Общие методические указания. 11 страница

Ретроспективная версия принципа: (Загадка совпадений больших чисел). В 30-е годы А.Элдингтон и П.Дирак обратили внимание, что количественные выражения многих фундаментальных физических констант и космологических параметров, а также их соотношений включают в себя одно и то же - с точностью до порядка - очень большое число или его простые (2, 3/2, 1/2) степени. В определенной (ядерной) системе единиц это число 1040. Спрашивается, чем можно объяснить такие совпадения? Тогда же Элдингтон, Дирак и П.Йордан пытались найти физические объяснения. Дирак, в частности, выдвигал предположение об изменении со временем гравитационной константы, но подтверждений этому не найдено.

Вариант Б.Картера.

Картер дает три формулировки принципа: 1) «то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей»; 2) «наше положение во Вселенной с необходимостью является привилегированным в том смысле, что оно должно быть совместимо с нашим существованием в качестве наблюдателей»; 3) «Вселенная - и, следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит - должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей. Перефразируя Декарта: Я мыслю, потому мир таков, каков он есть». Первая формулировка носит обобщенный смысл в отношении ко второй и третьей, которые Картер назвал соответственно «слабым» и «сильным» вариантами антропного принципа.

Перспективная версия антропного принципа.

Загадка Б.Паскаля. «Глядя на слепоту и убожество человека и поразительные контрасты, обнаруживаемые его природой; наблюдая немоту Вселенной и непросвещенность человека, отчужденного от самого себя и как бы затерявшегося в этом закоулке Вселенной, лишенного знания о том, кто его туда поместил, что он должен там делать и чем он станет там после смерти, я бываю охвачен ужасом, как человек, которого бы во время сна перенесли на страшный необитаемый остров и который проснулся бы, не ведая, где он находится, и не имея ни малейшего средства оттуда уйти; поэтому-то я и бываю поражен мыслью, каким образом люди не впадают в отчаяние, находясь в столь жалостном состоянии?». «Зачем нам приходить в ужас от нашего существа? - возражал Паскалю Ф.Вольтер. - ... Существование наше не так злосчастно... Смотреть на Вселенную как на карцер и считать всех людей преступниками, живущими в ожидании казни, - это идея фанатика... Мудрому человеку, по-моему, свойственно думать, что земля, люди и звери являются именно тем, чем им надлежит быть в порядке, созданном провидением».

Еще одной модификацией выступает антропный принцип участия: необходимы наблюдатели, что бы существовала Вселенная. выдвинутый А.Дж. Уилером. Это - интерпретация сильного антропного принципа в концептуальных рамках квантовой космологии. Вселенная рассматривается как объект нового типа - мегаскопическая квантовая система, на нее распространяется квантовый способ описания; тем самым создается совершенно новое видение Вселенной. Тот, кто думает о себе просто как о наблюдателе, говорит Уилер, оказывается участником. Возникновение наблюдателя ведет к тому, что Вселенная обретает статус реальности. Антропный принцип тесно связан с антропоцентризмом и в описании вселенной, процесс развития Вселенной уподобляется творческой деятельности человека. Формулировка Уилера представляется парадоксальной поскольку причина и следствие у него меняются местами, связь устанавливается как корреляционная. Антропный принцип участия предполагает включение сознания в научную картину мира и понимание его в значимых для физики терминах. И. Л. Розенталь интерпретирует антропный принцип как "принцип целесообразности", поскольку, фиксируя тонкую подстройку глобальных свойств Вселенной и условий прогрессивной эволюции материи, он указывает на целесообразность и гармонию физических законов. Дж. Барроу и Ф. Типплера предложили формулировку финального антропного принципа: разум во Вселенной возникает с необходимостью, чтобы затем никогда не исчезнуть, т.е. природа не безразлична к судьбе сознания и обеспечит условия его вечного существования, но не обязательно в современных человеческих формах.

Важное место антропный принцип начинает занимать в концептуальных разработках географической науки. Примером такого влияния могут стать школы гуманистической географии и Лундской школы. Сторонники этих направлений отвергли бихевиористский подход рассмотрения человека. Анализ пространственно-временной деятельности людей по их мнению должен в рамках географического исследования вестись с учетом внутреннего мира человека. Внутренний мир человека связывается с его психическими особенностями, культурным уровнем и т.п. В Лундской школе и ''гуманистическом'' направлении большое внимание уделяется исследованию соседства. Показывается его влияние на географические процессы в обществе. Исследование сознания как фильтра определяющего особенности пространственно-временного поведения людей включается в предмет географической науки. С.Вайнберг напишет: «Единственная наша альтернатива - либо быть сожженными в закрытой Вселенной, либо быть замороженными - в открытой...». Такие науки, как география, в контексте современной цивилизации призваны дать ответ на вопрос о том, возможны ли более интересные перспективы.

Дополнительная литература:

1. Картер Б., Совпадения больших чисел и антропологический принцип в космологии // Космология: теории и наблюдения. М., 1978.

2. Казютинский В.В. Мировоззренческие и методологические аспекты антропологического (антропного) принципа в космологии. // Материалы XVI Чтений К. Э. Циолковского. М., 1982. С. 31-42

3. Мартынов Д.Я. Антропный принцип в астрономии и его философское значение // Вселенная, астрономия, философия. М., 1988. С. 58-65

Контрольные вопросы:

1. В чем разница между слабой и сильной формулировкой антропного принципа?

2. Является ли антропоцентризм синонимом антропного принципа?

3. В чем смысл финального антропного принципа?

5. Важнейшей составляющей современной научной картины мира является эволюционизм, понимаемый не в традиционном дарвиновском смысле, а через идею глобального (универсального) эволюционизма. Термин "глобальный эволюционизм" вошел в язык современной философии в начале 80-х годов 20 века. Прежде всего, об идее глобального эволюционизма стали говорить в аспекте изучения интегративных явлений в науке, связанных с обобщением эволюционных знаний, полученных в разных отраслях естествознания. В этой связи такое явление, как стремление эволюционных дисциплин - биологии, геологии, астрономии, физики к экстраполяции и обобщению закономерностей, механизмов эволюции, стали обозначать как глобальный эволюционизм. Во всяком случае, именно этот смысл вкладывался в термин "глобальный эволюционизм" на первых порах. В 80-е годы эта проблема была одной из самых актуальных проблем методологии науки. Ее обсуждение было нацелено на повышение эффективности исследований в эволюционном естествознании. Речь шла не только о совершенствовании теоретических методов эволюционного познания, поиске новых интегральных закономерностей эволюции, но и о человеческом смысле глобального подхода к эволюции.

Так, академик Н. Н. Моисеев обратил внимание на тот факт, что "универсальный эволюционизм" позволяет приблизиться к ответу на вопрос о встрече интересов человечества и биосферы с целью избежать глобальной экологической катастрофы. Обсуждение идеи глобального эволюционизма не ограничивалось рамками методологии науки, поскольку была совершенно очевидна особая мировоззренческая нагруженность этой идеи, отличающая ее от традиционного эволюционизма. В концепции глобального эволюционизма вся история Вселенной от "Большого взрыва" до возникновения человечества рассматривается как единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции имеют генетическую и структурную преемственность. В ней можно выделить мировоззренческие, логико-методологические, аксиологические аспекты

Понимание биосферы как системы "Природа - Общество" ставит биологический эволюционизм лицом к лицу с общественными науками. Теоретическое освоение процесса коэволюции возможно лишь в новом, еще не созданном, теоретическом пространстве, объединяющем "две культуры" -естественнонаучную и гуманитарную. Это - идеал консолидации двух типов разнокачественного знания, пути достижения которого пока трудно представимы. Поэтому благом является даже некая перекличка идей, движение навстречу друг другу в использовании "чужих" понятий, норм знания, в заимствовании манеры, стиля мышления. Методологический анализ такой переклички идей составляет одно из важнейших современных направлений в философии науки.

По мнению Н.Н. Моисеева, главная идея, способная преодолеть традиционный разрыв двух культур, естественнонаучной и гуманитарной, заключена в представлении о едином мировом процессе самоорганизации. Этот процесс может быть назван универсальным, или глобальным эволюционизмом, поскольку охватывает все существующие и мыслимые проявления материи и духа. Интересно замечание Н.Н. Моисеева о направленности процессов самоорганизации Вселенной: "... на протяжении всей истории развития Вселенной непрерывно усложняется организация материи. Природа как бы запасла определенный набор возможных типов более или менее стабильных организационных структур и по мере развития единого мирового эволюционного процесса в нем "задействуется" все большая доля этого запаса. Растет не только сложность, но и разнообразие существующих форм организации как косного, так и живого вещества и - что очень важно - организационных форм общественного бытия"[55].

Глобальный эволюционизм ориентирован на поиск определения положения человека в мире. Этапы прогрессивного развития мирового процесса предстают в качестве моментов собственного развития человека. Он не может отделить себя от этой эволюции, поскольку она приводит, в конечном счете, к появлению самого сложного продукта материи, в котором материя познает самое себя - появлению самого человека.

Глобальный эволюционизм существует в виде огромного количества вариантов и версий, которые характеризуются различной степенью концептуальной проработанности - от малообоснованных утверждений, наполняющих обыденное сознание, до развернутых концепций, подробно рассматривающих весь ход универсальной эволюции мира - таких, как концепция Тейяра де Шардена или Э. Янча. Здесь идеальные представления субъекта о целостном мире включаются в строгие выводы науки. Более того, глобальный эволюционизм несет чувство устроенности мира, дает убеждение в конечном торжестве справедливости. Этические ожидания санкционируются онтологическими представлениями. А именно: устройство мира таково, что в своем развитии он последовательно совершенствуется. Так общественное сознание впитывает те идеи, которые созвучны определенному внутреннему настрою человека, оно как бы отбирает из общих теоретических построений и мировоззренческих обобщений науки те, которые соответствуют его определенной психологической потребности. Иначе говоря, идея глобального эволюционизма - регулятивная идея, дающая представления о мире как о целостности, позволяющая мыслить общие законы бытия в их единстве и одновременно дающая возможность соотнести "универсум" с человеком, сделать его "соразмерным" человеку.

Идеи глобального эволюционизма созвучны основным концептуальным положениям русского космизма.

Дополнительная литература:

1. Колчинский Э. И. Глобальный эволюционизм и проблема «эволюции эволюции» // Материалистическая диалектика и пути развития естествознания / Под ред. А. М. Мостепаненко. Л., 1987. С. 73-89.

2. Степин В. С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В. С. Степин, Л. Ф. Кузнецова. – М., 1994.

3. Универсальный эволюционизм и глобальные проблемы /РАН. Ин-т философии; Отв. ред.: В.В.Казютинский, Е.А.Мамчур. – М., 2007.

4. Хесле В. Философия и экология. М., 1993.

Контрольные вопросы:

1. Как связаны биологический и глобальный эволюционизм?

2. Является ли глобальный эволюционизм одним из вариантов монизма?

3. К какому историческому периоду относится возникновение концепции глобального эволюционизма?

4. Является ли глобальный эволюционизм разновидностью прогрессистских концепций?

6. Русский космизм – интеллектуальное течение, представляющее собой совокупность направлений, объединенных стремлением к осмыслению проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. Космизм предпринимает попытку представить человека не атомарным существом, а личностью, обладающей всем богатством индивидуальности и вместе с тем неразрывно связанной со всеобщим. Космисты последовательно проводят мысль о неразрывной взаимосвязи человека и космоса, соразмерности природного и человеческого бытия. Наиболее концентрированно выразил суть такого подхода П.А.Флоренский, который считал, что человек и природа взаимно подобны и внутренне едины. Человек и природа равномощны, при этом человек представлен как «сумма мира, сокращенный конспект его», а Мир как «раскрытие человека, проекция его». Человеку предстоит познать самого себя, свою сущность, и это познание возможно через познание космоса. Поэтому задача человека, его назначение на Земле — раскрыть и утвердить космичность природного бытия.

В русском космизмеможно выделить три основных течения: философско-религиозное, литературно-художественное и естественнонаучное. К философско-религиозному направлению относятся Н. Ф, Федоров, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев; к естественнонаучному принадлежат Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, Н. Г. Холодный, И. А. Морозов, А. Л. Чижевский; литературно-художественное направление представляют Н. К. Рерих, В. Ф. Одоевский, А. В. Сухово-Кобылин, Н. А. Заболоцкий и др.

Философско-религиозное направление русского космизма. Русские мыслители-космисты религиозной ориентации — Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев — поднимают вопрос о необходимости реальной, активной работы над преодолением несовершенства человека — как нравственного, так и физического. Наиболее выразительно данный мотив звучит в «Философии общего дела» Н.Ф.Федорова. Согласно Н.Ф.Федорову, в человеке природа начинает не только осознавать себя, но и управлять собой. Только дело, соразмерное с космосом, способно преодолеть нечеловеческое в человеке. И этим делом должно быть управление силами природы, овладение стихийными, слепыми силами вне и внутри себя, выход в космос для его активного освоения и преображения, обретение бессмертия человечества — для всех живших и ныне живущих поколений. Для этого потребуется полная переориентация сознания, — человечество обязано воспринять себя в качестве космической силы. Познание, опыт и труд, по мнению мыслителя, способны привести к преобразованию физической природы человека, к бесконечному творчеству бессмертной жизни во Вселенной.

Литературно-художественное направление. Русский космизм актуализирует проблему синтеза в искусстве, которая стала одной из эстетических моделей искусства «серебряного века», стремившегося объединить все качества художественной формы: картинность, музыкальности, театральность, словесное оформление жизненных отношений, реальную пространственность архитектуры. Художественный синтез лег в основу творчества М.А.Врубеля, В.Э.Борисова-Мусатова, К.А.Коровина, В.В.Кандинского, П.Н.Филонова, Н.К.Рериха, М.К.Чюрлениса, членов группы «Амаравелла» – в живописи, «космическим» синтезам звука и цвета, музыки и действа в произведениях А.Скрябина, поиском синтетического отображения «жизни и искусства» А.А.Блока, А.Белого, К.Д.Бальмонта, Ф.Сологуба, Б.Пастернака, А.Ахматовой, В. Хлебникова и других – в поэзии.

В творчестве В.Ф.Одоевского человек представлен как активная, творческая сила универсума, проводится мысль о взаимосвязи человека с космосом. Его роман-утопия «4338 год. Петербургские письма» представляет глазам читателя преобразованную и окультуренную планету, где регулируются климат, атмосфера и начата регуляция душевно-психической деятельности

Классик драматургии А. В. Сухово-Кобылин развивал концепцию активной эволюции, космического будущего человечества. В эволюционном процессе человек совершит значительные преобразования в отношении своей собственной природы, осуществит «реформу телесного организма» и станет бессмертным духовным существом.

Тема активной эволюции, сознательного этапа развития природного мира находит воплощение в творчестве Н. А. Заболоцкого. Поэт задается целью оповестить мир о своих открытиях через художественное слово. Весь мир Заболоцкий уподобляет многострунной арфе; тронешь одну струну — отзовется любой уголок Вселенной.

Мыслитель и художник Н. К. Рерих полагал, что человек является сначала жителем Космоса, а уж потом — жителем Земли. В своих произведениях Рерих последовательно развивает идеи непричинения зла живому — ни действием, ни мыслью. Следует направить усилия на постижение микрокосмоса, громадных, но не выявленных возможностей и сил космического масштаба. Выявляя неразрывную связь духовного мира с «космическим пульсом», Рерих считает необходимым возвысить осознание нравственных ориентиров на уровень космической ответственности человека за свои деяния, поступки и даже мысли.

Естественнонаучное направление. Н. А. Умов русский физик-теоретик, считал естественнонаучное знание высшим проявлением разума человека, орудием в борьбе с энтропией (энтропия – мера хаотичности, беспорядка, неопределенности в какой-либо системе). Он выдвигает и развивает идеи антиэнтропийной сущности жизни, направленности эволюционного процесса в сторону все большей стройности и упорядоченности. Ученый последовательно прослеживает глубокую взаимозависимость, соединяющую существа Вселенной, призывает возлюбить мир всего космоса «как самого себя»

Н. Г. Холодный вводит в обиход космической мысли понятие антропокосмизма. Согласно принципу антропокосмизма, человек более не рассматривается как центр мироздания, а предстает органической составной частью космоса. В данном принципе выявляется единство человека и космоса, преодолевается надприродное положение места человека в мире. Антропокосмизм, согласно Холодному, задает установку на оценку социального развития исходя из масштабов космической жизни, представляет человека в качестве одного из важнейших факторов дальнейшей эволюции мира и налагает ответственность на него как на прямого участника процессов космического масштаба.

Основатель отечественной космонавтики К. Э. Циолковский поднимает вопрос о достижении единства научного знания в процессе космизации науки. Циолковским разрабатывались, кроме естественнонаучных и технических проблем, проблемы философского плана, он известен также как создатель космической этики («Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы», «Существа выше человека»). По утверждению Циолковского, материя в человеческом образе поднимает вопрос о смысле своего существования и стремится к получению ответа. Согласно ему человеческий разум предстает естественным и закономерным космическим фактором, ускоряющим (с определенного момента) процессы развития Вселенной способствует ее преобразованию во имя распространения разума и счастья на просторах космоса.

А. Л. Чижевский является основателем фундаментального направления в естествознании — гелио- и космобиологии. Ученый развивает идеи пульсации Вселенной, Солнца и их влияния на процессы жизни на Земле. Всем своим существом человек находится под влиянием мощных космических и геофизических факторов. Жизнь во Вселенной имеет свой пульс, свои периоды и ритмы. Задача науки будущего — выявить, где зарождаются, откуда исходят ритмы, познать биение общемирового пульса, великой динамики природы.

Сценарии развития человечества рассматривались и академиком В.И.Вернадским. Рассмотрение человека как особой геологической силы, способной радикально изменить мир, в котором он живёт, привели ученого к выводу о возможных негативных последствиях деятельности человека, что может оцениваться как предвидение вероятных глобальных экологических кризисов. Вместе с тем, Вернадский оптимистически рассматривал перспективы человечества, связывая его будущее с процессами перехода биосферы в ноосферу и возрастанием регулирующей роли человеческого Разума. Вернадский заявил о космическом характере жизни и обосновал третий синтез Космоса, новое единство, в котором жизнь и живое вещество занимают не подчинённую, а равную позицию с другими природными сущностями. Учение Вернадского открыло новую страницу в познании человеком самого себя - как разумной части живого мира и одновременно наиболее сложного и закономерного явления мироздания.

Перспективы русского космизма в современном мире. Идеи космизма во многом созвучны принципу суммирования возможностей, выдвинутому Р. Фейнманом. В его основе лежит утверждение о том, что самоусложнение структур составляет в сумме сплошной и однонаправленный поток развивающейся материи. На современном этапе развития природы, информационный и технологический процессы приводят к мегасинтезу систем в русле все той же единой линии эволюции. При этом социальная природа человека становится средством приращения памяти и опыта природы в ее саморазвитии. С такой позиции человек предстает закономерно ставшим существом в процессе усложнения органического и психического.

Таким образом, идеи русского космизма оказываются востребованными современным постиндустриальным обществом в качестве возможного основания новой парадигмы миропонимания.

Дополнительная литература:

1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991.

2. Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной. М., 2001.

3. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г.Семеновой, А.Г.Гачевой. М., 1993.

Контрольные вопросы:

1. Является ли космизм явлением течением, распространенным только в России?

2. Какие направления русского космизма можно выделить?

3. Как связаны между собой биосфера и ноосфера?

4. Каково место человека во Вселенной с точки зрения Вернадского?

Тема 9. Место географии в системе наук.

1. Место наук о земле в общей классификации наук.

2. География и геология

3. Соотношение физической и экономической географии.

4. Социально-экономические аспекты географии и возрастание их значения в современную эпоху.

5. Взаимодействие природы и общества: основные исторические этапы.

6. Географическая среда как арена жизни человека и человечества.

1. География возникает как единственная наука о Земле. Формирование ее начинается в рамках античной культуры: создавались описания земель (периэгезы) и берегов (периплы), а философы (Милетская школа) пытались дать объяснение таким явлениям, как, например, разливам Нила. Эти описания носили умозрительный характер. Описательно-страноведческое направление античной географии представлено Геродотом, а натурфилософское – Аристотелем («Метеорологика»). Объединения обоих направлений под общим названием «География» появляется в эллинистический период у Эратосфена.

К началу новой эры в географии складывается две традиции, которые Птолемей предлагает различать как две науки, имеющие различные познавательные цели: географию и хорографию. Первая (Птолемей) предполагает дать целостное представление о Земле, используя математический аппарат, в то время как вторая – хорография (Страбон) предполагает страноведческий подход, рассмотрение отдельных регионов и местностей. Хорография призвана служить социально-экономическому развитию общества, а география - геодезии и картографии. Такое понимание предмета географии оказалось довольно устойчивым, Ж. Н.Делиль в XVII веке писал, что географом можно называть всякое лицо, опубликовавшее карту от своего имени. Научные труды, описывающие отдельные земли и народы, включались в раздел космографии.

В то же время, в географии появляются первые со времен античности методологические работы, как например «генеральная география» Б. Варениуса. Последний предполагает, что объектом географии является «земноводный шар», а ее задачей – объяснить природные свойства Земли. В зависимости от масштаба объясняемых явлений можно разделить всю географическую науку на три части: всеобщую (планетарные явления), хорографию (явления, характерные для отдельных пространств) и топологию (конкретных местностей). География, по его мнению, является исключительно естественной наукой, а описание традиций и обычаев людей могут включаться в географические труды для придание им популярности и увлекательности.

При этом, географию часто рассматривали как вспомогательную дисциплину, включающую в себя сведения справочного характера, полезные для истории, экономики, политики.

Сегодня физическая география изучает природные условия поверхности земного шара – географическую оболочку, состоящую из земной коры, атмосферы, гидросферы, почвенного покрова, растительного и животного мира. Физическая География рассматривает все эти элементы природы как единое целое в их тесной взаимной зависимости и уделяет особое внимание развитию и размещению природных явлений на земной поверхности.

Экономическая география – общественная наука, которая исходит из законов развития общества, она тесно связана с физической географией; изучение размещения производства невозможно без знаний природных условий, а изучение физической географии без учета влияния человеческого общества на природу.

Картография – образно выражаясь, третья «стволовая» ветвь в системе географических наук. Она представляет собой область науки, техники и производства, которые охватывают создание, изучение и использование картографических произведений. Таким образом, картография находится на стыке технических естественных и общественных наук. Современная география выросла за рамки описательной науки и к концу XIX века география накопила огромный запас знаний, позволяющий ей прогнозировать изменения природы, населения и хозяйства.

По определению В. Вернадского география входит в состав наук о Земле, которые представляют собой науки «… объекты (и законы) которых свойственны и характерны только для нашей Земли». Их следует отличать от наук о Природе, «… объекты (и законы) которых охватывают всю реальность (нашу планету вместе с ее биосферой и космические просторы). Это науки, объекты которых отвечают основным, общим законам реальности».

География понимается как наука, изучающая поверхность Земли, облегающие и подстилающие ее слои вещества, которые в совокупности образуют географическую оболочку. География изучает все геосферы в зависимости и в связи с человеческим обществом. В зависимости от предмета изучения может быть физической и экономической и, как все науки о Земле, может быть общей и региональной.

Дополнительная литература:

1. Апродов В.А .Классификация наук о Земле в связи с геологическими формами движения материи // Жизнь Земли. 1961, № 1.

2. Кузнецов П. С. Некоторые итоги анализа философских понятий в физической географии // Геогр. и прир. рес., 1995. № 1. С. 18-23

3. Лямин В.С. Философские проблемы географии // Философия естественных наук / Под ред. С.А.Лебедева М., 2006.

4. Принципы историографии естествознания. XX век. /Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001.

Контрольные вопросы:

1. Являются ли науки о земле самостоятельной таксономической единицей или это подразделение естественных наук?

2. Какие науки, кроме географии относятся к наукам о Земле?

2. К концу XVIII в. от географии начинает отделяться геология. Само название «геология» имел уже длинную историю. В 1473 в Кельне вышла книга епископа Р. де Бьюри , где геологией называется весь комплекс закономерностей и правил «земного» бытия, в противоположность теологии — науке о духовной жизни. Как обозначение науки, занятой изучение закономерностей земной коры впервые термин «геология» был применен в 1657 норвежским естествоиспытателем М. П. Эшольтом в работе, посвященной крупному землетрясению в Южной Норвегии. Для обозначения этой же науки Г. К. Фюксель и А. Г. Вернер предложили в конце XVIII в. термин «геогнозия». Ее предметом они считали явления и объекты на поверхности Земли. Чёткого разграничения между понятиями «геология» и «геогнозия» не было, но последний чаще употреблялся в России и Германии, а первый в Великобритании, Франции и Америке. Сегодня геология включает ряд научных дисциплин, занимающихся исследованием и описанием Земли. Комплекс этих дисциплин пополняется по мере расширения исследований планеты за счёт их дифференциации и появления новых научных направлений, возникающих главным образом на стыке геологиис другими областями знания. Предмет большинства геологических дисциплин относится ко всем трём направлениямгеологии (описательной, динамической и исторической). Этим объясняется тесная взаимосвязь геологических дисциплин и трудность их классификации, разделения на четко разграниченные группы.

География имеет своей целью обоснование путей рациональной территориальной организации общества и природопользования, создание основ стратегии экологически безопасного развития общества. Сегодня ее предмет может быть определен как совокупность процессов взаимодействия человека и природы, закономерностей размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на локальном, региональном, национальном, континентальном, океаническом, глобальном уровнях. Сложность объекта исследования обусловила дифференциацию единой географии на ряд специализированных научных дисциплин, что даёт основание рассматривать современную географию как систему наук, в которой выделяются естественные, или физико-географические, и общественные географические науки.

Наши рекомендации