Таджикско-памирская экспедиция 1933 г.
В отличие от предыдущей экспедиции, в 1933 г. Таджикско-Памирская экспедиция при СНК СССР, работавшая под научным руководством Академии Наук СССР и при значительном участии ее научных сил, сконцентрировала свое внимание на разрешении проблем тяжелой промышленности. Ее работы были построены по территориальному принципу. Уже в итоге исследований предыдущего года наметились пять основных районов Таджикистана, географически обособленных, с определенным комплексом полезных ископаемых и самостоятельными источниками энергии. Соответственно выделенным районам Северного Таджикистана, Зеравшанского, Сталинабадского, Дарвазского и Памира, экспедиция организовала группы, объединявшие ряд отрядов, опиравшихся на самостоятельные районные базы. Таким образом была достигнута значительная целеустремленность работ, давших в отчетном году большие практические и научные результаты. Всего в экспедиции приняли участие 215 научных работников, 360 рабочих и 26 человек административно-хозяйственного персонала, составившие 44 отряда и партии. Общий бюджет экспедиции равнялся двум с половиной миллионам рублей. Подобно экспедиции 1932 г. в ней приняли участие крупнейшие научно-исследовательские учреждения Союза ССР, а финансирование в значительной мере осуществлялось по договорам с хозяйственными организациями.
Географическое разнообразие ландшафтов Таджикистана и резкие контрасты культурно-хозяйственного состояния различных областей страны создавали оперативные и организационные трудности, преодоленные с честью хорошо подобранным составом работников, при исключительной поддержке Таджикского правительства и колхозных масс на местах.
На ряду с аэропланными линиями, позволяющими за несколько часов покрывать пространства, которые еще требовали многих недель караванного пути, на ряду с великолепными автомобильными дорогами, пересекающими Памирское нагорье и его мощные западные отроги, встречаются еще и по сей час опасные, трудно проходимые даже для пешехода тропы. В непосредственной близости от таких грандиозных, технически совершенных сооружений, как Вахшстрой, от Карамазарских рудников, каменноугольных копей Шураба, существуют еще натуральные формы хозяйства. Все это, свидетельствуя о громадных успехах социалистической стройки, в то же время указывает на исключительные трудности, которые стоят на пути к овладению природными богатствами Таджикистана.
Среди этих богатств совершенно особое место принадлежало полезным ископаемым и гидроэнергоресурсам, которые естественным образом привлекали главное внимание экспедиции. Она занималась геологией, геохимией и поисковыми работами, затем гидроэнергетикой, гидрометеорологией и гляциологией. Небольшой объем: был отведен фототеодолитным работам. Наконец, нельзя особо не отметить научно-организационную деятельность экспедиции, которая вместе со своим научным советом провела в Сталинабаде конференцию с отчетами о достижениях полевого периода, совещание при Средазэкосо и которая собрала большое количество рукописей, публикуемых вместе с трудами работников экспедиции.
На Памире продолжалась систематическая геологическая съемка всей его площади, велись исследования в пределах восточной части Памиро-дарвазской золотоносной дуги, производились гляциологические и геоморфологические наблюдения на леднике Федченко. Значительные силы были брошены на северные склоны Туркестанского хребта, где поисковые работы на ртуть, олово, берилл охватили верховья pp. Сох, Исфара, Лейляк. Большое внимание было также уделено долине р. Зеравшан и Гиосарскому хребту.
Результаты широко развернутых исследований, направленных на разрешение совершенно определенных задач, были велики. Найдены пегматитовые жилы с оловянным камнем, бериллами, месторождения полиметаллов, плавикового шпата, расширены пределы распространения золотоносных площадей на Памире, изучены соляные штоки в Южном Таджикистане.
Кроме открытия совершенно нового оловоносного района в центральной части Туркестанского хребта, серьезного расширения базы полиметаллов находками двух крупных месторождений: Лашкерека и Кон-и-гут в Северном Таджикистане, выявления многочисленных точек с малыми и редкими металлами, находок оптического флюорита, экспедиция уделила должное внимание энергетическим ресурсам Таджикистана. Изучалась качественная характеристика местных углей, их химические свойства. Заканчивалось составление гидронергетического кадастра для всей территории республики, обследовались детально отдельные речные системы и участки течения рек в целях выбора точек для будущего строительства. В бассейне Зеравшана эти исследования были тесно увязаны с задачами ирригации.
Улица в кишлаке. Южная Фергана.
Наравне с указанными выше работами экспедиция провела большие исследования в области гляциологии и географии. Группой Н.В. Крыленко закончено обследование восточной части хребта Петра I, причем весь район покрыт топографической и геологической съемкой. Героическими усилиями научных сотрудников и рабочих строителей партии Средазгимеина на величайшем в мире леднике Федченко, на высоте 4300 м, закончена постройка и сдана в эксплуатацию хорошо оборудованная гляциолого-метеорологическая обсерватория, которая будет иметь большое значение при решении вопросов ирригации Средней Азии.
Объединенным отрядом экспедиции и ОПТЭ после тщательной подготовки совершено восхождение на высочайший в СССР пик Сталина в 7495 м, а на восточном его склоне установлены на высотах в 6850 и 5600 м две автоматические метеорологические станции. Это восхождение, сопровождавшееся заброской и установкой тяжелых научных приборов, преодолением труднейших природных препятствий, является крупнейшим достижением молодого советского научного альпинизма, которое можно доставить наравне с восхождением английских и итальянских исследователей на пик Пирамидный в 7425 м в Гималаях, на вершину Чогомис в Каракорумах — 7500 м и попытками восхождения на Эверест.