Этика и отношения с пресс-службами

Новостная интернет-журналистика.

Александр Амзин, проработавший не один год редактором экономической, а затем и IT-редакции «Ленты.ру», а теперь менеджер по работе с иностранными СМИ в «Яндексе», выпустил в свет книгу о том, какой должна быть работа идеального интернет-журналиста и какие ошибки порой мы все совершаем.

«Новостная интернет-журналистика», лежащая у меня на компьютере, к концу 2010 года насчитывала целых 300 тыс. знаков. Довольно объёмистое произведение, много букв. Время на то, чтобы его прочитать, есть не у всех. Осознавая это, я решил оформить книжку в модном сейчас микроблогерском формате. Ниже вы найдёте 140 коротких советов, которые, надеюсь, пригодятся как интернет-журналистам, так и обычным.

Структура новости.

1. Придумайте заголовок или его черновой вариант до того, как напишете новость, а не после.

2. Включите в свой заголовок глагол.

3. Глагол в заголовке не может быть в настоящем времени. Новость — это нечто уже свершившееся или объявление о чём-то готовящемся.

4. Не интригуйте, уточняйте. Заголовок «Президент погиб» не имеет права на жизнь в российском издании, если речь идёт о президенте Зимбабве.

5. Вообще не приносите корректность заголовка в жертву хлёсткости.

6. Не калькируйте чужие заголовки: чужие мысли труднее думать, чем свои.

7. Прочтите сообщение источника. Отложите текст. Напишите новость вслепую. Повторите.

8. Сначала пишите главное, потом всё остальное. Главное выражено в заголовке.

9. Старайтесь использовать в новости как минимум два источника.

10. Не повторяйте одних и тех же фактов в одной и той же новости.

11. Если после прочтения новости возникают вопросы, перепишите новость.

12. Если вопросы остаются, но ответа на них нет, напишите об этом.

13. Если ответ на возникший вопрос находится на расстоянии телефонного звонка, сделайте этот звонок.

14. Продумайте структуру статьи после первоначального сбора фактов, а не до.

15. Ответьте хотя бы на главные вопросы читателя: кто, что, где, когда, почему и зачем.

16. Найдите предысторию. Расскажите её читателю, проясните контекст происходящего.

17. В тексте новости не должно быть вашего личного отношения. Эмоции недопустимы.

18. Ваша новость должна вам нравиться, иначе это халтура и порожняк.

19. Более того, если вам не нравится текст, он не понравится и читателю.

20. Используйте микрохарактеристики — назовите в тексте политика политиком, и кинопродюсера — кинопродюсером.

21. Уместите все данные в 4—6 абзацев, если не можете — пишите статью.

22. Вы пишете не текст, а гипертекст. Не забудьте поставить ссылки везде, где они важны для понимания ваших слов и аргументации.

23. Новость должна нравиться с первого раза, потому что её читают только один раз.

24. Не путайте правду с информацией: ваш текст лишь отражает сообщения источников, а не реальное положение дел.

Перевод и иностранные языки.

1. Никогда не пользуйтесь автоматическим переводчиком.

2. Единственное исключение: когда рядом нет никого, кто знает язык, а вам надо понять хотя бы общий смысл написанного.

3. Избегайте калек с английского, вроде «сделать звонок» в одном из советов выше.

4. Никогда не ограничивайтесь первым значением слова в словаре.

5. Посматривайте в словарях и значения русских слов, чтобы ненароком не связать десницу с дёснами, а чело с челюстью.

6. Всегда смотрите значение незнакомых слов в словаре, даже если те кажутся знакомыми.

7. Если вы знаете деловой английский, это не значит, что вы можете понять искусствоведческий или компьютерный текст.

8. Как можно больше говорите с иностранцами на их языке. Это бесплатные уроки по вашей специальности.

9. Многие ваши коллеги из лени читают только русскоязычные источники. Использование зарубежных даёт вам сильное конкурентное преимущество.

Этика и отношения с пресс-службами.

1. Ходите на пресс-конференции только тогда, когда это принесёт пользу изданию.

2. Не тратьте время на фуршеты, тратьте его на вопросы.

3. Пусть пиарщики присылают вам всё, что у них есть. Вы отберёте сами.

4. Не поленитесь позвонить пресс-секретарю, чтобы уточнить или проверить информацию.

5. Не поленитесь проверить сам пресс-релиз в других источниках.

6. Всегда ищите первоисточник, не полагайтесь на чужие пересказы.

7. Не скрывайте свои контакты от пиарщиков — те бывают полезны.

8. Независимо от обстоятельств соблюдайте эмбарго PR-службы.

9. Исключение из правила об эмбарго: уже имевшая место утечка у конкурентов.

10. Не раскрывайте свои источники, пожелавшие остаться неизвестными, никому из посторонних.

11. Напишите письма с просьбами о комментариях до того, как вы сядете за статью. Если через сорок минут ответа нет, позвоните туда.

12. Запрос по почте в случае успеха даст вам готовый текст. Звонок по телефону приведёт к оперативной реакции, но потребует дополнительных согласований.

13. Знайте компании, пресс-службы которых не дают комментариев по телефону.

14. Не принимайте дорогих подарков, если их прислали без спросу, постарайтесь отослать обратно.

15. Знайте свои права, не уступайте необоснованным требованиям исправить материал.

16. Никогда не копируйте текст у кого бы то ни было.

Корректура.

1. Между подлежащим и сказуемым запятая не ставится.

2. Не надейтесь на редактора и корректора. Первый проверяет связность текста, а второй описки. Они не должны прикрывать ваши недостатки.

3. Проверяйте факты и арифметические расчёты. Особенно расчёты. И свои, и чужие.

4. Перечитайте то, что вы написали.

5. Не сердитесь на коллег, которые правят ваш текст. Они желают вам добра.

6. Не полагайтесь на автоматическую проверку орфографии.

7. Забудьте и про «зелёное подчёркивание» — автоматическую проверку грамматики.

8. Знайте свои любимые слова-паразиты, избавляйтесь от них и не пускайте в новость.

9. Предложения длиною больше строчки-двух лучше попробовать разбить на несколько частей. Замените запятые на точки.

10. Абзацы не должны казаться стеной текста. Рассматривайте их как развёрнутую в 3—4 предложения мысль.

11. Прочитайте тихонько вслух вашу новость. Перепишите места, где споткнулись.

12. При вычитывании также можно читать слова в предложении с конца — это не позволит глотать текст.

13. Если вы путаете «тся» и «ться», всерьёз подумайте о смене профессии.

14. То же самое касается слов «то же» и «тоже», «так же» и «также», выражений «вы пишете» и «вы пишите» и, конечно, «каково» и «какого».

15. Уберите из текста конструкции «должен быть», «может быть», «таким образом», «однако», «того, что», «кроме того», «кстати», «в частности», «например», «так».

16. Если отправляете текст на вычитку человеку, который плохо с вами знаком, постарайтесь, чтобы он (текст) выглядел внешне пристойно.

17. Причешите отправляемое на согласование интервью так, чтобы его было приятно читать.

18. Никогда не правьте прямую речь. Если же нужно передать лишь общий смысл, а не консоязычие ньюсмейкера, пользуйтесь косвенной речью.

19. Главное правило корректора: сколько бы ошибок ни было исправлено в тексте, всегда есть ещё одна. В предыдущем пункте, например, есть. Заметили?

20. Работайте над своим стилем. Начните работу с прочтения книги Норы Галь «Слово живое и мёртвое».

21. Не нанизывайте одинаковые части речи друг на друга: «комиссия по вопросам модернизации строительства жилья в крае согласно постановлению губернатора приступила к…».

22. Попытайтесь сокращать титулы.

23. Широко используйте синонимы.

24. Не ленитесь регулярно заходить на gramota.ru.

25. Старайтесь писать стилистически нейтрально, вычеркните «ибо», «сей», «преизрядный» и прочие архаизмы.

26. Откажитесь от восклицательных знаков и многоточий.

27. Постарайтесь меньше выделять слова полужирным, курсивом и подчёркиванием.

28. Проверьте географические названия и имена, убейте себя об стену за «Беджинг», «Мумбай», «Тайланд» и «Гонг Конг».

Наши рекомендации