Иды и характеристика бюрократических структур управления.
онятие и общая характеристика организационной структуры управления
Категория "структура" - строение, единство устойчивых взаимосвязей м/у элементами, внутренняя форма системы.
Структура системы представляет собой:1) состав ее элементов и подсистем, каждый из которых выполняет определенную функцию;2) существующие между ними связи и отношения.
Организационная структура управления- совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Задачи орг. стр-ры:
· создание условий для производства и сбыта высококачественной продукции и услуг при одновременном повышении уровня эффективности производства;
· обеспечение разработки, освоения и поставки на рынок новых видов изделий.
Факторы, влияющие на орг стр-ру:
1. характер производства и его отраслевые особенности 2) формы организации управления производством 3)степень соответствия структуры аппарата управления иерархической структуре производства;4) соотношение между централизованной и децентрализованной формами управления 5) соотношение между отраслевой и территориальными формами управления 6)уровень механизации и автоматизации управленческих работ, квалификация работников, эффективность их труда; 7)соответствие иерархической структуре производства как управляемой системе
Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации.
В структуре управления предприятием выделяются следующие элементы:звенья (отделы), уровни (ступени) управления и коммуникационные каналы связи – горизонтальные и вертикальные.
При этом горизонтальные связи обеспечивают согласованность действий различных административно разобщенных подразделений, находящихся на одном уровне управления и не подчиненных друг другу. Вертикальные связи обеспечивают согласованность исполнителей, связанных иерархией подчинения.
Звенья, как организационно обособленные органы управления, различаются размером, структурой, объемом полномочий, сложностью решаемых задач, и в то же время образуют иерархические уровни менеджмента. Связи между отделами имеют гориз хар-р.
Различают звенья общего направления (дирекция), линейного управления (органы руководства подразделениями основной деятельности); функционального управления (например, отдел главного технолога, финансовый отдел). К звеньям управления относят также отдельных специалистов, выполняющих соответствующие функции управления.
Осн принципы формирования типового звена управления:1. Принцип однозначности 2. Принцип детерминированности 3. Принцип стабильности 4. Принцип ограниченности 5. Принцип согласованности
Уровень управления - совокупность звеньев, занимающих определенную ступень в системе управления предприятием, которая необходима в иерархической подчиненности относительно друг с другом. Связи между уровнями находятся в вертикальной зависимости, представляют явно выраженный характер последовательного подчинения, начиная с нижнего уровня и кончая верхним.
иды и характеристика бюрократических структур управления.
Бюрократическая организационная структура характеризуется централизацией управления, большой сложностью и большим числом подразделений по горизонтали, глубокой регламентацией должностных требований прав и обязанностей, вертикальными потоками директивной информации, связанной с отдачей приказов и распоряжений и отчетами об их исполнении, низким уровнем участия работников в выработке и принятии управленческих решений.
Системы управления бюрократического типа имеют ярко выраженную иерархическую структуру, которая построена по линейному, линейно-штабному, линейно-функциональному и дивизиональному признакам.
Линейная структура является одной из простейших организационных структур управления и отражает самую общую ступень разделения управленческого труда. Сущность: во главе каждого подразделения стоит руководитель, наделенный определенными полномочиями, осуществляющий руководство подчиненными ему работниками. Его решения, передаваемые по цепочке "сверху вниз", обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. Сам руководитель в свою очередь подчинен вышестоящему руководителю. На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления (например, мастер участка, инженер, начальник цеха, директор предприятия).
Линейная структура управления обеспечивает прямое воздействие на объект управления и предусматривает реализацию в полном объеме принципа единоначалия. Принцип единоначалия предполагает, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя. Отдельные специалисты или функциональные отделы помогают линейному руководителю в сборе и обработке информации, в анализе хозяйственной деятельности, подготовке управленческих решений, контроле за их выполнением, но сами указаний или инструкций управляемому объекту не дают.
Различают плоские и многоуровневые линейные структуры.
Преимущества линейной структуры:
- единство и четкость распорядительства;
- простота управления (один канал связи);
- оперативность принятия решений;
- согласованность действий исполнителей;
- полная ответственность руководителя за результаты деятельности своего звена.
Недостатки линейной структуры:
- высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечивать эффективное руководство по всем функциям управления;
- отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;
- перегрузка информацией, огромный поток бумаг, множество контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными организациями;
- затруднительные связи между инстанциями;
- концентрация власти в управляющей верхушке.
Линейно-функциональная структура представляет результат синтеза понятий линейной и функциональной структур. При линейно-функциональном управлении у линейного руководителя появляется специальный штаб, состоящий из функциональных служб и отделов. Эти службы не обладают правом принятия решения и являются консультативными органами. Предложения функциональных подразделений реализуются через каналы линейных руководителей.
Сами работники штаба могут быть наделены как консалтинговыми полномочиями, так и функциональными. В крупных организациях штабы могут формироваться не только на верхнем уровне организации, но и на более низком.
Преимущества линейно-функциональной структуры управления:
- возможность более глубокой подготовки управленческих решений и плановых заданий;
- возможность привлечения консультантов и экспертов;
- создание хороших условий для профессионального и служебного роста сотрудников;
- освобождение линейных менеджеров от глубокого анализа проблем в связи с тем, что функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства.
Недостатки линейно-функциональной структуры управления:
- недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение не участвует в его реализации;
- отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали;
- рекомендации, выдаваемые экспертами по разным вопросам, могут противоречить друг другу, что затрудняет достижение общих целей предприятия.
Сущность дивизионного управления состоит в том, что ключевыми фигурами в управлении организаций становятся не руководители функциональных подразделений, а управляющие производительными подразделениями. На них возлагается ответственность за осуществление функции производственного планирования и контроля. С ростом и расширением выделяются специализированные звенья управления по: видам товаров (продуктовая структура), группам потребителей (стр-ра, ориентированная на потр-ля), географическим районам (территориальному признаку).
Преимуществадивизиональных структур:
- орг-ция ориентирована на освоение новых рынков и новых технологий;
- способствуют росту организации, повышают самостоятельность и степень ответственности менеджеров за свою деятельность;
- создают хорошие предпосылки для расширения знаний и служебного роста.
Недостатки дивизиональных структур:
- возникает вероятность дублирования деятельности;
- недостаточная информированность и общение между специалистами различных подразделений и центральными службами;
- рост иерархичности, усложнение отношений и связей по управлению производственно-хозяйственной деятельностью.