Личная подверженность опасности
Можно говорить об определенной, большей или меньшей, подверженности каждого туриста опасности несчастного случая. Вместе с тем, говоря о такой предрасположенности, нельзя считать, что отдельные личности на любом месте заведомо подвержены опасности. Правильнее из числа факторов, усиливающих личную подверженность опасности, выделить те, которые повышают ее устойчиво, и те, которые повышают ее временно. К первым в туризме относятся различные физические недостатки, хронические болезни, функциональные нарушения нервной системы. Ко вторым — неопытность, слабая физическая и техническая подготовка, утомление и т. п.
Путешествия предъявляют к людям определенные требования, игнорируя которые можно действительно способствовать возникновению опасных ситуаций. В этом смысле можно даже выделить категорию людей, которым противопоказано занятие сложными видами спортивного туризма.
Первую группу составляют лица, страдающие рядом заболеваний. В числе таких заболеваний (перечень их был утвержден Комитетом по физической культуре и спорту) входят: органические пороки сердца; гипертония, заболевания сердечной мышцы, туберкулез легких в активной стадии, острые заболевания легких, бронхов, носоглотки; хронические катары желудка, язва двенадцатиперстной кишки, хронический колит, воспаление и колики желчного пузыря, геморрой с частыми кровотечениями, выпадение прямой кишки; воспаление почек, почечных лоханок и мочевого пузыря, камни почек; острое воспаление среднего уха, конъюнктивиты, гнойное воспаление глазного мешка; инфекционные кожные заболевания, некоторые хронические заболевания женских половых органов, злокачественные опухоли, грыжа и послеоперационные рубцы с наклонностью к грыжеобразованию, хронический суставный ревматизм.
Противопоказаниями для путешествий служат заболевания органов движения и поддерживающего аппарата позвоночника, затрудняющих ходьбу, привычные вывихи в больших суставах рук и ног, травмы больных суставов рук и ног, полученные незадолго до похода, контузии и сотрясения мозга в прошлом с периодическими головными болями.
Нельзя участвовать в многодневном путешествии с активными способами передвижения лицам, перенесшим в течение предшествующего месяца такие острые заболевания, как затяжной грипп, злокачественная ангина, тиф, скарлатина. Препятствием даже для однодневных походов могут служить психические заболевания, неврастения, эпилепсия.
Вторую группу людей, которым противопоказан активный туризм, составляют лица с различными изъянами органов чувств.Частичная потеря зрения или ослабление слуха устойчиво повышают подверженность опасности несчастного случая.
Третью группу лиц, предрасположенных к травматизму, составляют те, у которых имеются определенные функциональные нарушения связи между сенсорными — "чувствующими" и двигательными центрами и нарушения координации движений.
Значительно снижает психологическую готовность противостоять опасности неуравновешенность протекания эмоциональных процессов у отдельных людей.
Много ли несчастий приносит повышенная подверженность опасности отдельных лиц, определить трудно, поскольку это качество не всегда очевидно для окружающих, а его носитель, как правило, не осознает своей "виновности". Трудно и потому, что в ряде несчастных случаев можно предполагать (из-за явной нелепости поведения людей) наличие какого-то отклонения в состоянии здоровья пострадавших. Если же брать за основу только количество известных тяжелых несчастных случаев, которым предшествовали скрытая серьезная болезнь или явный физический недостаток у пострадавшего, то они составляют около 15%. общего числа тяжелых травм.
О роли утомления. Его влияние — временный фактор, который лишь периодически повышает подверженность туриста опасности. Однако при длительном переутомлении возможно появление остаточных, хронических отклонений от нормы, и тогда вероятны серьезные нарушения безопасности путешествия. Предварительно можно считать, что как одна из причин тяжелых травм утомление фигурирует по крайней мере в 1/4 несчастных случаев на маршрутах.
ОПАСНОСТЬ НЕОПЫТНОСТИ
Неопытность туристов включает в себя недостаточную общую и специальную физическую подготовку, отсутствие четкости и координированности движений, походных умений и навыков, сноровки в полевых работах, слабое представление о возможных опасностях. Иными словами, при неопытности отсутствие практического опыта сочетается с теоретической безграмотностью и слабым тактическим мышлением.
Неопытность может привести к несчастью даже в условиях самого простого похода.
Так, по данным за два года 86% тяжелых травм приходится на новичков и значкистов "Турист СССР", 12% — на путешественников III и II разрядов, 2% — на перворазрядников, кандидатов в мастера и мастеров спорта по туризму.
Опытный путешественник движется, ориентируется, преодолевает препятствия, так сказать, автоматически и с наименьшей затратой сил, в результате чего на одном и том же маршруте имеет в запасе значительно больше энергии, чем его менее подготовленный товарищ, и больше защищен от возможной опасности.
Определение конкретной значимости в несчастных случаях факторов, которые слагают понятие "неопытность", затруднено тем, что они, как правило, бывают тесно переплетены: низкой физической подготовке обычно сопутствует техническая неграмотность, незнанию опасности и способов защиты от них — тактическая беспомощность. В целом же главные причины травматизма кроются в недостаточной технической и тактической подготовке туристов. Она вызывает почти половину всех случаев тяжелых травм на маршрутах. Недостаточная физическая подготовка характерна для 30% подобных травм.
Другое опасное следствие тактической малоопытности, а точнее, топографической безграмотности туристов — случаи потери ориентировки.
Поскольку вопросы общефизической подготовки достаточно хорошо разработаны в спорте, а ее основные положения применимы к туризму, можно не останавливаться на них. Следует лишь отметить, что регулярная, круглогодичная физическая подготовка для туристов очень важна.
Следует подчеркнуть, что недостаточный уровень опытности туристов и особенно случаи несоответствия между подготовленностью путешественников и сложностью маршрутов являются одной из самых распространенных причин травматизма.