В результате оказалось невозможным передать навигационные данные по радио и напрямую закачать их в компьютер «Ориона».
Оператору связи в Хьюстоне пришлось диктовать длинный ряд цифр, а астронавтам записывать их и вручную вводить в компьютер (во время посадки должны были быть доступны большие антенны станции дальней космической связи в Голдстоуне в Калифорнии, что давало возможность использовать ненаправленные антенны лунного модуля).
Далее тестирование системы ориентации лунного модуля, состоявшей из двух дублировавших друг друга контуров, выявило опасное повышение давления в одном из них.
Имея в виду обе проблемы, Янг заметил, что это худший переплёт из всех, в которые он попадал.
По совету с Земли астронавты понизили давление, перекачав часть топлива в топливный бак взлётной ступени, и затем успешно произвели пробное включение двигателей системы ориентации.
Перед тем, как ещё состыкованные «Каспер» и «Орион» скрылись за лунным диском, завершая 11-й виток, астронавтам было дано разрешение на расстыковку.
Тем временем у Чарльза Дьюка начал подтекать клапан трубочки, соединённой с ёмкостью с жидкостью для питья.
Она крепилась изнутри к шейному кольцу скафандра и на этот раз была наполнена апельсиновым соком.
Дьюк не мог дотянуться и слизнуть капельки языком и был вынужден наблюдать, как они летают перед глазами, садятся на нос, загрязняют стекло гермошлема.
Постепенно в соке вымокли волосы астронавта.
Расстыковка состоялась в начале 12-го витка, в 96 часов 13 минут 31 секунду полётного времени.
Командно-служебный модуль «Каспер»
Вскоре после расстыковки
На фоне лунной поверхности.
После этого Янг и Дьюк сняли гермошлемы и перчатки.
Лунный модуль «Орион» после расстыковки.
На 12-м витке, во время пролёта над видимой стороной Луны Маттингли готовил командно-служебный модуль «Каспер» к переводу на круговую орбиту с помощью включения основного двигателя, а Янг и Дьюк на борту «Ориона» продолжили подготовку к посадке, которая должна была состояться на следующем, 13-м витке.
Однако, когда корабли в очередной раз показались из-за восточного края диска Луны и вошли в зону радиовидимости, астронавты доложили, что двигатель «Каспера» не был включён.
«Каспер» и Земля над лунным горизонтом,
Снятые с «Ориона».
Маттингли сообщил о неполадках в резервной системе управления отклонением основного двигателя на кардане (системе управления вектором тяги).
Включение электромоторов кардана резервной системы приводило к сильной вибрации всего корабля.
При этом стрелка одного из индикаторов колебалась.
Это означало, что двигатель не зафиксировался в карданном подвесе и качается относительно оси рыскания.
Всего за неделю до старта «Аполлона-16» полётные правила были изменены.
Теперь они гласили, что для включения маршевого двигателя должны быть исправны обе системы управления, и основная, и резервная.