Территории смешанного использования; 6 - центры районов отдыха
их преобразованности в отдельных частях района, выделение ПТК (природно-территориальных комплексов), представляющих наибольший интерес с точки зрения их целевого использования.
Кроме традиционных топогеодезических материалов в градостроительном проектировании все шире применяются материалы аэрокосмической съемки земной поверхности, являющейся одним из методов дистанционных изыскательских работ. Эффективность использования аэрокосмических снимков для градостроительного проектирования обусловлена их обзорностью и одномоментностью фиксации территории. Сочетание аэрокосмических снимков, материалов их изучения с различными ведомственными территориальными схемами, картографическими я проектно-планировочными материалами создает предпосылки для формирования системы региональных банков данных комплексной территориальной информации.
При разработке генерального плана или проекта планировки, например, населенного места или крупной зоны отдыха, информации обзорной карты недостаточно. Решение возникающих на этой стадии архитектурно-планировочных и архитектурно-ландшафтных задач требует более обстоятельных и глубоких качественных оценок. Масштаб ландшафтной карты для стадии генерального плана должен быть не менее 1:25 000 (желательно 1:10 000). Исследования обязательно сопровождаются полевыми работами, камеральной обработкой полученных результатов, а завершаются составлением достаточно подробных ландшафтных схем и прикладных карт, характеризующих геоморфологию, геологию, почвы, растительность, микроклимат, животный мир, водоемы и водотоки и в целом композицию ландшафта. Делаются выводы о пригодности территории в зависимости от поставленной проектной задачи (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Пример анализа рельефа города в целях оптимального размещения архитектурных доминант: 1 - пойма речной долины; 2 - склоны возвышенностей и их ориентация; 3-е том числе склоны, определяющие панораму города с реки;
Золотые точки» - доминанты рельефа; 5 - архитектурно-пространственные акценты существующей застройки; 6 - места возможного размещения акцентов проектируемой застройки и визуальные связи между ними; 7 - обобщающие линии
высотных акцентов (линии формирования силуэта города)
Прикладные оценочные карты, как показывает опыт, обеспечивают эффект, если они выполняются на единой основе физико-географического и ландшафтного районирования с выделением природно-территориальных комплексов (ПТК). В схемах районной планировки это могут быть ландшафты и местности; на дальнейших стадиях проектирования - местности, сложные и простые урочища, фации. Выделение и характеристика их необходимы при детальном проектировании, особенно при микроклиматической оценке, и для эстетической оценки ландшафтов.
Карта почвдолжна показать распространенность различных их видов на всей территории, охваченной проектированием. Исходными данными для этого являются съемки сельскохозяйственных угодий, а также натурные обследования почв лесных участков, прибрежных зон и т.п. Почвы оцениваются для возможного функционального использования территории. Так, при разработке проекта рекреационного района особого внимания требует исследование почв в местах массового скопления отдыхающих, где необходимо изучить устойчивость дернового слоя к вытаптыванию (механический состав почв, прочность дернины и др.).
Карта растительности- одна из важнейших в разделе компонентных характеристик. Она иллюстрирует породы и виды насаждений, области их распространения, возраст, полноту, а также дает ландшафтно-эстетическую оценку.
Климатическая картатакже имеет большое значение. Как известно, микроклиматические различия проявляются в приземном слое атмосферы на высоте 2 -2,5 м от земной поверхности и определяются формами рельефа и экспозицией его по сторонам света, продолжительностью инсоляции, интенсивностью солнечной радиации, особенностями почв, растительного покрова, ветрового режима и т.д. Для получения полной микроклиматической характеристики наблюдения должны проводиться в разные сезоны года и даже в течение нескольких лет. Поэтому составление карты микроклимата целесообразно только при достаточной обоснованности (размещение курортов, мест отдыха, детских учреждений и т.п.).
При анализе рельефа выделяются водоразделы, тальвеги, основные уклоны, склоны благоприятной ориентации по сторонам света и т.д.
Ландшафтная картаявляется комплексным картографическим материалом, завершающим исследование, обобщающим характеристики отдельных компонентов ландшафта. Она составляется в том же масштабе, что и компонентные карты или схемы.
Для разработки проектов детальной планировки, застройки, благоустройства необходимы сплошное ландшафтное обследование и картографирование в масштабе 1:2000 - 1:10 000. На ландшафтной карте таких масштабов показываются не только типы леса, но также возраст и качество древостоев, наличие и густота подроста и подлеска, отмечаются состав травяного покрова, сомкнутость крон (осветленные и затененные леса), переувлажненные участки, поляны, редины, уникально живописные участки, характерные видовые точки и многие другие характеристики. На основе комплексной оценки ландшафтов разрабатываются схемы допустимых нагрузок и мероприятия по улучшению ландшафтов (осушение, укрепление берегов, санитарные и декоративные рубки и т.д.). Эти схемы, в свою очередь, используются для схем функционального зонирования (рис. 1.4).
Рис 1.4. Примеры оценочных ландшафтных карт для архитектурного проектирования: а - таксация древостоя и оценка безлесных участков (порода, класс, бонитет, эстетические качества и др.); б - типы леса (хорошие, средние, малопригодные): в - пространственное размещение древесно-кустарниковой растительности (открытые, полуоткрытые, закрытые пространства); г - схема предложений по преобразованию ландшафта (сохранение или реконструкция насаждений, восстановление коренных типов лесов, обводнение, моделирование рельефа и т.п.)
При всей важности и объективности информации, получаемой от географической, экономической и других оценок природных данных, комплексная оценка не будет полной, если в ней отсутствует характеристика архитектурно-художественных качеств пространственной среды. На этом этапе, как подчеркивалось выше, ведущая роль принадлежит архитектору.
Эстетическая оценка определяет художественно-пространственные качества ландшафта и условия его зрительного восприятия. Результаты эстетической оценки позволяют не только уточнить ценность отдельных природных компонентов, но и обосновать размещение, композицию зданий и сооружений, предопределить индивидуализацию их архитектурного решения.
Архитектурно-эстетическая оценка ландшафта важна на всех уровнях (стадиях, этапах) проектирования. Композиционная оценка в большей мере связана с визуальной пейзажной характеристикой ландшафтов и носит экспертный характер, т.е. производится специалистами на основе личных впечатлений. В экспертной оценке, безусловно, трудно избежать элемента субъективизма. Один и тот же ландшафт воспринимается различными людьми по-разному в соответствии с их индивидуальными профессиональными, психологическими, возрастными и другими особенностями.
Для архитектурно-художественной оценки при детальном планировании и застройке используется крупномасштабный картографический материал (1:5000. 1:2000, 1:1000, 1:500). Составляются специальные карты пейзажного разнообразия, которое определяется расчлененностью рельефа, соотношением залесенных и незалесенных территорий, масштабом и живописностью водоемов и водотоков и т.д.
Оценка условий восприятия ландшафта имеет большое значение для архитектурно-ландшафтного проектирования. Зная особенности визуального облика ландшафтов, условия их восприятия, можно заранее моделировать композиционную согласованность архитектурных объемов с природным окружением. На характер восприятия при больших расстояниях влияет воздушная перспектива. На отдалении воспринимаются в основном крупные членения, силуэт сооружения. По мере приближения к нему увеличивается роль более мелких членений и деталей.
Рассмотрим некоторые примеры. При удалении от объекта наблюдения на расстояние до 30 м выделяется зона подробного обзора (различается природный состав, индивидуальные черты деревьев, цветовые нюансы, характер листвы). При удалении от 30 до 200 м различаются породы, но стираются индивидуальные отличия, обобщается цветовая характеристика. С расстояния от 200 до 700 м отдельные деревья зрительно объединяются в группы и воспринимаются как обобщенная масса. При удалении от 700 до 1500 м можно рассмотреть массы насаждений разных пород и разницу глубины планов, но величину глубины планов определить трудно. С расстояния от 1500 до 3000 м и более воспринимаются лишь наиболее крупные объекты (массивы леса, зеркало воды, долины), дальний план воспринимается как сплошная полоса с тем или иным силуэтом.
Ландшафты значительных территорий невозможно охватить одним взглядом. Они воспринимаются в определенной последовательности, через систему пейзажей, картин. Скорость восприятия имеет определяющее значение для представления о ландшафтах, что в свою очередь зависит от способа передвижения человека. Скоростью движения определяется быстрота смены впечатлений, длительность обозрения.
При композиционной оценке ландшафта прежде всего выявляются и фиксируются доминирующие элементы - горы, холмы, водоемы, лесные массивы и их основные пространственные параметры (горизонтальные размеры, перепады высот, уклоны и пр.). В процессе визуального анализа на планах обозначаются основные видовые панорамы и точки. Дается характеристика: панорамно-ограниченная видимость, видимость 100 -150 м, видимость до горизонта и т.д. Выделение панорам и видовых точек ведется, как правило, и с проектируемой территории на окружающие пространства и с прилегающих территорий на оцениваемый участок, на участок размещения проектируемого объекта. Плановые материалы сопровождаются иллюстрациями, полученными в результате фото- и графофиксации. Если для проектирования важна оценка восприятия ландшафта при движении, то применяется киносъемка.
Важна оценка ландшафта и в его собственной динамике, т.е. по сезонам года, а для детальной колористической характеристики - и в зависимости от времени дня и погодных условий.
Материалы фиксации используются не только как исходные предпроектные данные, но и для проверки архитектурного решения. В таком случае выполняется фотомонтаж и в пейзажные фотографии вклеиваются или врисовываются проектируемые сооружения.
Известный американский ландшафтный архитектор Дж. Саймондс пишет о значении «ощущения» участка следующее: «В Японии (стране с высокой культурой проектирования) глубокое познание участка имеет в процессе проектирования огромное значение. Все сооружения выглядят естественным результатом развития участка - сохраняющими, усиливающими или расширяющими его лучшие особенности». Обучаясь в Японии, Дж. Саймондс был поражен этим неизменным методом проектирования. Он убежден: «Чтобы эффективно осуществить проект на участке, мы должны полностью понять программу и мы должны быть полностью осведомлены о физических свойствах участка и всего его окружения. Тогда наше проектирование станет наукой и искусством создания наилучших предельно возможных соотношений».