Памиро-дарвазский золотой пояс
На другие полезные ископаемые было также направлено внимание памирских поисково-разведочных партий. Здесь, главным образом, работы сосредоточились в пределах Памиро-Дарвазского золотоносного пояса, протягивающегося на сотни километров дугой, выпуклой к ЗС, от китайской границы через пик Ленина до Афганистана около г. Кала-и-хумб. Он сложен, главным образом, своеобразными метаморфическими сланцами зеленого цвета, гранитами и их спутниками — кератофирами. Исследования установили аналогию этих месторождений с знаменитой «материнской жилой» в Калифорнии и некоторое сходство с месторождениями Тредвел в Аляске. Особенность золотоносных жил Саук-сая — сравнительно небольшое содержание золота при большой их общей протяженности и громадных площадях распространения. Это позволило геологу Д.В. Никитину говорить о больших запасах золота и выдвинуть идею массовой разработки жил, подобно тому как это делается для небогатых по содержанию жил Тредвела, где суточная добыча руды достигла 10000 тонн.
На леднике Рама.
Работами Памирских экспедиций также довольно ясно намечен второй более южный золотоносный пояс, начинающийся севернее оз. Ранг-куля. Он подходит с севера к среднему течению р. Пшарт и, вероятно, идет через Танымас в Язгулямский хребет.
Идея золотоносных поясов не может считаться столь же обоснованной, как выводы о южно-ферганских рудных зонах, где также в небольшом количестве встречается золото. Нужно думать, что приуроченность значительного числа месторождений золота к определенным поясам находится в связи с явлениями разломов коры, группировавшихся преимущественно в ослабленных зонах, чем облегчалось проникновение магматических расплавов.
РЕДКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ НА ПАМИРЕ
Иного рода минеральные скопления изучались на Южном Памире, в пределах его гнейсово-мраморной толщи. Здесь, в связи с конечными стадиями кристаллизации магм, богатых натрием, шло образование циклона и монацита, содержащего торий и церий.
Разрушение гнейсов, вкрапленных гранитами, привело к образованию россыпей этих минералов. Они встречаются во многих пунктах Южного Памира, что позволяет, по-видимому, говорить о целой провинции, протягивающейся свыше чем на 150 км с востока на юго-запад. Одна из таких россыпей, находящаяся в устье р. Баш-гумбез, невдалеке от Памирской дороги, была разведана.
Говоря о редких металлах, надо упомянуть также находки молибденового блеска, встреченного на Западном Памире и Дарвазе, начиная от сел. Кудара по р. Бартанг в пределах вытянутой к ЮЗ площади, доходящей до р. Пяндж.
В долине Аличура обнаружены рудные жилы с свинцовым блеском, а на хребте Базара-дара — медные руды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как видно из приведенных примеров, Памирскими экспедициями были указаны различные полезные ископаемые, намечены возможные масштабы их залежей и сделаны научные обобщения, способствующие дальнейшему овладению горными богатствами страны.
А ведь еще совсем недавно за Средней Азией отрицалось какое бы то ни было значение как горнопромышленной области России. Интересно отметить, что русские геологи даже не интересовались вопросами металлогении, и первые схемы, пытающиеся подвести общие закономерности в распространении полезных ископаемых, принадлежали иностранным ученым. Основная работа в этом направлении, написанная известным французским специалистом Делоне, ставила отрицательные прогнозы, отмечая незначительную интенсивность рудных процессов по всей Средней Азии. Такие же отрицательные выводы были сделаны несколько позднее немецкими геологами по отношению к Тян-шаню. Эти взгляды надолго затормозили исследовательскую работу в этой области.
Октябрьская революция коренным образом изменила исторически сложившуюся точку зрения, опрокинув старые теории массой новых фактов, не укладывавшихся в прежние схемы. Однако, реальные, практические результаты были получены только в связи с планомерными исследованиями и геолого-разведочной деятельностью конца первой пятилетки.
В настоящее время мы твердо знаем, что Средняя Азия обладает рядом крупнейших месторождений полезных ископаемых, а в области редких и малых металлов может занять одно из видных мест в Союзе ССР. Памир и Тян-шань — не безрудные горные цепи, а серьезные источники металлов, обладающие к тому же неисчерпаемыми запасами гидроэнергии.
Такое изменение во взглядах на Среднюю Азию происходило параллельно с углубленной работой геологической мысли, наметившей за последние годы основные моменты геологической истории этой части Азиатского континента и а установившей главнейшие фазы рудных процессов.
Как мы видели, первоисточниками всех металлов были магматические очаги, являющиеся закономерными продуктами последовательных изменений состава постепенно остывающего огненно-жидкого расплава. Этот расплав, или магма, внедрялся в толщу пород или изливался на земную поверхность в определенные фазы горообразовательных процессов. Каждой такой фазе как складчатых явлений, возникающих под влиянием бокового давления, так и вертикальных перемещений отвечают инъекции и излияния магм с последующим концентрическим отложением различных химических элементов, в том числе и металлов, вокруг охлаждающихся очагов. Обособившимся фациям магматических пород — глубинной, промежуточной или излившейся — соответствуют в дальнейшем различные пути дифференциации и различные судьбы связанных с ними металлов.
Следовательно, существует сложная зависимость между горообразованием, вулканизмом и явлениями орудеиения. Она усложняется последующими процессами выветривания и размывания, уничтожающими целые горные хребты, вместе с тем перемещающими или концентрирующими те или иные химические элементы.
Таким образом, работами Памирских экспедиций, постепенно распространявших свои исследования далеко за пределы высочайшего в СССР нагорья, намечены серьезные научные обобщения и поставлена на реальную почву большая хозяйственная проблема освоения производительных ресурсов Таджикистана.
К.К. МАРКОВ