Виды сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Лексическая тема:Моя родина – Казахстан.
Грамматическая тема: Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными
Количество часов:2
Курс:1
Специальность:Стоматология
Составитель:преподаватель М.Б.Оспанова
Астана, 2012 г.
Лексическая тема:Моя родина – Казахстан.
Грамматическая тема: Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными
Цель:
1. Повторить и закрепить знания по грамматической теме.
2. Научить различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; простые и составные союзы в СПП с придаточными обстоятельственными.
Задачи обучения:
1.Формировать коммуникативные и языковые навыки
2.Способствовать развитию устной и письменной монологической речи.
Основные вопросы темы:
1.Каковы отличительные признаки сложноподчиненных предложений?
2.Как определить главные и придаточные предложения? Отражено ли их различие в названии?
3.Каковы средства связи между главным и придаточным обстоятельственным?
4. На какие 3 группы делятся придаточные?
5.Какие придаточные обстоятельственные предложения вы знаете? Назовите особенности каждого вида обстоятельсвенных предложений?
6.На что указывает придаточная часть, какими союзами связывется с главным предложением и на какие вопросы отвечает.?
7. Где расположен Казахстан и какую площадь он занимает ?
8. Сколько в Казахстане рек ? Назовите самые крупные .
Методы обучения и преподавания:
1.Работа с текстом
2.Словарная работа
3.Конструирование
4.Выполнение лексико-грамматических заданий
Литература:
1. Азизов А., Азимова. Практический курс русского языка. М.: «Высшая школа», 1986
2. Туксаитова Р.О. Сборник упражнений по русскому языку для студентов национальных отделений. Алматы, 2003
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1986
4. Даль В.И. – Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. М., 1978
5. Грамматические основы правильной русской речи (Ершова Е.Н., Векилова А.Г. и др.М.: Высшая школа, 1991 )
6. Сборник тестов по русскому языку (для студентов национальных групп медицинских вузов). Астана, 2012
7. Тексты по русскому языку с лексико-грамматическими заданиями (для студентов национальных групп медицинских вузов). Астана, 2012
Контроль: Подготовьте сообщение о символике РК. Используйте CПП с придаточными обстоятельственными
Приложение к методической разработке № 32
Грамматический материал.
СПП с придаточными обстоятельственными
Придаточные обстоятельственные предложения:
Относятся ко всему главному предложению, или к словам с обстоятельственными значениями в главном предложении и уточняют место, время, причину, цель и др.;
Имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, и отвечают на те же вопросы (Где? Куда? Почему? С какой целью? Как? Когда? и др.);
Соединяется с главным предложением при помощи союзов и союзных слов.
Например:
Чтобы определить значение сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными, нужно:
Найти главное и придаточное предложения;
Поставить вопрос от главного предложения к придаточному;
Определить, к чему относится придаточное предложения (ко всему главному предложению или к одному слову в главном);
Обозначить союзы
Виды сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными
Вид придаточных обстоятельственных | Союзы | Союзные слова | Вопросы | Значение |
Времени | когда, пока едва, как только, в то время как | когда? как долго? с каких пор? | времени действия, названного в главном предложении | |
Причины | потому что оттого что ибо, так как | почему? отчего? | причины того, о чем говорится в главном предложении | |
Условия | если, когда, коль, раз | при каком условии? | условия того, о чем говорится в главном предложении | |
Места | где куда откуда | где? куда? откуда? | места действия, названного в главном предложении | |
Цели | чтобы, для того чтобы, с тем чтобы | зачем? с какой целью? | цели того, о чем говорится в главном предложении | |
образа действия и степени | как, насколько, поскольку | каким образом? в какой мере или степени? | способ, меру осуществления действия, названного в главном предложении | |
Сравнения | как, точно будто, словно подобно тому, как | как? (лучше, больше, меньше) чего? | сравнения с тем, о чем говорится в главном предложении | |
Уступки | хотя пускай несмотря на то, что | сколько никак ни | несмотря на что? вопреки чему? | уступки, т.е. события, вопреки которому произошло то, о чем говорится в главном предложении |
Следствия | так что вследствие чего | что из этого следует? | следствия того, о чем говорится в главном предложении |
Задания по теме:
1.Запишите пословицы,переконструируйте их в сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.
1.Нет земли без цветов, а народа без героев.
2.Дождь проидет - земле счастье, батыр родится – народу счастье
2. Замените выделенные части простых предложений придаточными времени, составьте СПП.
1. Во время путешествия по Казахстану он побывал во всех северных городах.
2. По мере приближения поезда к южной границе пейзаж все больше менялся.
3.Замените придаточные предложения времени, условия, причины синонимичными простыми предложениями с деепричастным оборотом.
1.Когда пересекаешь Казахстан на поезде, то видишь степь во всем ее разнообразии. 2. Крупные красивые птицы на озере Тенгиз, хотя и не двигались,
создавали незабываемую картину. 3.Мы поедем в Боровое, если будет стоять теплая погода. 4. В Актау мы поспешили к пристани, так как увидели туристический теплоход.
4.Спишите пословицы, объясните их значение.
Если заводишь друга, смотри в его сердце. Если за день ты ничему не научился, значит, весь день шел назад. Если хочешь познать истину, начинай с азбуки. Раз просеял просо, не жди бобов. Не стыдись говорить, коли правду хочешь объявить. Если инструмент работает хорошо, надо хвалить руки.
5.Спишите. Определите типы СПП.
1. Если захочешь отправиться в путешествие, то предварительно определи свой маршрут.
2. Когда торопишься, дорога всегда кажется длиннее.
3. Вокруг столицы создается настоящий зеленый пояс, который будет защищать горожан от знойного ветра и снежных бурь.
4. Получилось так, что Кокшетау географически оказался в центре казахстанской целины.
6. Разработайте по географической карте маршрут путешествия по Восточно-Казахстанской области.
7.Перепишите, расставляя знаки препинания. Укажите виды придаточных обстоятельственных.
8.Конструирование сложноподчиненных предложений по схемам. Сделайте их синтаксический разбор.
1. ! !, (если….).
2. (Когда…), ! !
3. ! ,(так как…), !
9.Прочитайте текст. Подумайте ,что помогло отстоять Москву.
Один из рубежей обороны Москвы проходил у железнодорожного разъезда Дубосеково. Он оказался на одном из главных направлений удара гитлеровцев. Фашисты рассчитывали прорвать на этом участке оборону, вырваться на Волоколамское шоссе и двинуться к Москве.
16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково немцы бросили на рубеж, занятый 28 отважными панфиловцами, 20 танков. Завязался ожесточенный бой. В этот трудный момент политрук В. Клочков, обращаясь к оставшимся живым войнам, воскликнул: « Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!». В неравном четырехчасовом бою из 28 панфиловцев погибли 24, но танки не прошли. Неувядаемой славой покрыли себя бойцы из Казахстана, так как остановили наступление фашистских танков на Москву. В Казахстане память о Панфиловской дивизии увековечена названием мемориального парка – Парка имени 28-ми гвардейцев-панфиловцев, улиц, музеев, горной вершины. Когда посетите город Алматы, то увидите в парке имени 28-ми гвардейцев-панфиловцев сооружен мемориал Славы и память борцов, павших за свободу и независимость нашей Родины.
10.Выпишите из текста предложения с придаточными обстоятельственными, определите вид придаточного предложения.
11.Прочитайте сочетания числительных с существительными. Следите за изменением формы слов.
28 отважных панфиловцев, заняты 28 отважными панфиловцами, имени 28 героев-панфиловцев, бой с 20 вражескими танками, 24 гвардейца-панфиловца.