Информационно – методическое обеспечение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
Направление«Общеинтеллектуальное»
База реализации:
Обучающиеся 5 классов
Составители:
Минич Александр Сергеевич, д.б.н., профессор, декан биолого-химического факультета ТГПУ
Эксперт:
Томск – 2014
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Мин. обр и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897), Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование), с учетом Фундаментального ядра содержания общего образованияи Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данная программа направлена на ознакомление учащихся с основами исследований в биологии, химии и географии, развитие у них естественнонаучного мировоззрения.Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания, осуществляется на основе развития обобщения понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование естественнонаучного мышления и подготовку учащихся к дальнейшему обучению.
Данная программа рассчитана на учащихся 5 классов с целью развития коммуникативных качеств у учащихся, воспитанию уважительного отношения к другому мнению. Изучение учащимися естественнонаучных понятий, законов актуально, так как способствует расширению кругозора, воспитанию научного мировоззрения, установлению логических связей в окружающей природе. Благодаря данной программе у учеников продолжит развиваться познавательный интерес к естественнонаучным дисциплинам.
Цель учебной программы:создание мотивационной базы у обучающихся к осуществлению осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.
Задачи учебной программы:
1) содействие в формировании целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
2) приобретение опыта исследовательской и проектной деятельности по биологии, химии и географии, опыта познания и самопознания;
3) развитие мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности;
4) содействие в формировании устойчивого интереса к дальнейшему изучению биологии, химии и географии.
Ведущая педагогическая идея, положенная в основу программы заключается в создании необходимых условий для развития творческих возможностей школьникови формирования у них мотивации к изучению естественных наук через внеурочную деятельность и дополнительное образование.
Программа внеурочной деятельности «Природа вокруг нас» содержит материал, позволяющий в занимательной форме, на уровне, соответствующем возрасту обучающихся, познакомить их с окружающим миром, показать важность и всеобъемлющий характер этих естественных наук, привить интерес к их дальнейшему изучению.
Курс рассчитан на 18 часов. Реализуется в течение четверти. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность каждого занятия составляет 2 академических часа.
Программа рассчитана на детей 11-12 лет (учащихся 5 классов).
Место проведения занятий: аудитории и лаборатории корпусов № 7 и № 8 ТГПУ (биолого-химический факультет и кафедра географии).
Содержание, методы и формы обучения.Содержание программы подобрано с учетом возрастных особенностей обучающихся и ориентировано, прежде всего, на удовлетворение естественного детского любопытства в процессе познания и желания «пощупать» все своими руками, поэкспериментировать. Поэтому большая часть времени уделяется практической деятельности школьников – проведение простейших экспериментов (в том числе исследовательского характера), выполнение мини-проектов, создание «живых» моделей. Основной акцент делается на активные формы обучения (игровая деятельность, беседа, обучающая экскурсия, соревнование, творческая лаборатория и т.п.). Практическая работа осуществляется как фронтально, так и в небольших группах. Реализация программы базируется на принципах развивающего обучения, деятельностного подхода, проблемно-поисковых методах обучения. В процессе обучения активно используются мультимедийные средства обучения, разнообразные средства наглядности, демонстрационное и лабораторное оборудование.
Психолого-педагогические принципы, на основе которых построено содержание программы.
Принцип согласованности требований в части отражения новых ценностных ориентиров образования; направленности на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения; выстраивания деятельностной парадигмы обучения; формирования социальных компетенций обучающихся и т.д.
Принцип научности, отражающий тенденции современного научного знания с акцентом на изучении способов получения, анализа и интерпретации информации.
Принцип концептуальности и комплексности, представляющий структурные компоненты Примерных программ как систему функционально связанных между собой элементов.
Принцип последовательности и систематичности, обеспечивающий последовательную (непрерывную) логику разворачивания содержания образования, движение от частного к общему.
Принцип доступности, при котором представление содержания в рамках программы осуществляется с учетом дифференцированного подхода (в том числе уровневой дифференциации) и вариативности системы освоения учебного материала (включая способы деятельности); следования логике от известного к неизвестному, от легкого к трудному и определяется не упрощением материала, подлежащего усвоению, а предоставлением систем поиска и освоения (постижения) нового знания; доступность базируется на организации познавательной деятельности, сообразной зоне ближайшего развития ребенка.
Принцип сознательности и активности, предполагающий определение и отражение условий, способствующих формированию активного отношения обучающихся к поставленным учебным задачам, в т.ч. возможность постановки собственных задач, выход за рамки алгоритма и «учебной заданности».
Принцип связи теории и практики,рассматривающий практику как форму применения теории, а практическую применимость – не только как критерий обученности, но и как инструмент обучения.
Принцип природосообразности, дающий представление о возрасте не только как биологическом, но и как о социальном и культурозависимом феномене.
Ожидаемые результаты обучения по программе внеурочной деятельности «Природа вокруг нас»:
- повышение интереса обучающихся к изучению биологии, химии, географии и выбор в дальнейшем естественнонаучного профиля обучения;
- активизация познавательной деятельности обучающихся в естественнонаучной области;
- совершенствование представления обучающихся об естественнонаучных науках;
- владение терминологией в рамках изученных разделов биологии, химии и географии.
№ | Уровень результатов | Формы достижения результатов во внеурочной деятельности |
1. | Приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. | Беседа, игра, групповая исследовательская и экспериментальная деятельность. |
2. | Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. | Беседа, игра, групповая исследовательская и экспериментальная деятельность. |
3. | Приобретение опыта самостоятельного социального действия. | Самостоятельная исследовательская, экспериментальная и проектная деятельность. |
Формы подведения итогов работы.Компетентностный тест с вариантами ответов на итоговом занятии.
Содержание программы (18 ч.) 5 класс
Перечень разделов и тем | Кол-во часов | Содержание тем | Формируемые и развиваемые УУД |
Раздел 1. Занимательная ботаника. | Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные | ||
Микроскоп. Растительная клетка. | Устройство микроскопа. Основные части растительной клетки: вакуоль, ядро, оболочка. | ||
Окраска листьев и плодов растений. | Хлоропласты, хромопласты листьев и плодов растений. Пигменты растений. | ||
Запасные питательные вещества клетки. | Клеточные включения: крахмал, липиды, кристаллы оксалата кальция. | ||
Раздел 2. Зоология. | |||
Разные ракообразные. | Понятие членистоногие. Покровы, размеры, строение водных и сухопутных раков. Значение раков в природе и для человека. | Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные | |
Кто такие хелицеровые. | Скорпионы. Пауки. Клещи. Отдельные представители, особенности строения. Опасность для человека. | ||
Шестиногие усатые. | Морфологические особенности. Отряды насекомых: тараканы, клопы, бабочки, жуки. | ||
Раздел 3. Химия вокруг нас. | |||
Химия – мир превращений. | Что такое химия? Превращения и «непревращения» веществ. Реактивы. Химические реакции в окружающей среде. | Личностные, познавательные, коммуникативные регулятивные. | |
Индикаторы | Кислая, нейтральная и щелочная среда растворов. Индикаторы среды. Природные индикаторы. | Личностные, познавательные, коммуникативные регулятивные. | |
Итого |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу
«Природа вокруг нас» (общеинтеллектуальное направление)
На 2014- 2015 учебный год
№ п/п | Дата по плану | Дата фактич. провед. с указанием причины корректировки даты | Тема занятия | Кол-во часов | Тип Занятия | Формы проведения занятия | Виды деятельности обучающихся | Средства наглядности |
1. | Раздел 1. Занимательная ботаника (8 ч.) | |||||||
1.1. | Тема 1. Микроскоп. Растительная клетка. | 1ч.-открытие нового знания, 1ч.-закрепление нового знания. | Практическая работа, изготовление препаратов | Работа с информацией, знакомство с микроскопом и правила работы на нем, наблюдение, сравнение, обсуждение, проведение эксперимента. | Микроскопы, предметные и покровные стекла, готовые препараты растительных клеток. | |||
1.2. | Тема 2. Окраска листьев и плодов растений. | 1ч.-открытие нового знания, 1ч.-закрепление нового знания. | Беседа «Почему листья растений покрашены в разный цвет», Практическая работа | Работа с информацией, знакомство с микроскопом и правила работы на нем, наблюдение, сравнение, обсуждение, проведение эксперимента. | Фрагменты видеофильмов, микроскопы, предметные и покровные стекла, коллекция плодов растений. | |||
1.3. | Тема 3. Запасные питательные вещества клетки. | 2ч.-открытие нового знания, 2ч.-закрепление нового знания. | Проблемная дискуссия, Практическая работа, | Работа с информацией, коммуникация, наблюдение, сравнение, обсуждение, проведение эксперимента. | Фрагменты видеофильмов, микроскопы, предметные и покровные стекла, коллекции включений клетки. | |||
2. | Раздел 2. Зоология (6 ч.) | |||||||
2.1. | Тема 1. Разные ракообразные. | 1ч.-открытие нового знания, 1ч.-закрепление нового знания. | Беседа, Эксперимен-тальная работа. | Работа с микроскопом, наблюдение, сравнение, обсуждение, проведение биологического эксперимента. | Биологический эксперимент, фрагменты видеофильмов, микроскопы, живые ракообразные. | |||
2.2. | Тема 2. Кто такие хелицеровые. | 1ч.-открытие нового знания, 1ч.-закрепление нового знания. | Беседа, Практическая работа. | Работа с микроскопом и правила работы на нем, наблюдение, сравнение, обсуждение, проведение эксперимента. | Биологический эксперимент, фрагменты видеофильмов, микроскопы, предметные и покровные стекла, пауки. | |||
2.3. | Тема 3. Шестиногие усатые. | 1ч.-открытие нового знания, 1ч.-закрепление нового знания. | Беседа, Практическая работа. | Работа с информацией, знакомство с микроскопом и правила работы на нем, наблюдение, сравнение, обсуждение, проведение эксперимента. | Биологический эксперимент, фрагменты видеофильмов, микроскопы, коллекции насекомых. | |||
3. | Раздел 3. Химия вокруг нас (2 ч.) | |||||||
3.1. | Химия вокруг нас. | 1ч.-открытие нового знания, 1ч.-закрепление нового знания. | Проблемная беседа «Где мы встречаемся с химией». Определение «Превращения» | Работа с информацией, знакомство с химической посудой и реактивами, наблюдение, сравнение, обсуждение, проведение эксперимента. | Химический эксперимент, фрагменты видеофильмов, посуда, реактивы, вытяжные шкафы. | |||
Индикаторы | 1ч.-открытие нового знания, 1ч.-закрепление нового знания. | Кислая, нейтральная и щелочная среда растворов. Индикаторы среды. Природные индикаторы. Эксперимен-тальная работа «Приготовление индикаторов из природных веществ». | Работа с тестом. | Печатный раздаточный материал. |
Информационно – методическое обеспечение
Дополнительная литература
1. Лаврова С.А. Занимательная химия для малышей. М.: Изд-во «Белый город», 2009. 128 с.
2. Рюмин В.В. Занимательная химия. М.: Молодая гвардия, 1936. 178 с.
3. Кузнецов М.А., Мильман Б.Л., Шевченко С.М. Облик молекулы. Л.: Химия, 1989. 128 с.
4. Пурмаль А.П., Цирельников В.И. Рожденные электричеством. М.: Просвещение. 1983. 143 с.
5. Кукушкин Ю.Н. Что мы знаем о химии? М.: Высшая школа. 1993. 303 с.
6. Андреев Л.В. В мире оболочек. М.: Знание. 1986. 176 с.
7. Полищук В.Р. Чувство вещества. М.: Знание. 1981. 160 с.
8. Штремплер Г.И. Химия на досуге. Фрунзе: Главная редакция киргизской советской энциклопедии. 1990. 192 с.
9. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных: Основы химии и занимательные опыты. Л.: Химия. 1987. 392 с.
10. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1967. 236 с.
11. Акимушкин И.И. Мир животных (Рассказы о насекомых). – М.: Молодая гвардия, 1975. 240 с.
12. Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. – М.: Молодая гвардия, 1970. 238 с.