За рамками компетенции науки
И все же вопрос о географическом местоположении Едема неизбежно будет вызывать научный интерес. Археология как наука окончательно ответить на этот вопрос никогда не сможет, это за рамками ее компетенции. Потому что Библия, единственный достоверный источник в данном вопросе, для науки не является стопроцентным документом. Ведь Священное Писание – это не учебник древнейшей истории или географии. Это Книга о промыслительных деяниях Божиих в судьбах человечества, о падении и восстании человека на пути поиска Господа, о спасении падшего человечества. А для науки это сборник религиозно-мифологических текстов.
Хотя ученый мир и признает, что любая мифология, «в частности и христианская», строится на определенных исторических началах, но тем не менее наука должна предоставить факты, достаточно обоснованные, доказанные, проверенные путем опыта и эксперимента. Конечно, есть ученые, которым только дай волю, они и саму Божественную природу попытаются подвергнуть эксперименту. Для них не убеждение, что самый первый подобный эксперимент – Вавилонскую башню – не дал довести до конца Сам Господь. И, слава Богу, любой подобный эксперимент неизбежно обречен на провал. «Не искушайте Господа, Бога вашего» (Втор. 6:16).
В переводе с иврита Едем (Ган эдэн) – «сад наслаждений». Согласно другой версии – «блаженство». Конечно, это слово можно истолковывать по-разному. Но смысл в том, что оно означает блаженное состояние духа – особое присутствие Божие, синергию, взаимодействие Божественной и человеческой природы. Поэтому слова рай, Едем в любом значении: библейском, литургическом, рай на земле, или Царство Божие, или же блаженное, райское состояние духа праведников уже в этой, земной жизни, находятся за рамками компетенции науки. Для нас, христиан, как и для иудеев, важно не географическое положение Едема, а то, что рай – это место особого пребывания Божьей благодати. Поэтому о географическом местонахождении рая имеет смысл думать разве что ради интереса к общему миропознанию.
«Тщетно думать о том, что было при сотворении мира»
Томас Коул. Эдемский сад
Итак, рай на земле – это тема библейской археологии, которая так и не может ответить на самый главный вопрос: где он был? В книге Бытие, как отмечалось выше, говорится о четырех реках, на которые разделялась река, выходившая из Эдема. Две из них – Тигр и Евфрат. А вот о реках Фисон и Гихон версии существуют разные. Например, Гихон. Это может быть поток Кедрон, который берет начало из источника Гион в Иерусалиме, известного как Источник Девы Марии. Есть также гипотеза, что Гихон это Нил. Существует предположение, что Фисон и Гихон – реки Арагва и Кура на Кавказе. Есть даже догадки, что Фисон – это река Аракс.
Впрочем, существует и более смелая географическая версия, якобы Фисон и Гихон – это… Инд и Ганг! Получается очень широкое местоположение – от Месопотамии до Кавказа и даже Индостана.
Правда, есть и более правдоподобная гипотеза, согласно которой речь идет не о четырех, а о двух реках с их притоками. Тем более что в древности на востоке началом считался не исток, а дельта реки. Тигр и Евфрат, сливаясь, образуют одну реку – Шатт-эль-Араб. И действительно одна река вверх по течению разделяется на четыре… Но даже в послепотопные времена Тигр и Евфрат, не сливаясь, впадали непосредственно в Персидский залив. Слияние образовалось позже, в результате отступления вод Персидского залива.
Кто знает, что более достоверно? Для Бога нет ничего невозможного. Земной ландшафт постоянно меняется, и русла рек смещаются. Например, если путешествовать по левому берегу Днепра, то по всему протяжению мы увидим множество мелких водоемов, стариц, озер, и все это – бывшее русло Днепра.
А в Бытии-то ведь речь идет о допотопной (в прямом смысле) географии. А уж после потопа и сами реки могли исчезнуть – это же был вселенский катаклизм. Мало того, после потопа мог измениться и земной ландшафт. Земная кора только кажется чем-то стабильным. На самом деле она не статична, а постоянно движется. Если сравнить современный вид площадей старинных городов с их изображениями на полотнах художников XVII–XVIII вв., то нетрудно заметить, как сильно они изменились, даже закованные в брусчатку и плиты.
Поэтому вероятность «географического попадания в рай» достаточно низкая. И тщетно думать о том, что было при сотворении мира и что сохранилось до наших дней. Сказать можно лишь одно: скорее всего, Едем был где-то в Месопотамии.