Омплекс средств радиосвязи
1. Устанавливаемые на судне средства радиосвязи должны обеспечивать:
— двухстороннюю дальнюю радиосвязь с береговыми радиоцентрами и портом приписки в коротковолновом (KB) диапазоне в телефонном, телеграфном и буквопечатающем режимах с повышением верности шифромашин и с использованием цифрового избирательного вызова;
— двухстороннюю радиосвязь в диапазоне промежуточных и средних волн (ПВ и СВ) с судами в море и большими портами;
— диспетчерскую и аварийную радиосвязь в ультракоротковолновом (УКВ) диапазоне;
— двухстороннюю телефонную и буквопечатающую связь по системе спутниковой связи «ИНМАРСАТ»;
— автоматическую передачу и приём аварийных сообщений и сигналов бедствия;
— автоматический приём сообщений о навигационной обстановке и информации по безопасности на море (ИБМ);
— приём сообщений о гидрометеорологической обстановке и синоптических карт.
Вся аппаратура радиосвязи должна соответствовать требованиям Глобальной морской системы связи при бедствиях и для обеспечения безопасности (ГМССБ).
На каждом судне, в зависимости от районов плавания А1; А1 и А2; Al, A2 и A3; Al, A2, A3 и А4 должно быть установлено радиооборудование в соответствии с табл. 10.1.
На судне смешанного типа («река-море»), совершающем рейсы по внутренним водным путям, должны быть установлены:
— главная радиотелефонная станция дециметровых волн;
— эксплуатационная радиотелефонная станция дециметровых волн;
— носимая радиотелефонная станция дециметровых волн в диапазоне 300,025-300,225 МГц (3 комплекта);
— командное трансляционное устройство.
Рекомендуется оборудовать суда аппаратурой для приёма факсимиле.
Органы управления, обеспечивающие подготовку и передачу оповещений о бедствии, а также связь при бедствиях в режимах телефонии и УБПУ располагаются в непосредственной близости от места управления судном (т. е. в рулевой рубке).
2. Основные задачи и функции, решаемые комплексом средств связи.
Выполнение функций глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГИССБ), в том числе:
— передача сообщений о бедствии в направлении «судно-берег»;
— приём сигналов оповещения о бедствии в направлении «берег-судно»;
— передача и приём сигналов оповещения о бедствии в направлении «судно-судно»;
— передача и приём сообщений поисково-спасательной координационной связи;
Таблица 10.1. Установка радиооборудования в зависимости от района плавания
— передача и приём сообщений на месте бедствия;
— передача и приём сигналов для об-наружения объекта бедствия;
— передача и приём навигационных и метеорологических предупреждений и сроч-ных сообщений;
— ведение общей радиосвязи в бере-говых системах и сетях связи;
— ведение связи между судами «мос-тик-мостик».
Оперативно-диспетчерская связь су-дов на переходе, промысле и в автономном плавании с береговыми службами, пред-приятиями и т. п.:
— передача и приём служебных радио-телеграмм;
— ведение служебных радиотелефон-ных переговоров капитанов судов, на-чальников штабов промрайонов, экспеди-ций, флотилий и отрядов с должностными лицами, управлений и баз флота;
— сбор и передача данных, необ-ходимых для функционирования отраслевой автоматизированной системы и её подсистем.
Обслуживание связью экипажей судов и членов их семей на берегу:
— приём материалов центральных газет, а также информации Агентства печати «Новости»;
— приём и передача частных радио-телеграмм;
— ведение частных телефонных пере-говоров.
Внутрисудовая связь и трансляция:
— передача команд управления судном из рулевой рубки;
— ведение дуплексной громкоговоря-щей служебной связи;
— приём и трансляция по судну передач радиовещательных станций.
Согласно «Правилам классификации и постройки морских судов РМРС РФ», в качестве радиопередающих средств на судне могут быть использованы радиоустановки УКВ, KB, ПВ, СВ радиоканалов или судовые станции спутниковой связи.
Каждое используемое на судне радиосредство представляет собой автономное устройство, которое управляется со своего встроенного или выносного пульта, имеет необходимые для работы вводно-выводные устройства и обязательно обслуживается оператором. На отдельных судах эти радиосредства устанавливаются на общесудовой пульт управления.
Современный комплекс средств связи имеет единый пульт управления на базе ПЭВМ, систему управления на базе электромеханических (сверхминиатюрных поляризационных реле) или электронных коммутаторов и программируемого анализатора. Комплекс средств связи высокоавтоматизированных судов интегрирован в состав комплексной системы управления (интегрированный мостик).
Специфической частью судового комплекса средств связи являются связные антенны. Различие диапазонов связных систем приводит к необходимости использования ряда антенн, размещение которых представляет во многих случаях сложную задачу, так как размер и расположение антенн, их отстояние от мачт, дымоходов и других надстроек должны быть такими, чтобы отсутствовали взаимные помехи, переотражения и вместе с тем обеспечивалась их долговременная эксплуатация в различных условиях.
Особые проблемы связаны с антеннами подводных лодок, во-первых, из-за ограниченности места в ограждении подводной лодки, а во-вторых, и это главное, в связи с тем, что всплытие, связанное с использованием антенн, лишает подводную лодку её основного преимущества — скрытности. Частично эта проблема решается за счёт использования выпускных буксируемых антенных устройств — параванного типа или типа плавучего кабеля, которые движутся в приповерхностном слое воды.
Комплексы средств связи для кораблей и судов разрабатываются рядом российских фирм, среди которых КБ «Связьморпроект», Российский институт мощного радиостроения (РИМР), НИИ «Нептун», ЗАО «ПКБ РИО» (все в Санкт-Петербурге).