Территории смешанного использования; 6 - центры районов отдыха

их преобра­зованности в отдельных частях района, выделение ПТК (природно-территориальных комплексов), представляю­щих наибольший интерес с точки зрения их целевого использования.

Кроме традиционных топогеодезических материалов в градостроительном проектировании все шире приме­няются материалы аэрокосмической съемки земной по­верхности, являющейся одним из методов дистанцион­ных изыскательских работ. Эффективность использова­ния аэрокосмических снимков для градостроительного проектирования обусловлена их обзорностью и одномоментностью фиксации территории. Сочетание аэрокос­мических снимков, материалов их изучения с различны­ми ведомственными территориальными схемами, кар­тографическими я проектно-планировочными матери­алами создает предпосылки для формирования систе­мы региональных банков данных комплексной террито­риальной информации.

При разработке генерального плана или проекта пла­нировки, например, населенного места или крупной зоны отдыха, информации обзорной карты недостаточно. Ре­шение возникающих на этой стадии архитектурно-пла­нировочных и архитектурно-ландшафтных задач тре­бует более обстоятельных и глубоких качественных оце­нок. Масштаб ландшафтной карты для стадии генераль­ного плана должен быть не менее 1:25 000 (желательно 1:10 000). Исследования обязательно сопровождаются полевыми работами, камеральной обработкой получен­ных результатов, а завершаются составлением достаточ­но подробных ландшафтных схем и прикладных карт, характеризующих геоморфологию, геологию, почвы, ра­стительность, микроклимат, животный мир, водоемы и водотоки и в целом композицию ландшафта. Делаются выводы о пригодности территории в зависимости от поставленной проектной задачи (рис. 1.3).

территории смешанного использования; 6 - центры районов отдыха - student2.ru

Рис. 1.3. Пример анализа рельефа города в целях оптимального размещения архитектурных доминант: 1 - пойма речной долины; 2 - склоны возвышенностей и их ориентация; 3-е том числе склоны, определяющие панораму города с реки;

Золотые точки» - доминанты рельефа; 5 - архитектурно-пространственные акценты существующей застройки; 6 - места возможного размещения акцентов проектируемой застройки и визуальные связи между ними; 7 - обобщающие линии

высотных акцентов (линии формирования силуэта города)

Прикладные оценочные карты, как показывает опыт, обеспечивают эффект, если они выполняются на еди­ной основе физико-географического и ландшафтного районирования с выделением природно-территориаль­ных комплексов (ПТК). В схемах районной планиров­ки это могут быть ландшафты и местности; на даль­нейших стадиях проектирования - местности, сложные и простые урочища, фации. Выделение и характеристи­ка их необходимы при детальном проектировании, осо­бенно при микроклиматической оценке, и для эстети­ческой оценки ландшафтов.

Карта почвдолжна показать распространенность раз­личных их видов на всей территории, охваченной проек­тированием. Исходными данными для этого являются съемки сельскохозяйственных угодий, а также натур­ные обследования почв лесных участков, прибрежных зон и т.п. Почвы оцениваются для возможного функционального использования территории. Так, при разра­ботке проекта рекреационного района особого внима­ния требует исследование почв в местах массового скоп­ления отдыхающих, где необходимо изучить устойчи­вость дернового слоя к вытаптыванию (механический состав почв, прочность дернины и др.).

Карта растительности- одна из важнейших в раз­деле компонентных характеристик. Она иллюстрирует породы и виды насаждений, области их распростране­ния, возраст, полноту, а также дает ландшафтно-эстетическую оценку.

Климатическая картатакже имеет большое значе­ние. Как известно, микроклиматические различия прояв­ляются в приземном слое атмосферы на высоте 2 -2,5 м от земной поверхности и определяются формами рельефа и экспозицией его по сторонам света, продол­жительностью инсоляции, интенсивностью солнечной ра­диации, особенностями почв, растительного покрова, вет­рового режима и т.д. Для получения полной микрокли­матической характеристики наблюдения должны про­водиться в разные сезоны года и даже в течение не­скольких лет. Поэтому составление карты микроклима­та целесообразно только при достаточной обоснованно­сти (размещение курортов, мест отдыха, детских учреж­дений и т.п.).

При анализе рельефа выделяются водоразделы, таль­веги, основные уклоны, склоны благоприятной ориента­ции по сторонам света и т.д.

Ландшафтная картаявляется комплексным карто­графическим материалом, завершающим исследование, обобщающим характеристики отдельных компонентов ландшафта. Она составляется в том же масштабе, что и компонентные карты или схемы.

Для разработки проектов детальной планировки, за­стройки, благоустройства необходимы сплошное ланд­шафтное обследование и картографирование в масшта­бе 1:2000 - 1:10 000. На ландшафтной карте таких мас­штабов показываются не только типы леса, но также возраст и качество древостоев, наличие и густота под­роста и подлеска, отмечаются состав травяного покрова, сомкнутость крон (осветленные и затененные леса), пе­реувлажненные участки, поляны, редины, уникально жи­вописные участки, характерные видовые точки и мно­гие другие характеристики. На основе комплексной оцен­ки ландшафтов разрабатываются схемы допустимых на­грузок и мероприятия по улучшению ландшафтов (осу­шение, укрепление берегов, санитарные и декоративные рубки и т.д.). Эти схемы, в свою очередь, используются для схем функционального зонирования (рис. 1.4).

территории смешанного использования; 6 - центры районов отдыха - student2.ru

Рис 1.4. Примеры оценочных ландшафтных карт для архитектурного проектирования: а - таксация древостоя и оценка безлесных участков (порода, класс, бонитет, эстетические качества и др.); б - типы леса (хорошие, средние, малопригодные): в - пространственное размещение древесно-кустарниковой растительности (открытые, полуоткрытые, закрытые пространства); г - схема предложений по преобразованию ландшафта (сохранение или реконструкция насаждений, восстановление коренных типов лесов, обводнение, моделирование рельефа и т.п.)

При всей важности и объективности информации, получаемой от географической, экономической и дру­гих оценок природных данных, комплексная оценка не будет полной, если в ней отсутствует характеристика архитектурно-художественных качеств пространствен­ной среды. На этом этапе, как подчеркивалось выше, ве­дущая роль принадлежит архитектору.

Эстетическая оценка определяет художественно-пространственные качества ландшафта и условия его зрительного восприятия. Результаты эстетической оцен­ки позволяют не только уточнить ценность отдельных природных компонентов, но и обосновать размещение, композицию зданий и сооружений, предопределить ин­дивидуализацию их архитектурного решения.

Архитектурно-эстетическая оценка ландшафта важ­на на всех уровнях (стадиях, этапах) проектирования. Композиционная оценка в большей мере связана с визу­альной пейзажной характеристикой ландшафтов и но­сит экспертный характер, т.е. производится специалис­тами на основе личных впечатлений. В экспертной оценке, безусловно, трудно избежать элемента субъективизма. Один и тот же ландшафт воспринимается различными людьми по-разному в соответствии с их индивидуаль­ными профессиональными, психологическими, возраст­ными и другими особенностями.

Для архитектурно-художественной оценки при де­тальном планировании и застройке используется круп­номасштабный картографический материал (1:5000. 1:2000, 1:1000, 1:500). Составляются специальные карты пейзажного разнообразия, которое определяется расчле­ненностью рельефа, соотношением залесенных и незалесенных территорий, масштабом и живописностью во­доемов и водотоков и т.д.

Оценка условий восприятия ландшафта имеет боль­шое значение для архитектурно-ландшафтного проек­тирования. Зная особенности визуального облика ланд­шафтов, условия их восприятия, можно заранее модели­ровать композиционную согласованность архитектурных объемов с природным окружением. На характер вос­приятия при больших расстояниях влияет воздушная перспектива. На отдалении воспринимаются в основном крупные членения, силуэт сооружения. По мере прибли­жения к нему увеличивается роль более мелких члене­ний и деталей.

Рассмотрим некоторые примеры. При удалении от объекта наблюдения на расстояние до 30 м выделяется зона подробного обзора (различается природный состав, индивидуальные черты деревьев, цветовые нюансы, ха­рактер листвы). При удалении от 30 до 200 м различа­ются породы, но стираются индивидуальные отличия, обобщается цветовая характеристика. С расстояния от 200 до 700 м отдельные деревья зрительно объединяют­ся в группы и воспринимаются как обобщенная масса. При удалении от 700 до 1500 м можно рассмотреть массы насаждений разных пород и разницу глубины планов, но величину глубины планов определить труд­но. С расстояния от 1500 до 3000 м и более воспринима­ются лишь наиболее крупные объекты (массивы леса, зеркало воды, долины), дальний план воспринимается как сплошная полоса с тем или иным силуэтом.

Ландшафты значительных территорий невозможно охватить одним взглядом. Они воспринимаются в опре­деленной последовательности, через систему пейзажей, картин. Скорость восприятия имеет определяющее зна­чение для представления о ландшафтах, что в свою оче­редь зависит от способа передвижения человека. Скоро­стью движения определяется быстрота смены впечатле­ний, длительность обозрения.

При композиционной оценке ландшафта прежде все­го выявляются и фиксируются доминирующие элемен­ты - горы, холмы, водоемы, лесные массивы и их ос­новные пространственные параметры (горизонтальные размеры, перепады высот, уклоны и пр.). В процессе визуального анализа на планах обозначаются основные видовые панорамы и точки. Дается характеристика: панорамно-ограниченная видимость, видимость 100 -150 м, видимость до горизонта и т.д. Выделение пано­рам и видовых точек ведется, как правило, и с проек­тируемой территории на окружающие пространства и с прилегающих территорий на оцениваемый участок, на участок размещения проектируемого объекта. Плано­вые материалы сопровождаются иллюстрациями, полу­ченными в результате фото- и графофиксации. Если для проектирования важна оценка восприятия ландшаф­та при движении, то применяется киносъемка.

Важна оценка ландшафта и в его собственной дина­мике, т.е. по сезонам года, а для детальной колористиче­ской характеристики - и в зависимости от времени дня и погодных условий.

Материалы фиксации используются не только как исходные предпроектные данные, но и для проверки архитектурного решения. В таком случае выполняется фотомонтаж и в пейзажные фотографии вклеиваются или врисовываются проектируемые сооружения.

Известный американский ландшафтный архитектор Дж. Саймондс пишет о значении «ощущения» участка следующее: «В Японии (стране с высокой культурой проектирования) глубокое познание участка имеет в про­цессе проектирования огромное значение. Все сооруже­ния выглядят естественным результатом развития учас­тка - сохраняющими, усиливающими или расширяю­щими его лучшие особенности». Обучаясь в Японии, Дж. Саймондс был поражен этим неизменным методом проектирования. Он убежден: «Чтобы эффективно осу­ществить проект на участке, мы должны полностью по­нять программу и мы должны быть полностью осведом­лены о физических свойствах участка и всего его окру­жения. Тогда наше проектирование станет наукой и ис­кусством создания наилучших предельно возможных со­отношений».

Наши рекомендации