О геологических формациях
ОСНОВЫ ФОРМАЦИОННОГО АНАЛИЗА
Рекомендовано УМО по геологическим специальностям
в области прикладной геологии Министерства образования РФ
в качестве учебного пособия для студентов и магистрантов
специальностей 080600 и 080100
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
УДК 551.263 (075.80)
ББК 26.33
М263
Изложены общие сведения о принципах, подходах и методах формационного анализа, дан обзор основных терминов и понятий, приведены классификации и краткие характеристики важнейших магматических, осадочных, метаморфических и метасоматических формаций.
Учебное пособие является основным по курсу «Основы формационного анализа» и будет полезно студентам и магистрантам специальностей 080600 «Прикладная геохимия, петрология, минералогия» и 080100 «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых» при курсовом и дипломном проектировании.
Пособие издается при поддержке российско-американской программы «Фундаментальные исследования и высшее образование» (BRHE) Американского фонда гражданских исследований и развития (АФГИР) и Министерства образования РФ в рамках гранта ST-015-02.
Рецензент - академик РАН Д. В.Рундквист
Марин Ю. Б.
М263. Основы формационного анализа: Учеб. пособие / Ю. Б.Марин. Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет). СПб, 2004. 138 с.
ISBN 5-94211-247-9
УДК 551.263 (075.80)
ББК 26.33
ISBN 5-94211-247-9
© Санкт-Петербургский горный
институт им. Г. В.Плеханова, 2004 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие подготовлено в рамках читаемого в Санкт-Петербургском государственном горном институте курса лекций «Основы формационного анализа» для студентов пятого курса специальности 080600 «Минералогия, геохимия, петрология». Ранее материалы этого курса входили в дисциплины «Магматические формации и их рудоносность» и «Метасоматические формации и их рудоносность», предназначенные для студентов специальностей 080100 и 080600 в качестве факультативных курсов, а позже дисциплин по выбору, и частично в базовые дисциплины «Литология» и «Петрография магматических и метаморфических пород».
В настоящее время учение о геологических формациях в виде самостоятельной дисциплины «Основы формационного анализа» («Формационный анализ») вошло в планы подготовки специалистов в инженерно-технических вузах России и СНГ. Необходимость курса при подготовке инженеров-геологов предопределена уровнем развития современной геологической науки и широким практическим использованием карт геологических формаций как геологической основы для структурно-тектонического, инженерно-геологического районирования, прогноза полезных ископаемых.
В учебном пособии изложены наиболее общие сведения о принципах и методах формационного анализа, дан обзор основных терминов и понятий, проанализированы основные подходы к классификации геологических формаций, дана краткая характеристика магматических, осадочных, метаморфических и метасоматических формаций. В рамках учебного пособия, разумеется, невозможно охватить весь обширный материал, накопленный к настоящему времени в области формационного анализа, поэтому при изучении данного курса можно и нужно использовать целый ряд опубликованных учебников, учебных пособий и монографий, список которых приведен в конце данной книги.
Автор признателен С. М.Бескину, Е. В.Плющеву, Д. В.Рундквисту, В. С.Попову и В. М.Цейслеру за обсуждение общих проблем формационного анализа и ряд предложений, сделанных ими в ходе работы над учебным пособием.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ пространственного размещения горных пород свидетельствует о том, что многие из них образуют закономерные ассоциации, объединяющие разности, близкие по условиям образования и вещественному составу, или же наборы пород, возникшие при повторяющихся изменениях условий образования, что выражено их закономерным чередованием. Устойчивые во времени и в пространстве закономерные ассоциации горных пород, связанные единством вещественного состава и строения, обусловленным общностью их происхождения или сонахождения, получили название геологических формаций. В разрезе земной коры они слагают различные геологические тела: толщи, комплексы, массивы.
Изучение состава и строения земной коры проводится на нескольких уровнях познания: геохимическом, минералогическом, петрографическом, формационном, оболочечном. Исследованием распределения в земной коре химических элементов занимается геохимия; минералогия анализирует земную кору с позиций распределения в ней минералов; закономерности размещения в земной коре горных пород рассматривают петрография и литология. Учение о геологических формациях ставит перед собой задачу исследовать земную кору на уровне тел ассоциаций горных пород – формаций и ассоциаций формаций. Более крупные структурно-вещественные категории: структурно-формационные зоны и слои земной коры, – изучают геотектоника и геофизика. В последние десятилетия выделение и анализ геологических формаций прочно вошли в практику геологических исследований. Наличие той или иной ассоциации горных пород свидетельствует о возможности обнаружения определенного типа полезного ископаемого, служит индикатором палеогеографической, палеотектонической, палеогеодинамической обстановок.
Учение о геологических формациях создавалось усилиями литологов, стратиграфов, тектонистов, петрологов, специалистов по полезным ископаемым. При выяснении общих закономерностей строения и истории развития земной коры, эволюции магматизма, палеогеографических обстановок, размещения месторождений полезных ископаемых оказалось удобнее оперировать не отдельными типами горных пород, а целостными комплексами однотипных горных пород, получивших в общем случае наименование геологических формаций. Действительно, только обратившись к природным ассоциациям горных пород как целостным геологическим системам, становится возможным решать задачи, связанные с палеотектоническими реконструкциями, тектоническим районированием, минерагеническим прогнозом. Ныне учение о геологических формациях представляет собой самостоятельное научное направление – учение об осадочных толщах, магматических и метаморфических комплексах. Учение о геологических формациях вобрало в себя элементы стратиграфии, литологии, петрографии, структурной геологии, учения о полезных ископаемых подобно тому, как петрография, например, включила в себя элементы минералогии, кристаллографии, физической химии. Геологические формации в земной коре образуют крупные геологические тела. При изучении их вещественного состава и внутреннего сложения применяются методы литологии, петрографии, структурной геологии, при оценке возраста – методы стратиграфии, при выявлении обстановки образования – методы генетического анализа.
В учении о геологических формациях намечаются две последовательно решаемые группы задач. Первая предусматривает выделение формаций, их изучение, типизацию, установление коррелятивных связей между типами формаций и тектоническими структурами, палеогеографическими обстановками, полезными ископаемыми. Вторая группа задач сводится к ретроспективным построениям на основе выявленных особенностей состава и структуры формаций, их пространственных и временных взаимоотношений с тектоническими структурами, а также осуществлению разных видов районирования и прогнозной оценки территорий.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЯ
О ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЯХ
Термин «формация» (от латинского formatio – образование, возникновение) используется в геологии уже около 200 лет. Основы учения о геологических формациях заложены еще трудами знаменитого А. Вернера, однако сформировались в достаточно стройную систему лишь к 50-м годам XX столетия, преимущественно благодаря трудам отечественных ученых. Большой вклад в развитие учения о геологических формациях внесли Ф. Ю.Левинсон-Лессинг, Ю. А.Билибин, Н. С.Шатский, Ю. А.Кузнецов, Ю. А.Косыгин, М. А.Усов, Н. П.Херасков, В. И.Попов, В. Е.Хаин, А. Л.Яншин и другие ученые.
В развитии представлений о геологических формациях можно наметить два этапа: с середины XVIII в. до начала XX в. и с середины 30-х годов XX в. до настоящего времени. Первый этап отвечает времени появления и истории использования термина «геологическая формация»; второй этап – становлению самого учения о геологических формациях. Появление термина «геологическая формация» связывают с именами Г. Фюкселя (1722-1773) и А. Вернера (1749-1817). Г. Фюксель и А. Вернер в качестве формаций выделяли толщи горных пород по вещественному составу (формации медистых сланцев, раковинного известняка и др.), которые выстраивались в определенном порядке в стратиграфической схеме. На II сессии Международного геологического конгресса, состоявшейся в 1881 г., термин «геологическая формация» был официально исключен из стратиграфической номенклатуры и рекомендован для использования при характеристике генезиса толщ.
На рубеже XIX и XX веков термин наполняется новым содержанием. М. Бертран, изучая геологию Альп, применил термин «формация» для обозначения крупных комплексов горных пород, выделяемых в разрезах разновозрастных геосинклинальных областей. Идея о формациях как крупных комплексах пород получила развитие в работах Л. Кобера, а также в трудах многих российских тектонистов. Таким образом, в начале XX в. этот термин использовался в нескольких значениях: вещественном, генетическом, стратиграфическом, тектоностадиальном. Одновременно с перечисленными четырьмя значениями развивалось пятое – прикладное, минерагеническое, возникшее с момента появления самого термина (наименования: формация медистого сланца, формация бурого угля в работах А. Вернера).
Середина 30-40-х годов XX в. соответствует началу нового этапа в развитии представлений о геологических формациях и связана с появлением публикаций Н. Б.Вассоевича, В. И.Попова, М. А.Усова, Н. С.Шатского. В 1953 г. в Новосибирске состоялась 1-я Всесоюзная конференция по геологическим формациям, проведению которой способствовал интерес, проявленный к формациям со стороны ведущих геологов. В резолюции этой конференции было отмечено существование нескольких направлений в подходе к выделению, изучению и определению геологических формаций. Была рекомендована формулировка, предложенная Н. С.Шатским, Н. П.Херасковым, Б. М.Келлером, Н. А.Штрейсом, в соответствии с которой формациями являются естественные сообщества горных пород и других минеральных образований, отдельные члены которых (породы, слои, толщи и т. д.) парагенетически связаны друг с другом как в пространственном, так и в возрастном отношении. Этот подход получил название парагенетического, он противопоставлен генетическому, развиваемому литологами (Н. М.Страхов, Ю. А.Жемчужников, В. И.Попов и др.), которые рассматривали формации как совокупность определенных генетических типов (фаций).
С начала 70-х годов работы по изучению геологических формаций проводились в соответствии с программами межведомственных тектонического, литологического и петрографического комитетов при АН СССР. В это время появляются труды с обоснованием принципов выделения формаций и методологии формационных исследований (В. И.Драгунов, Ю. А.Воронин, Э. А.Еганов и др.), с характеристикой методики анализа геологических формаций (В. М.Цейслер, К. В.Боголепов, Д. С.Харкевич и др.). В двухтомной монографии В. И.Попова «Опыт классификации и описания геологических формаций» [12] обобщены сведения по типам формаций. Изданы: Карта осадочных и вулканогенных формаций территорииСССР, Карта магматических формаций СССР, двухтомная монография «Магматические формации СССР» [5], серия коллективных монографий сотрудников ВСЕГЕИ «Принципы и методы оценки рудоносности геологических формаций» [4, 8, 13], двухтомный терминологический справочник «Геологические формации» [1] и многочисленные монографии, посвященные отдельным группам магматических, осадочных и метасоматических формаций [3, 9-11]. И, наконец, в 80-90-е годы появляется первая учебная литература [2,6,7,15].