Коммуникации в организациях
Теория организации
Анализ пяти конкурентных сил М. Портера (анализ конкурентоспособности М. Портера) предложен в 80-е годы 20-го века.
Этот анализ направлен на анализ отрасли (анализ конкурентоспособности отрасли).
Пять внешних сил, определяющих конкурентную ситуацию:
- рыночная власть покупателя;
- рыночная власть поставщика;
- угроза вторжения новых участников;
- опасность появления товаров-заменителей;
- внутриотраслевая конкуренция.
Привлекательность отрасли тем выше, чем ниже влияние вышеперечисленных факторов.
Стратегии, предлагаемые Портером:
- Стратегия дифференциации – конкурентная стратегия, в которой организация добивается восприятия потребителем своих товаров и услуг как уникальных;
- Стратегия лидерства по издержкам – организация активно использует новые методы повышения производительности, проводит тотальное сокращение расходов, контролирует издержки;
- Стратегия фокусирования – организация концентрирует усилия на определённом географическом регионе или группе потребителей;
SWOT-анализ - анализ, характеризующий как внутреннюю так и внешнюю среду.
Сильные стороны организации – это позитивные внутренние характеристики организации, которые могут быть использованы для достижения стратегических целей.
Слабые стороны организации – внутренние характеристики организации, негативно воздействующие или ограничивающие ее деятельность. Сильные:
- адекватные финансовые ресурсы;
- высокая квалификация сотрудников;
- хорошая репутация потребителей;
- наличие инновационных способностей;
- качественный менеджмент
Слабые:
- устаревшее оборудование;
- Недостаток управленческого опыта;
- средние маркетинговые способности.
Угрозы – это факторы внешней среды, которые могут препятствовать достижению стратегических целей организации.
Возможности – особенности внешней среды, которые могли бы способствовать достижению организацией стратегических целей.
Возможности:
- интеграция с другими организациями;
- льготы;
- выход на новые рынки.
Угрозы:
- закрытие рынка;
- возрастающая конкуренция;
- демографические изменения.
Матрица для SWOT-анализа:
возможность среды | угрозы среды | |
наши сильные стороны | ||
наши слабые стороны |
Коммуникации в организациях
Информация в организации – это совокупность качественных и количественных сведений, о процессах, протекающих в организации и ее окружении, способствующих преодолению неопределенности.
Процесс обмена информацией между двумя и более людьми называется коммуникацией.
Коммуникация – это связующий процесс внутри организации для передачи информации.
Типы коммуникаций:
- межличностная коммуникация;
- коммуникация в малой группе (до 10-12 человек);
- общественная коммуникация, когда выступающий источник информации передает послание аудитории (получателям информации)
Также коммуникация в организации делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя коммуникация осуществляется между организацией и образованием, которое существует вне ее. Внутренняя коммуникация – это структурированная коммуникация в пределах организации непосредственно направленная на достижение целей организации.
Внутренняя коммуникация:
- вертикальная (осуществляется по нисходящей и восходящей формальным линиям между руководителями и подчиненными);
- горизонтальная.
Восходящая коммуникация – информация, отправляемая подчиненными руководителям.
Нисходящая коммуникация – информация, отправляемая высшим руководством подчиненным.
Горизонтальная коммуникация – это обмен информацией между сотрудниками или частями организации одного уровня.
Диагональные коммуникации также указываются в некоторых источниках (связь между начальником одного отела и подчиненными другого отдела). Это связи между разными по уровню иерархии лицами, не имеющими между собой линейной связи руководства и подчинения.
Коммуникации также бывают формальные и неформальные.
Формальные коммуникации определяются уставами или официальными правилами, это – самый действенный способ доведения информации до сотрудников.
Неформальные коммуникации – это коммуникации, не связанные с иерархической структурой управления и с формально узаконенными каналами. Они возникают потому, что в любой группе люди не получают всю необходимую им информацию по формальным каналам.
Неформальные каналы:
- прогулочное управление (основанное на выходах «в народ»);
- тайный телеграф (неформальная коммуникативная сеть, появляется потому, что формальные каналы являются закрытыми).
Слухи – это непроверенные сведения, которые циркулируют внутри организации, внутренние толки, или во внешней среде организации, внешние толки.
Виды слухов:
- мечты и чаяния (отражают желания, надежды людей);
- слухи–пугало (опасения сотрудников);
- вбивание клиньев;
- финальный слух (сведения о предполагаемых действий организаций в будущем).