамиды и Золотые скалы
По достижение высоты 2100-2150 м, то есть 500-550 метров над стартом влияние ДВП практически не ощущается, парение над Зинки осуществляется в ТВП, которые следует обрабатывать спиралями.
С высоты 500-550 метров переход на Пирамиды завершается приходом в зону парения в термодинамике у склона. Переход следует осуществлять на полиспасте и с балансирным положением ручки. При подходе к Пирамидам полиспаст отпустить и выпаривать восьмерками близко к рельефу.
Переход на Золотые скалы с Зинки следует выполнять с высоты не менее 2100-2150. Траекторию полета прокладывать строго над гребнем перегиба. При пролете русла Чегема следует быть готовым увеличить скорость. К Золотым скалам следует подходить с северной их стороны.
Особенности рельефа Пирамид и Дежурки. Выпаривание у Пирамиды и в Дежурке
Юго-западный и южный склоны Пирамид покрыты травой, деревья отсутствуют. Склон, обращенный на северо-запад, заросший деревьями. Склоны плоские с четкими границами – ребрами Пирамиды. Потоки сходят в основном над ребрами и над вершиной. Обрабатывать потоки следует с разворотами от рельефа. По достижение вершины Пирамид можно переходить к спиралям со сносом в сторону плато.Набрав 100-150 метров над Пирамидами, что соответствует 650-700 метров над стартом или 2300 м.н.у.м., следует переходить к парению в Дежурке.
Дежурка представляет собой цирк, обращенный на юг, потоки срывает долинный ветер и выдувает их к перегибу. Следует быть готовым к силе потоков 5м/с и выше, причем как восходящих, так и нисходящих. Потоки, как правило, узкие турбулентные. Вход в поток выполнять на повышенной скорости с немедленным вводом крыла в спираль с креном не менее 45 гр. С подветренной стороны потока особенно турбулентно. Высота потоков в Дежурке позволяет уверенно набирать под базу в любую погоду.