Развитие индоевропейских согласных в древнегерманских языках

Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 152 часа.

№ п/п Раздел дисциплины Развитие индоевропейских согласных в древнегерманских языках - student2.ru Развитие индоевропейских согласных в древнегерманских языках - student2.ru Развитие индоевропейских согласных в древнегерманских языках - student2.ru Развитие индоевропейских согласных в древнегерманских языках - student2.ru Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Форма промежуточной аттестации
Развитие индоевропейских согласных в древнегерманских языках - student2.ru       Развитие индоевропейских согласных в древнегерманских языках - student2.ru Самост. раб.    
Предмет, объект, задачи, методы, история германской филологии   Посещение Входной контроль (опросный лист)
Происхождение германских народов и письменности 2–7 Посещение коллоквиум Презентация  
Сравнительно-историческая фонетика германских языков 8–18 Посещение Коллоквиум Решение задач тесты
Сравнительно-историческая морфология германских языков 1–8 Посещение Коллоквиум Анализ текста тесты
Становление современных германских литературных языков 9–14 Посещение Эссе и дискуссии тесты
Словарный состав германских языков в сравнительно-историческом освещении 15–18 Посещение Эссе и дискуссии
                   

Вопросы к коллоквиумам

По разделу 2

1. Дайте классификацию германских племен по Плинию-Тациту: географические основания, состав племен, соотношение с языками народностей.

2. Назовите древнейший вид германского письма, его происхождение, сферы применения, функции.

3. Восточногерманские племена, их происхождение и судьба.

4. Лингвистические свидетельства происхождения готов из Скандинавии.

5. Лингвистические свидетельства пребывания готов в Восточной Европе.

6. Этнические самоназвания готов. О чем говорит их этимология?

7. Области, эпоха, причины формирования готских королевств в Западной Европе.

8. Крещение готов: кто, где, когда? Его последствия для готской письменности.

9. Культурная политика готских королей на Западе и ее последствия.

10. Значение готского языка для германской филологии.

11. На какой племенной базе сложилась немецкая народность?

12. Каковы социально-политические факторы формирования древневерхненемецкой народности?

13. Географический, социальный, лингвистический смысл терминов «верхненемецкий» и «нижненемецкий».

14. Хронологические и географические рамки формирования древневерхненемецкого языка. Способ его существования.

15. Самоназвание немецкого языка и причины его формирования.

16. Причины возникновения письменности на немецком языке.

17. Что такое «глоссы» и «глоссарии»? Почему они стали древнейшими памятниками немецкой письменности?

18. Назовите древнейшие прозаические христианские памятники на немецком языке. Чем обусловлено их появление?

19. Древневерхненемецкие поэтические христианские памятников и факторы их появления.

20. Особенности формы и содержания древнейших немецких языческих памятников.

21. Какие языки звучали в Британии до ее завоевания германцами?

22. Какие германские племена завоевали Британию? Откуда они пришли, когда и почему?

23. На каком уровне развития находились германские завоеватели Британии? Что такое гептархия?

24. На каких диалектах говорили германские поселенцы в Британии? Как соотносятся между собой племенные и территориальные диалекты Древней Англии?

25. Источники и время крещения англосаксов. Языковая ситуация на Британских островах в 7–8 вв. Латинская письменность.

26. Древнейшие прозаические памятники английской письменности. Условия и причины их появления.

27. Влияние набегов викингов на формирование англосаксонской народности. Какой диалект стал преобладающим в древнеанглийской письменности и почему?

28. Влияние культурной политики короля Альфреда на формирование древнеанглийской литературной нормы. Древнеанглийская проза в эпоху объединения Англии.

29. Влияние скандинавского завоевания Англии на ее язык.

30. Древнеанглийская поэзия: особенности формы и содержания.

31. Назовите языки древнескандинавских народностей. Каково их происхождение и племенная основа?

32. Когда и почему стали складываться языки скандинавских народностей?

33. Что такое эпоха викингов? Каково ее значение для становления языков скандинавских народностей?

34. Что такое младшие рунические надписи? С какой целью они создавались? Приведите примеры.

35. В чем сходство и различие старших и младших рунических надписей?

36. Когда и почему появилась письменность на древнескандинавских языках. Какой характер она носила и почему?

37. Основные жанры и памятники древнеисландской литературы.

38. В чем сходство и различие Старшей и Младшей Эдды?

39. Что такое поэзия скальдов? Когда и почему она появилась?

40. В чем сходство и различие эддической и скальдической поэзии в плане формы, содержания, характера сочинения?

По разделу 3

1. Благодаря какому фонетическому закону общегерманский язык-основа выделился из индоевропейских диалектов?

2. Фонетическая суть трех актов Закона Гримма: назвать ряды согласных и характер изменений.

3. Исключения из Закона Гримма.

4. Фонетическая суть Закона Вернера.

5. Позиционные условия Закона Вернера.

6. Характер и.е. ударения и его изменения в общегерманском.

7. Объясните на примере Закона Вернера тезис младограмматиков: «фонетические законы не знают исключений». Верен ли он? Чем фонетические законы отличаются от законов природы?

8. Судьба и.е. сонорных в общегерманском.

9. Судьба трех рядов о.г. шумных: какой ряд не менялся, какой менялся больше, какой меньше?

10. Что такое отвердевание о.г. щелевых? Какие согласные отвердевали?

11. Позиционные условия отвердевания и их отражение в древнегерманских языках.

12. Позиционные условия озвончения и оглушения о.г. шумных. Их отражение в древнегерманских языках.

13. Что такое параллельное развитие о.г. звуков?

14. Что такое ареальное развитие звуков?

15. Древнейшее и.е. ареальное развитие согласных.

16. Происхождение и перевод терминов «кентум–сатэм». Их соотношение с восточным и западным ареалом и.е. языка-основы.

17. Распределение и.е. языков по ареалам: восточные и западные языки.

18. Место образования и.е. согласных, затронутых законом «кентум–сатэм».

19. Назовите три ряда и.е. согласных, затронутых законом «кентум-сатэм». По каким признакам они различались?

20. Путь развития и.е. небных согласных в восточном и западном ареалах.

21. Три ареальных изменения согласных в эпоху распада о.г. языка-основы.

22. Фонетическая суть и позиционные условия западногерманского удлинения согласных. Какой согласный не удваивался?

23. В каких древнегерманских языках отразилось западногерманское удвоение согласных? Какие не были им затронуты?

24. Ареал действия закона ротацизма в древнегерманских диалектах. Какими историческими условиями вызвано обособление этого ареала?

25. Фонетическая суть закона ротацизма в древнегерманских диалектах.

26. Какой древнейший германский алфавит отразил промежуточную ступень развития согласного по закону ротацизма? В чем это проявилось?

27. К какому географическому ареалу принадлежали ингвеонские диалекты?

28. В каких древнегерманских языках отразилось ингвеонское выпадение носовых перед щелевыми и почему?

29. В каких древнегерманских языках отсутствует ингвеонское выпадение носовых и почему?

30. Что такое «относительная хронология» фонетических законов?

31. Дайте относительную хронологию следующих законов: Закон «кентум-сатэм»–Закон Гримма–Закон Вернера; позиционное (параллельное) озвончение о.г. щелевых и Закон Вернера; Закон Вернера и закон отвердевания; ротацизм и Закон Вернера.

32. Сколько передвижений согласных было в истории германских языков?

33. В какую эпоху происходило двн. передвижение согласных?

34. Какие ряды о.г. шумных были затронуты двн. передвижением согласных?

35. Назовите три акта древневерхненемецкого передвижения согласных.

36. Какие из них имели позиционные ограничения?

37. Какие изменения согласных по двн. передвижению имели ареальные ограничения?

38. Какие согласные остались непередвинутыми в современном литературном немецком языке и почему?

39. Укажите ареальные границы двн. передвижения согласных. Где оно начиналось и где остановилось? Какие западногерманские диалекты оказались им незатронутыми?

40. Какой о.г. щелевой изменился в древневерхненемецком сразу после второго передвижения согласных? Каков был результат изменения?

41. Укажите два смысла термина «верхненемецкий».

42. Объясните на примере двн. передвижения согласных тезис младограмматиков: «фонетические законы ограничены во времени и пространстве».

43. Назовите две симметричных системы гласных в и.е. языке-основе.

44. В каком направлении менялись краткие и долгие и.е. гласные в о.г. языке-основе?

45. Укажите две асимметричные системы о.г. гласных. Какие клетки в них не были заполнены (какие гласные отсутствовали)?

46. Какие о.г. гласные затронуло «общегерманское преломление»?

47. В каком направлении менялся «э» краткий? В чем специфика его развития в восточном и северо-западном ареале?

48. Мог ли в готском языке сохраниться о.г. «э» краткий?

49. В каком направлении менялись о.г. «и» и «у» краткие в готском языке? Почему их изменение называется «готским преломлением»?

50. Назовите позиционные условия готского преломления.

51. Назовите результат спонтанного развития о.г. краткого «у» в северо-западном ареале и его позиционные ограничения.

52. В чем различие происхождения «э» долгого «первого» и «второго» в общегерманском?

53. За счет каких фонетических процессов восстанавливалось долгое «а» в восточном и северо-западном ареале?

54. Назовите три пути развития северо-западного долгого «а» в древнеанглийском языке и их позиционные ограничения.

55. Каким образом судьба долгого «а» в древнеанглийском языке связана с развитием о.г. дифтонгов?

56. Назовите три пути развития о.г. краткого «а» в древнеанглийском языке и их позиционные ограничения. Каков фактор этого изменения?

57. Дайте определение умлаута. Какие существуют разновидности умлаута? В чем смысл терминов «передний» и «задний» умлаут?

58. Дайте схемы переднего и заднего умлаута.

59. Каковы позиционные факторы действия умлаута?

60. Почему на определенном этапе развития германских языков корневой гласный начал приспосабливаться к произношению гласных суффиксов или окончаний? Объясните историческую связь между умлаутом, редукцией окончаний и характером германского ударения.

61. Фонологические и морфологические последствия умлаута в германских языках.

62. Укажите временные границы действия умлаута в древнегерманских языках. Отразился ли умлаут в готском языке?

63. Назовите ареальное направление распространения умлаута в древнегерманских языках.

64. В чем различие действия умлаута в английском и немецком языке?

65. Дайте определение аблаута, назовите его ступени и виды.

66. В чем различие чередований по аблауту в и.е. и о.г. языке-основе?

67. Что надо сделать, чтобы назвать ступень и вид аблаута в словах отдельных древнегерманских языков?

68. Последствия аблаута для германского словоизменения и словообразования.

По разделу 4

1. Назовите шесть категорий древнегерманского глагола.

2. Готские окончания настоящего времени, их латинские и русские соответствия.

3. Назовите показатель совершенного вида в готском языке.

4. Назовите общегерманский суффикс оптатива.

5. Для каких форм времени характерны тематические гласные? Укажите их вид в индоевропейском-общегерманском-готском.

6. Какими средствами выражался готский медиопассив?

7. Различие в образовании форм прошедшего времени сильных и слабых глаголов.

8. Назовите четыре типа основ сильных глаголов и их распределение по грамматическим формам.

9. Сколько классов у германских сильных глаголов? Чем они различаются?

10. Какие общегерманские ряды (ступени) чередований по аблауту характерны для каждого класса?

11. Какой тип чередования повторяется с первого по пятый класс? В каких формах?

12. В каких классах и в каких формах представлены: полные ступени; ступени удлинения; нулевая ступень?

13. Что такое осложнители основ сильных глаголов? Как они различаются по классам?

14. Что такое «йот-презентные глаголы»? Приведите примеры.

15. Определите по осложнителю классы готских сильных глаголов и назовите для каждого четыре основные формы: rinnan, inweitan, qiþan, wairþan, saihwan, bairan, giban, ligan, bidjan, anabiudan, qiman, andhafjan, bigitan, uswairpan, urreisan, uswairpan, usniman, usbairan, galeiþan.

16. Какой класс построен исключительно на количественном чередовании (виде) аблаута? Назовите основные формы глаголы faran.

17. В каком классе представлена редупликация корня? Поясните термин. Назовите основные формы глаголов tekan, letan.

18. Сколько классов у германских слабых глаголов? Каким формальным показателем они различаются?

19. Докажите, что германские слабые глаголы – это более молодые, вторичные образования по сравнению сильными глаголами.

20. Укажите семантико-синтаксические различия однокорневых слабых глаголов первого и четвертого класса.

21. Постройте словообразовательные ряды в готском языке: «чистый-чистить-очиститься», «полный-наполнять-наполняться», «целый-исцелять-исцеляться»

22. Назовите фонетические варианты дентального суффикса в готском языке и их распределение по формам слабых глаголов.

23. Назовите класс и четыре основных формы слабых глаголов: laistjan, haban, gahrainjan, ufrakjan, fiskon, ataugjan, gahailjan, balwjan, gahailnan, taujan, gahausjan.

24. Назовите германские формальные показатели: инфинитива и причастия первого.

25. В чем различие формальных показателей причастия второго у сильных и слабых глаголов?

26. Что такое претерито-презентные глаголы? Поясните термин и особенности их формообразования. В чем проявляется их сходство с сильными глаголами (укажите два признака).

27. Объясните различие окончаний в формах wileis «хочешь» и magt «можешь».

28. Почему готские глаголы gaggan и wiljan относятся к разряду неправильных?

29. В чем особенности спряжения готского глагола wisan «быть»?

30. Расчлените следующие формы на морфемы и укажите их значение: habands (2), gahrainjan (2), qiþais (4), balwiþs (6), qiþa (9), qimiþ (9), sildaleikida (10), qimand (11), uswairpanda (12), galaubides (13), gahailnoda (13), wairþai (13), gahailida (16), waurþanamma (16), usfullnodedi (17), gamelido (17).

Группа 1

  1. Васильев Алексей
  2. Жвакина Марина
  3. Короткова Ирина
  4. Краснова Светлана
  5. Максимова Олеся
  6. Морозов Сергей
  7. Северова Екатерина
  8. Строганова Елена
  9. Чебурахова Яна
  10. Чижова Стеша
  11. Шалахова Елена

Группа 2

  1. Аллахавердиева Айтен
  2. Балабанов Михаил
  3. Габриэлян Элина
  4. Гусева Светлана
  5. Круглов Константин
  6. Нурутдинова Нелли
  7. Панина Алина
  8. Соколова Даша
  9. Тихомирова Анна

Группа 3

  1. Ефимова Екатерина
  2. Иванова Юлия
  3. Лашманова Мария
  4. Лебедева Екатерина
  5. Попов Игорь
  6. Пучкова Ольга
  7. Урусова Наталья
  8. Усенко Татьяна

Группа 4

  1. Аббаскулиева Айсель
  2. Алхастова Залина
  3. Арапова Екатерина
  4. Бачугина Анастасия
  5. Сергун Александра
  6. Сохикян Зина
  7. Перов Роман
  8. Устинова Полина
  9. Шахназарян

Развитие индоевропейских согласных в древнегерманских языках

Закон кентум-сатэм разделил и.е. язык-основу на две группы: восточную (сáтэм) и западную (кентум). Балто-славянские и индо-иранские языки принадлежат первой; греческий, латинский, германские языки – второй. В группе сатэм мягкие задненебные выделились в отдельную группу фонем (шипящие и свистящие); в группе кентум совпали с простыми (твердыми). Отсюда рус. Сердце и лат. Cor (cordis).

Закон Гримма отделил германские диалекты от прочих индоевропейских. Три ряда и.е. смычных (смычные глухие; смычные звонкие; смычные звонкие придыхательные) изменили способ образования при сохранении места: появились два ряда щелевых (глухие и звонкие) и один ряд смычных (глухие смычные). После распада общегерманского глухие щелевые могли озвончаться в звонкой позиции (после гласного и звонкого согласного), а звонкие – оглушаться в глухой позиции (в конце слова и в соседстве с глухим согласным). Звонкие щелевые могли становиться смычными в начале слова, после согласных и в удвоении (закон отвердевания).

Закон Вернера вызвал озвончение о.г. глухих щелевых при отсутствии ударения на предыдущем слоге. Это не спонтанное, а позиционное изменение. Впоследствии звонкие щелевые могли озвончаться (см. выше), а звонкий свистящий подвергался ротацизму. Закон Вернера действовал ранее фиксации германского ударения на корне; его условия (старое и.е. свободное ударение) видны только в греческом, санскрите, русском. Вызвал чередования гласных у сильных глаголов. Показал диахроническую глубину о.г. языка-основы: сначала закон Гримма, потом закон Вернера, потом фиксация ударения на корне.

Западногерманское удвоение согласных совершилось в эпоху отделения западных диалектов от северных (скандинавских), возможно, еще до нашей эры, то есть до отделения восточных диалектов от северных. Это позиционное изменение связано с влиянием на предшествующий согласный последующего «и» или «йот», которое могло потом отпасть в результате редукции (ослабления) окончаний, вызванной фиксацией ударения на корне.

Закон Хольцмана – гуттурализация о.г. двойных –jj- и -ww- в готском и скандинавских языках в эпоху их диалектной общности (до выселения готов из Скандинавии). В западном ареале эти звуки сохраняли полугласный характер; у скандинавов развивали задненебный ‘g’, у готов ‘d’. Этот закон отмечает северо-восточное диалектное единство до ухода готов из Скандинавии в отличие от западного ареального единства.

Закон ротацизма – спонтанный переход глухого свистящего сначала в звонкий, а потом в «р». Происходил в начале нашей эры, когда благодаря развитию мореплавания усилились контакты между западными (континентальными) германцами и скандинавами. Восточные германцы (готы) не были им затронуты, так как уже выселились из Скандинавии в Восточную Европу.

Ингвеонское выпадение носовых перед щелевыми. Это позиционное изменение коснулось только одного племенного союза западной группы – ингвеонов (англы, саксы, юты, фризы на побережье Северного моря). Благодаря этому их диалекты обрели фонетическое отличие от иствеонов (франки в бассейне Рейна) и эрминонов (швабы и бавары на юге Германии). Подобное выпадение носовых возможно также в скандинавском ареале.

Древневерхненемецкое передвижение согласных. О.г. глухие смычные стали щелевыми после гласных (первый акт) и смычно-щелевыми в начале слова, после согласных и в удвоении (второй акт). По третьему акту звонкие смычные (из о.г. звонких щелевых, см. выше) оглушились независимо от позиции. Принцип тот же, что и в законе Гримма, но есть диалектные ограничения. Передвижение распространялось с юга Германии на север, постепенно ослабевая, и остановилось на границе с ингвеонскими диалектами (линия ich–ik). В центральных диалектах, в отличие от южных, ряд согласных не изменился: ‘k’ по второму акту, ‘b’, ‘g’ по третьему акту, что отражено в современном литературном языке. В связи со вторым передвижением о.г. шепелявый þ превратился в звонкий смычный ‘d’.

Индоевропейские сонорные остались неизменными: рус. Яр, англ. year, нем. Jahr.

Наши рекомендации