Экологические аспекты развития МСБ Российской Федерации
55. Добыча и переработка полезных ископаемых представляет серьезную опасность для человека и окружающей природной среды. Источником опасности являются химически активные элементы и флюиды, проникающие из хвостохранилищ, складированных руд, отвалов, бесхозных скважин, в результате утечек нефти и техногенных катастроф. В процессе разработки крупных месторождений твердых полезных ископаемых происходит также кардинальное изменение природных ландшафтов, возникают риски уничтожения естественных биоценозов и необратимого изменения состояния недр.
56. Развитие МСБ страны влечет за собой необходимость реализации мер, направленных на охрану всех элементов окружающей среды, снижение негативного воздействия горного и нефтегазодобывающего производства на человека, животный и растительный мир, почвы, недра, атмосферу, подземные и поверхностные воды. К числу таких мер относятся:
· внедрение инновационных экологически безопасных технологий поисков, разведки, разработки месторождений, транспортировки и переработки минерального сырья;
· оценка и ввод в эксплуатацию техногенных месторождений, сформировавшихся из отходов горного и металлургического производства;
· широкое и максимально полное использование в промышленности вторичного минерального сырья, внедрение ресурсосберегающих технологий;
· повышение глубины переработки минерального сырья с извлечением возможно большего числа полезных компонентов и максимальным использованием поднятой на поверхность горной массы;
· создание удовлетворяющих современным экологическим стандартам полигонов для размещения, утилизации и переработки отходов горного производства;
· рекультивация нарушенных в результате разработки месторождений земель, ликвидация горных выработок, подземных сооружений и скважин, воссоздание первичных ландшафтов и экосистем;
· совершенствование системы государственного экологического надзора и государственного мониторинга окружающей среды.
Региональные аспекты развития МСБ Российской Федерации
57. Регионы Российской Федерации, в которых горные и нефтегазодобывающие компании являются основными предприятиями, обеспечивающими занятость населения, особенно чувствительны к исчерпанию запасов полезных ископаемых и сокращению добычи. Большая часть таких регионов – это удаленные, практически незаселенные и неосвоенные территории севера и востока нашей страны, где к социальным проблемам прибавляются геополитические.
58. Исчерпание запасов и прекращение добычи полезных ископаемых в таких регионах влечет за собой появление «лунных ландшафтов», «заброшенных городов и поселков» и других проблем социального, экологического и геополитического характера, решение которых невозможно без участия государства. Для смягчения социальных, экологических и геополитических последствий исчерпания запасов в старых сырьевых регионах России необходимо принять следующие меры:
· стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, в том числе, в форме производственных кооперативов (старательских артелей), индивидуальных частных предприятий, ориентированных на отработку мелких месторождений и остаточных запасов нефти, газа и твердых полезных ископаемых;
· передать регионам полномочия по управлению фондом недр с остаточными запасами, мелкими и очень мелкими месторождениями вместе с частью выплачиваемого компаниями налога на добычу полезных ископаемых.
59. Для комплексного освоения и повышения инвестиционной привлекательности групп месторождений стратегических полезных ископаемых, расположенных компактно в пределах одного субъекта Российской Федерации, необходимо инициировать создание территорий опережающего социально-экономического развития в соответствии с федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ.
60. Для предотвращения появления диспропорций в размещении планируемых к отработке месторождений, транспортной и энергетической инфраструктуры и перерабатывающих предприятий необходимо координировать программы лицензирования крупных месторождений полезных ископаемых с планами социально-экономического развития регионов России.