Процесс коммуникации и элементы процесса коммуникации.

Элементы коммуникации:

- отправитель – лицо, которое отправляет информацию;

- сообщение – закодированная информация;

- канал – средство передачи информации;

- получатель – лицо, которому предназначена информация.

Этапы коммуникации:

- зарождение идеи;

- кодирование и выбор канала;

- передача;

- декодирование;

- обратная связь.

Структура организации

Факторы, влияющие на структуру организации:

- Стратегия организации;

- Этап развития организации;

- Размеры организации;

- Организационно-правовая форма (по гражданскому кодексу);

- Технологии;

- Характеристики внутренней среды;

- Характеристики внешней среды

Структуры отличаются друг от друга сложностью, то есть степенью разделения деятельности на отдельные функции. Отличаются также структуры формализацией, то есть степенью заранее установленных правил и процедур. Отличаются также организации по соотношению централизации и децентрализации, здесь мы рассматриваем уровни, на которых принимаются решения.

Формальная и неформальная организации.

Формальная организация – это организация, в которой предварительно спланирована и закреплена документально структура полномочий и функций.

Неформальная организация – это организация, в которой взаимоотношения не носят заранее спроектированного и закрепленного характера.

В структуре выделяются такие понятия, как:

- элементы;

- связи;

- уровни управления

Элементы структуры – это работники и отдельные подразделения.

Подразделение – это официально обособленна группа работников, которая выполняет производственные, управленческие, финансовые и иные функции.

Создаются подразделения, связанные непосредственно с производственной деятельностью (линейные подразделения), и подразделения, которые осуществляют вспомогательные функции

Подразделения и отдельные работники располагаются в иерархии, иерархия – это последовательное подчинений одних элементов другим.

Совокупность элементов, которые находятся на одном уровне иерархии, называют уровнями управления. Выделяют три уровня управления:

- высший (руководители высшего звена);

- средний (руководители среднего звена);

- низший (руководители низшего звена, в подчинении находятся непосредственно работники)

Рост организационного уровня происходит за счет среднего звена.

Деление организации на уровни иерархии называется вертикальным разделением труда (разделение работ по уровням иерархии, как в целом по организации, так и в отдельных ее частях).

Процесс деления организации на подразделения называется департаментализация.

Функционально департаментализация делится на:

- по видам продукции;

- по географическому признаку;

- по рынкам или потребителям;

- по численности;

- по типу производства;

- по времени (смена, вахта)

Отношения между подразделениями поддерживаются благодаря связям. Связи могут быть:

- горизонтальные (носят характер согласования, это связи координации, кооперации равноправных звеньев, их основная задача – налаживание эффективных взаимоотношений между подразделениями или иными элементами);

- вертикальные связи (организовывают отношение руководства и подчинения)

Принцип единоначалия.

Согласно этому принципу работник должен отчитываться и взаимодействовать только с одним руководителем. Число работников, подчиняющихся одному руководителю, должно быть ограничено.

Норма управляемости – это количество работников, приходящихся на одного руководителя; максимальное количество подчиненных, которым руководитель может эффективно управлять.

Есть рекомендации по выбору нормы управляемости для каждого отдельного типа руководителей. Но сегодня норму управляемости определяют, исходя из ситуации.

Факторы, которые могут повлиять на норму управляемости:

1) Факторы, связанные с выполняемой работой:

- схожесть работ;

- территориальная удаленность работ;

- сложность работ

2) Факторы, связанные с теми, кем руководят и кто руководит, а именно:

- уровень подготовки подчиненных;

- уровень профессионализма руководителя

3) Факторы, имеющие отношение к руководству организации:

- степень ясности делегирования прав и ответственности;

- степень четкости в постановке целей;

- стабильность;

- объективность степени измерении результатов работы;

- техника коммуникации;

- уровень потребности в личных контактах с подчиненными

Высокая структура отличается большим количеством уровня управления за счет уменьшения числа подчиненных работников.

Преимущества высокой структуры:

- эффективная координации и контроль детельности;

- отсутствие перегрузки менеджеров

Недостатки:

- замедление принятия решений;

- замедление обмена информацией;

- искажение информации;

- долгий карьерный путь менеджеров;

- развитие у сотрудников подразделения чувства обособленности от проблем организации

Плоская структура характеризуется высокой нормой управляемости в горизонтальном измерении и незначительным числом уровней иерархии.

Преимущества:

- простые коммуникации;

- децентрализация управления;

- менее формальные связи между руководителями и подчиненными;

- больше возможностей для проявления инициативы;

Недостатки:

- перегрузка менеджеров;

- потеря контроля;

- усложнение процесса координации деятельности подразделений

Наши рекомендации