Ехнические средства навигации 3 страница
— обеспечивает преобразование измеренных гиперболических координат в навигационные параметры судна.
Современные ПИ РНС LORAN-C, «ЧАЙКА» являются надёжным дополнением и резервом спутниковых систем, а также обеспечивают:
— определение геодезических координат непосредственно;
— решение дополнительных навигационных задач (маршруты, путевые точки, расчеты движения, прибытия и т. д.).
Международная низкоорбитальная спутниковая система КОСПАС-САРСАТ предназначена для обнаружения и поиска аварийных радиобуёв, передающих на частотах 121,5 и 406 МГц. Система состоит из спутникового сегмента, наземного сегмента и радиобуёв.
В настоящее время спутниковый сегмент образуется девятью спутниками. Спутники размещены на приполярных орбитах, на высотах 1000 и 850 км. Каждый спутник совершает полный оборот за время около полутора часов, отслеживая зону шириной около 4000 км. Выбор приполярных орбит связан с возможностью обзора всей территории земного шара одним спутником. Спутники принимают сигналы радиобуёв и ретранслируют принятую информацию в реальном масштабе времени на частоте 1544,5 МГц со скоростью 2400 бит в секунду к наземному сегменту. Один спутник может одновременно обработать информацию с 90 радиобуёв.
Наземный сегмент состоит из станций приёма и обработки информации, координационных центров системы, спасательных координационных пунктов. Информация со спутников при их пролёте поступает на станцию приёма и обработки информации. Переданные спутником данные о доплеровском сдвиге частоты преобразуются в географические координаты. Аварийные сообщения передаются в координационный центр системы. От координационного центра системы информация поступает к другим координационным центрам или к соответствующему спасательному координационному пункту непосредственно. В штатной эксплуатации в мире находится более 38 станций приёма и обработки информации, 19 координационных центров системы. Открываются и строятся новые станции приёма и обработки информации.
Радиобуи в соответствии с международной конвенцией SOLAS устанавливаются на всех пассажирских судах и судах водоизмещением более 300 регистровых тонн.
Определение местоположения буя основывается на интегральном доплеровском методе. За длительность посылки на спутнике замеряется доплеровский сдвиг частоты. При известных координатах спутника рассчитывается дальность до радиобуя. По результатам трёх измерений высчитываются координаты буя. Передача сигнала производится за время 0,44-0,52 с с паузами в 50 с. Большая скважность информации позволяет аппаратуре спутника обрабатывать сигналы от нескольких буёв одновременно.
Радиобуй излучает на частотах 121,5 и 406 МГц. Частота 121,5 МГц служит для привода авиационных средств, служб поиска и спасания (УКВ радиопеленгации). Выходная мощность буя на частоте 121,5 МГц должна составлять не менее 50 мВт, на частоте 406,025 МГц не менее 5 Вт. На частоте привода авиационных средств используется амплитудная модуляция с частотой 400-1000 Гц. На частоте 406 МГц используется фазовая манипуляция со скоростью передачи 400 Бод. Время непрерывной работы не менее 48 ч.
Точность определения местоположения радиобуя составляет 3-5 км, время доставки сообщениядо ближайшего спасательно-координационного центра зависит от широты места и в среднем составляет около 1,5 ч в северном полушага и около 2 ч в южном.
Разработаны и используются радиобуи со встроенным приёмником GPS, который позволяет в нормальных условиях решать навигационные задачи, а в аварийном случае автоматическипередавать координаты судна для формированиясообщения радиобуём.
Среднеорбиталъные спутниковые радионавигационные системы в настоящее время представлены двумя глобальными системами: GPS(США) ГЛОНАСС(Россия).
GPS Global Positioning System (NAVSTAR — Navigation Satellite Providing Time and Ranget) глобальная навигационная многоцелевая система, обеспечивает навигационно-временное определение неограниченного числа подвижных и стационарных объектов на поверхности Земли и околоземном пространстве. Система разработана в 1973 г. и полностью развернута в 1995 г.
Принцип определения местоположения заключается в получении от спутников информациио траектории их движения (эфемеридная информация), точного времени и определении на основе этой информации псевдодальностей (соотношений дальностей) до спутников. По псевдодальностям рассчитываются координаты места и могут быть рассчитаны направление и скорость движения объекта, на котором установлено устройство приёма и обработки информации — приёмоиндикатор.
Система состоит из наземного сегмента, спутникового сегмента и аппаратуры потребителей (рис. 10.4).
|
Наземный сегмент включает контрольно-измерительные пункты и центр управления системой, в который входят центр контроля системы и центр расчёта частотно-временных поправок. Контрольно-измерительные пункты производят измерение траектории спутников, контроль их работоспособности, передачу специальной информации.
Спутниковый сегмент включает не менее 24 спутников, из которых 21 рабочий и 3 запасных. Спутники расположены на 6 орбитах по 4 спутника на каждой. Высота орбит спутников составляет 20 200 км. Время обращения спутника 12 ч.
Каждый спутник передаёт информацию на двух несущих частотах 1575,42 МГц и 1227,6 МГц. Вторая частота используется для устранения ионосферных поправок. Информация манипулируется по фазе тремя видами кодов на первой частоте и одним видом на второй. В открытом для пользователей канале используется первая частота с манипуляцией С/А-кода при передаче навигационного сигнала. Закрытый канал использует две частоты, манипулированных по закону Р-кода для военных целей. Модификация Р-кода используется для создания Y-кода, с помощью которого вводится дополнительная погрешность в открытый канал. Скорость передачи информации — 50 Бод.
Со спутников информация передаётся субкадрами продолжительностью 6 с. Пять субкадров образуют кадр продолжительностью 30 с, 25 кадров образуют суперкадр продолжительностью 12,5 мин. В начале каждого субкадра передаётся ключевое слово, в кадре информации передаются частотно-временные поправки, эфемеридная информация. В четвёртом субкадре содержится информация о состоянии ионосферы, готовности спутника к работе. Год, месяц и время передаются в оперативной информации. В последнем субкадре содержится 1/25 часть альманаха. Эфемеридная информация меняется на спутниках каждый час и содержит данные на один спутник, альманах содержит данные о всех спутниках.
Приёмоиндикаторы (ПИ) GPS. Для определения места ПИ принимает информацию от всех видимых спутников. Передаваемая со спутников информация делится на оперативную информацию и альманах. После первого включения ПИ, длительного выключения, перемещения ПИ на значительное расстояние в выключенном состоянии принимается альманах, а затем — оперативная информация, по которой определяется местоположение судна. Если альманах не изменялся, ПИ выбирает лучшие по критерию геометрического фактора три (для определения места на уровне моря) или четыре (для определения места в пространстве — с учётом высоты) спутника. По информации спутников (данные эфемерид) рассчитываются псевдодальности до спутника, а по известным псевдодальностям рассчитывается место в относительных координатах. Относительные координаты пересчитываются в географические координаты той геодезической системы, параметры которой выбраны потребителем. Поэтому ПИ GPS, по умолчанию, рассчитывают местоположение для системы WGS - 84.
Приёмоиндикаторы различаются по количеству одновременно работающих каналов, степени автоматизации и количеству выполняемых функций. Различают одноканальные и многоканальные ПИ — возможность обработки информации после приёма альманаха от одного или нескольких спутников одновременно. Выпускаются одноканальные, одноканальные мультипликативные, двух-, четырёх-, шести-, восьми-, двенадцати- и шестнадцатиканальные ПИ.
В зависимости от назначения судовые приёмоиндикаторы могут использоваться для решения навигационных задач как отдельное устройство, могут встраиваться в различные устройства для автоматического определения места судна.
ПИ выполняют
— расчёт координат нахождения судна,
— курс и скорость при движении,
— позволяют работать с путевыми точками и маршрутами,
— получать информацию на плоттере (с использованием системной навигационной карты),
— отслеживать граничные условия для срабатывания сигнализации,
— производить навигационные вычисления,
— запоминать и выдавать в виде графиков навигационную информацию,
— контролировать количество видимых спутников, уровень их сигналов и др.
Точность определения местоположения в первую очередь зависит от намеренно вводимой погрешности. На точность влияют погрешности взаимной синхронизации, погрешности эфемерид, ионосферная погрешность, тропосферная погрешность, погрешность многолучевости распространения, инструментальная и шумовая погрешности. Обобщённой величиной перечисленных погрешностей является суммарная погрешность, которая составляет 25,3 м. На суммарную погрешность влияет геометрический фактор. Геометрический фактор — математическая величина, указывающая на степень отличия реального расположения спутников на небосклоне от оптимального расположения. Оптимальным является расположение спутников в виде равностороннего треугольника с разносом на 120° относительно точки наблюдения. Величина геометрического фактора PDOP (Position Delution of Precision) может в реальных условиях составлять от 1,5 до 8. При использовании специальных рекуррентных алгоритмов точность может быть увеличена.
Наиболее часто на судах применяются ПИ фирм Samyang Electronic Co (Корея), Furuno Elect. (Япония), Japan Radio Co. (Япония), Trimble Navigation (США) и др.
Среднеорбиталъная спутниковая радионавигационная система ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система)по структуре подобна GPS и включает в себя наземный сегмент, спутниковый сегмент, аппаратуру потребителей. Спутниковый сегмент подразумевает наличие 24 спутников. Спутники расположены на 3 орбитах по 8 спутников на каждой. Высота орбит спутников составляет 19 100 км. Время обращения спутника 11 ч 15 мин 44 с. Каждый спутник передает информацию в двух полосах частот 1602, 5625-1615,5 МГц с шагом 0,5625 МГц, и 1246,4375-1256,6 МГц с шагом 0,4375 МГц на присвоенной паре частот. Используются два канала — грубый и точный (соотношение точностей 1/10). Скорость передачи информации 50 бод, используется относительная фазовая телеграфия.
Структура передаваемой информации включает оперативную информацию и альманах. Оперативная информация включает метки времени, сдвиг шкалы времени спутника, величину расстройки несущей частоты, эфемеридную информацию. Неоперативная (альманах) — содержит сдвиг шкалы времени, число дней с начала високосного года, номера спутников и их литерные частоты, прогноз положения спутников, пригодность информации спутников. Оперативная информация имеет цикл 30 с и сменяется каждые 30 мин, неоперативная (альманах) — цикл 2,5 мин.
Приёмоиндикаторы ГЛОНАСС настраиваются на частоту спутника и рассчитывают координаты в системе карт SGS 90. При использовании карт других национальных систем в ПИ вводятся специальные поправки для исключения погрешностей. От рассчитанных координат места, как разница последующего и предшествующего места, вычисляются направление и скорость движения. ПИ позволяют проводить автоматическое непрерывное определение места, времени, вектора скорости. Автоматически производится приём, хранение и обновление альманахов, производится автоматический выбор спутников с учётом их состояния, автоматический контроль за функционированием ПИ. Аппаратура даёт возможность работать с путевыми точками и маршрутами, производить расчёт пеленга и дистанции между путевыми точками, рассчитывать величину отклонения от заданного маршрута, предусмотрено сопряжение с внешними приборами.
Точность определения местоположения в ГЛОНАСС зависит от погрешности взаимной синхронизации, погрешности эфемерид, ионосферной погрешности, тропосферной погрешности, погрешности многолучёвости распространения, инструментальной и шумовой погрешности. В отличие от GPS в ГЛОНАСС не используется намеренно вводимая погрешность. Обобщённой величиной перечисленных погрешностей является суммарная погрешность, которая составляет 10,75 м. На суммарную погрешность влияет геометрический фактор. Погрешность определения места судовых ПИ ГЛОНАСС при геометрическом факторе не хуже 4 составляет не более 35 м. Первая обсервация без альманаха в памяти приёмоиндикатора должна происходить не позднее 30 мин после включения, при наличии альманаха в памяти приёмоиндикатора не позднее 5 мин после включения. При перерыве в питании на время не более 1 мин в ПИ сохраняются данные обсервации.
ПИ позволяют работать с GPS и ГЛОНАСС, комплексируются с цифровой картографической системой, выполняются в едином корпусе с цветными жидкокристаллическими дисплеями. Примером такого комплекса может служить комплекс «NAVIOR». Данная аппаратура позволяет решать ряд навигационных задач, проводить предварительную прокладку маршрута, вести судно по установленному маршруту, рассчитывать векторы сноса. Комплекс имеет многостраничное представление информации в цветном виде. Используется встроенная система подсказок. К аппаратуре могут быть подключены лаг, гирокомпас, приёмник дифференциальных поправок, предусмотрена функция «Человек за бортом». Картографическая система позволяет работать с навигационными (IHO DX-90), метеорологическими (WHO ECDIS), дорожными (TAF) и специальными картами (F23, F1M).
Совмещённые при`моиндикаторы ГЛОНАСС и GPS, позволяют совместно обрабатывать спутники систем. Точность судовых совмещённых приёмоиндикаторов ГЛОНАСС и GPS при геометрическом факторе не хуже 4 составляет не хуже 35 м. Наиболее известны ПИ российских фирм «Корунд-М», «Котлин», КБ «НАВИС».
Дифференциальные подсистемы GPS и ГЛОНАСС. Принцип дифференциального метода заключается в исключении составляющих погрешностей определения координат судна, связанных с условиями распространения радиоволн. Для этого на контрольном пункте, координаты которого известны, производится измерение и расчёт дальностей до спутников. Разности между измеренными и рассчитанными дальностями по каналам радиосвязи передаются потребителям. Принятые в рабочей зоне контрольной станции по каналу радиосвязи дифференциальные поправки автоматически вводятся в ПИ и вычитаются из измеренных навигационных параметров.
Для контроля используется информация от спутников GPS и/или ГЛОНАСС и геодезическим методом определяется местоположение антенны контрольного прецизионного измерителя. В состав подсистемы входят контрольный пункт с многоканальным прецизионным измерителем, управляющий вычислительный комплекс, передатчик (рис. 10.5). Многоканальный прецизионный измеритель определяет дальности до всех видимых спутников. Управляющий вычислительный комплекс производит вычисления дифференциальных поправок и передаёт их к передатчику.
|
Число параллельно работающих каналов при работе по двум среднеорбитальным радионавигационным системам GPS и ГЛОНАСС должно быть равно числу видимых спутников обеих систем и составляет 16 каналов.
Поправки из контрольного пункта передаются в формате RTCM, определённым Специальным комитетом Морской радиотехнической комиссии (SC-104), в диапазоне частот 190-415 кГц и 510— 535кГц с минимальной частотной модуляцией (MSK).
Судовой ПИ для приёма информации от станций дифференциальных поправок должен иметь встроенный или подключаемый приёмник дифференциальных поправок.
Судовой ПИ с приёмником дифференциальных поправок автоматически определяет ближайшую станцию дифференциальных поправок по принятому альманаху, корректирует информацию, принятую со спутников, и вычисляет навигационные параметры с большей точностью. При переходе от станции к станции ПИ автоматически переключается на ближайшую станцию. При выходе из зоны действия станций дифференциальных поправок ПИ определяет навигационные параметры по спутникам системы непосредственно с меньшей точностью.
Дальность действия станции дифференциальных поправок ограничивается радиусом 200-300 км.
Погрешность определения места при использовании дифференциальной подсистемы при геометрическом факторе не хуже 4 составляет не более 10 м.
Широкозонные системы дифференциальных поправок предназначены для передачи дифференциальных поправок потребителям в достаточно широкой зоне по радионавигационным системам, через геостационарные спутники или иные каналы связи. К таким системам относятся:
WAAS(Wide Area Augmentation System) — американская широкозонная дифференциальная подсистема;
EGNOS(Europian Geostationary Navigation Overlay System) — Европейская геостационарная навигационная система охвата, разработанная Европейским союзом;
MTSAS(Multy Functional Transport Augmentation System) — транспортная спутниковая система, основанная на GPS, разработанная Японией.
В состав каждой широкозонной дифференциальной системы входят 20—30 наземных контрольных пунктов (WRS), расположенных в точках с известными координатами. Прецизионные приёмоиндикаторы с высокоточными стандартами частоты на контрольных пунктах синхронно измеряют квазидальности и квазидоплеровские значения частот всех видимых спутников, вычисляют разности между измеренными и вычисленными значениями и полученные величины передают на центральный контрольный пункт (WMS). Центральный контрольный пункт для каждого спутника на основе статистической обработки определяет значения временных и эфемеридных поправок. Ионосферные поправки определяются для рабочей зоны на основе обработки информации сети ионосферных зондирующих станций.
Значения поправок передаются и ретранслируются спутниками ИНМАРСАТ-3 на несущей частоте GPS (1575,42 МГц) со скоростью 500 бод. Для увеличения надёжности передачи информации сообщения кодируются кодом Витерби и циклическим кодом. Унификация форматов позволяет в системе WAAS производить приём и обработку информации в приёмоиндикаторе без дополнительного приёмника.
Поправки делятся на два вида: быстрой и медленной коррекции.
Поправки быстрой коррекции передаются каждые 6 с и исключают намеренно вводимые погрешности.
Поправки медленной коррекции передаются каждые 60 с и используются для исключения погрешностей по времени, эфемеридных для спутников GPS и ионосферных. Ионосферные погрешности передаются каждые 5 мин.
Тропосферные погрешности не исключаются. Для высокоточного определения места эти погрешности определяются потребителем на основе показаний барометра, широты места, дня и вводятся вручную с пульта приёмоиндикатора.
Точность определения места в широкозонной системе в 10-15 раз лучше штатного режима работы GPS.
В настоящее время разрабатываются и используются региональные дифференциальные подсистемы Starfix, SkyFix, Eurofix, Средневосточная региональная дифференциальная подсистема.
Starfix— подсистема навигационного обеспечения отдельных регионов. Дальность действия системы составляет около 2000 км. Система образована 60 наземными контрольно-корректирующими станциями. Информация передаётся четырьмя спутниками INMARSAT. Район охвата — все континенты за исключением части Африки и Азии (России) с прилегающими морями. Точность определения места с вероятностью 0,95 на дальности до 1000 км составляет 1-2 м, на дальности 2000 км — 2 м. Частота передачи информации в INMARSAT примерно 1600 МГц, скорость передачи 600, 1200, 2400 бод. Информация передаётся в стандарте RTCM — 104 версии 2.0. Используются сообщения 1, 3, 16 типов (дифференциальные поправки, параметры контрольно-корректирующих пунктов, специальное сообщение стандарта RTCM). Время подготовки сообщения типа 1 менее 4 с.
SkyFix— подсистема фирмы Racal Survey Limited охватывает основные районы мира, в которых ведутся процессы добычи, использования, наблюдения и исследования природных ресурсов. Передача дифференциальных поправок производится посредством спутников INMARSAT. Подсистема имеет средство контроля за отказами спутников GPS и передачи информации об отказах. Фирма арендует каналы на четырёх спутниках INMARSAT. Сеть станций объединяет около 60 станций дифференциальных поправок. Система использует сигналы навигационных спутников GPS и ГЛОНАСС.
Eurofix— подсистема дифференциальных поправок к системам GPS и ГЛОНАСС с использованием передающих станций гиперболической радионавигационной системы Loran-C/Чайка. Поправки передаются на частоте 100 кГц. Радиус действия 1000 км от одной станции. Скорость передачи данных 70, 175 бит/с. Информация передаётся в последних шести импульсах систем Loran-С/Чайка. Точность определения места составляет не хуже 5 м.
Средневосточная региональная дифференциальная подсистема охватывает Персидский залив, Красное и Средиземное моря, Суэцкий канал и Гибралтар.
NDGPS— национальная дифференциальная подсистема США включает три сети стационарных радиостанций резерва ВВС. В систему входит дифференциальная подсистема Береговой охраны США. Точность 1-3 м. Частота передачи поправок 300 кГц.
Глобальная среднеорбитальная спутниковая радионавигационная система «ГАЛИЛЕО» разрабатывается по инициативе ЕС и Европейского космического агентства (ЕКА). Система аналогична GPS и включает в себя космический сегмент, наземный сегмент (в том числе наземный контур управления), аппаратуру потребителей.
Космический сегмент и наземный контур управления разрабатываются ЕКА и Галилеостар (Alenia). Космический сегмент включает в себя 21 или 32 среднеорбитальных спутника, 3 или 9 геостационарных спутников. Группировка оптимизирована для обслуживания северных стран. Наземный сегмент представляет собой глобальную сеть мониторинга, наземные станции передачи данных и единую систему управления. Аппаратура потребителей делится на два уровня обслуживания. Первый общедоступный уровень составляют зарегистрированные потребители, другие уровни предоставляются полиции, службе чрезвычайных ситуаций и др. Система независима от модернизированной GPS и предполагается к использованию в системе ГНСС (глобальной навигационной спутниковой системе на основе GPS и ГЛОНАСС).
Погрешность определения места не более 10 м при доступности 0,96, ошибки определения высоты не более 4 м, с локальными дополнениями на точность определения места не хуже 0,5 м. Предполагается к опытному использованию с конца 2004 г. Полное развертывание системы планируется в конце 2008 г.
Радиолокационные станции.Современное морское судно комплектуется различным радиолокационным оборудованием. На всех судах водоизмещением свыше 150 регистровых тонн должна быть установлена радиолокационная станция (РЛС), радиолокационные отражатели и радиолокационные ответчики. На судах водоизмещением свыше 3 тыс. регистровых тонн дополнительно устанавливают средство автоматической радиолокационной прокладки (САРП) и вторую РЛС. Часто вторая РЛС устанавливается и на меньших судах.
Судовое радиолокационное оборудование в зависимости от степени автоматизации можно разделить на непосредственно РЛС, средство радиолокационной прокладки СЭП (ЕРА), средство автосопровождения САС (АТА) и САРП (ARPA). Появляются принципиально новые приборы — судовой транспондер автоматической (идентификационной) информационной системы и прибор регистрации данных рейса («чёрный ящик»), которые непосредственно связаны с радиолокационным оборудованием.
РЛС на судне предназначена для отображения радиолокационной обстановки и используется в условиях ограниченной видимости, в условиях прибрежного плавания (как навигационный измерительный инструмент) и в других сложных навигационных условиях.
По принципу работы все радиолокационные системы делятся на активные и пассивные. Среди активных РЛС различают РЛС непрерывного излучения и импульсные РЛС, которые в свою очередь делятся на РЛС с активным ответом и с пассивным ответом.
Принцип работы судовой активной РЛС заключается в импульсном направленном излучении передатчиком электромагнитной энергии, которая, отражаясь от радиолокационных объектов, возвращается к антенне радиоприёмного устройства. Принятая энергия преобразуется в приёмнике и выводится в удобном виде на индикаторное устройство.
На морском флоте наибольшее применение получила импульсная РЛС с пассивным ответом, структурная схема которой представлена на рис. 10.6.
Судовые РЛС используют сантиметровые частотные диапазоны от 3 до 3,6 ГГц (длина волны 10 см), от 8,5 до 10,7 ГГц (длина волны 3 см). Первый частотный диапазон является обязательным для судовой РЛС, поскольку предполагает использование радиолокационных ответчиков, второй диапазон обеспечивает большую помехоустойчивость при наличии гидрометеоров. Разрабатываются и используются миллиметровые РЛС, работающие в диапазоне от 33,4-36 ГГц ( 8 мм).
Разрешающая способность антенны по угловой координате пропорциональна отношению L/λ, где L — размер антенны, определяющий разрешение по углу; λ — длина волны. Поскольку радиолокационные объекты расположены на поверхности моря, судовая РЛС должна обладать высокой разрешающей способностью только по одной координате — в плоскости горизонта. Соответственно антенна РЛС имеет цилиндрическую форму с максимальным размером в горизонтальной плоскости и минимальным — в вертикальной. Антенна размещается на поворотном устройстве, обеспечивающем круговой обзор в горизонтальной плоскости.
Дальность обнаружения целей в сантиметровом (и тем более в миллиметровом) диапазоне волн определяется дальностью видимого горизонта. Обычно используют формулу определения дальности D
где На — высота установки антенны над уровнем моря;
Н0 — высота радиолокационного объекта над уровнем моря.
Для увеличения На антенну устанавливают на мачте судна. Этим же обеспечивается снижение переотражений радиолокационного сигнала от конструктивных элементов судна, порождающих ошибку пеленгования. Обычно На составляет примерно 20 м и D — порядка 10 миль.
Источниками помех РЛС являются рассеяние на гидрометеорах (дождь, снег, и т. д.), переотражения от морской поверхности, переотражения от близких к антенне предметов и т. д.
Автоматическая регулировка усиления (АРУ) в приёмном устройстве РЛС частично снижает помехи. Она предназначена для поддержания одинакового уровня сигнала на выходе приёмника и характеризуется большим динамическим диапазоном сигналов (110-120 дБ). ВАРУ — временная АРУ формирует управляющее напряжение, компенсирующее изменение уровня сигнала от времени и дальности (увеличение усиления после прохождения зондирующего сигнала). Схема малой постоянной времени (МПВ) включается после видеодетектора, ослабляет импульсные помехи (помехи от дождя — регулировка «помехи от дождя») и увеличивает разрешающую способность. Логарифмические усилители (регулировка «помехи от моря») обеспечивают автоматическую регулировку усиления по линейно-логарифмическому закону для выравнивания сигнала от малого объекта в ближней зоне с сигналом от большого объекта в дальней зоне. Для устранения модулированных помех применяются специальные схемы защиты. Для борьбы с явлением сверхрефракции («ложные сигналы») используется режим вобуляции — работа передатчика сигналами переменной длительности.
Для улучшения соотношения «сигнал-шум» в приёмнике и выделения слабых сигналов используется дополнительная специальная обработка радиолокационных сигналов. Обработку информации на уровне видеосигнала называют первичной обработкой. Для этих целей используются специальные схемы и алгоритмы обработки: адаптивные обнаружители (специальные схемы, улучшающие качество принимаемого сигнала) и статистическая обработка видеосигнала. Приёмник РЛС может использовать корреляционный метод — разновидность статистической обработки сигнала, позволяющий выделить сигнал на уровне, превышающем его помехи.