Задания для практических занятий

Задание 3. Оцените изменения в протяженности границ России «до» и «после» распада СССР. Заполните таблицу «Изменения протяженности границ России (СССР)».

Изменения протяженности границ России (СССР)

Показатели До распада СССР После распада СССР Оценка изменений, %
Общая протяженность границ Протяженность сухопутных границ Протяженность морских границ Кол-во пограничных ж.д. переходов Кол-во крупных портов      

Сведения для оценки изменений в протяженности границ России

Показатели В составе СССР После распада СССР
Кол-во пограничных ж.д. узлов
в том числе со странами Европы
со странами Азии
     
Протяженность границ, тыс.км.
в том числе сухопутных
из них со странами Сев.Европы 1.5 1.5
Вост.Европы 2.7 2.4
Зап.Азии
Вост.Азии 10.9 7.7
морских
     
Крупные порты (кол-во / грузооборот, млн.т.в год) 24/293 11/118
в том числе в бассейнах Черноморском   9/140   2/60
Балтийском 7/100 2/5
Северном 2/15 2/15
Дальневосточном 5/38 5/38

Задание 4. Выполните картосхему «Границы России». Обозначьте:

- границы России – красным цветом;

- государства Нового Зарубежья (б.СССР) желтым цветом;

- зарубежные государства Европы; Азии – синим цветом;

-крупные порты и ж/д станции, через которые осуществляются
(осуществлялись) внешние связи России (б. СССР) с соседями – черным пунсоном.

Главные пограничные ж.д. станции и их местоположение

Название Между какими регионами (странами) находится
Светогорск Ленинградская обл. Финляндия
Лужайка к с-з от г. Выборг Финляндия
Ивангород Ленинградская обл. Эстония
Печоры-Псковские к зап. от г.Выборг Эстония
Себеж к зап. от г.Великие Луки Латвия
Советск Калининградская обл. Литва
Наушки около г.Кяхта, Бурятия Монголия
Соловьевск Читинская обл. Монголия
Забайкальск Читинская обл. Китай
Хасан юг Приморского края Корея
Брест Беларусь Польша
Ужгород Украина Словакия
Чоп Украина Венгрия
Унгены к зап. от г.Кишинев Румыния
Рени к зап. от г.Измаил Румыния
Ахурян Армения Турция
Джульфа Азербайджан Иран
Кушка Туркмения Афганистан

Крупные морские и речные порты, через которые осуществляются

внешние связи

Архангельск

Владивосток

Мурманск

Ванино

Санкт-Петербург

Петропавловск-Камчатский

Калининград

Магадан

Венспилс

Ильичевск

Измаил

Батуми

Одесса

Термез

Задание 5.Изучите важнейшие аспекты и уровни экономико-географического положения.

Методические указания.

1.Охарактеризуйте экономико-географическое положение современной Европейской России по плану:

положение по отношению к:

-центрам промышленного производства;

-сгусткам населения;

-важным транспортным путям;

-крупным источникам ресурсов.

Каждый аспект охарактеризуйте минимум по трем параметрам:

-местоположение соседа по отношению к сторонам горизонта;

-удаленность, в км;

-доступность (что представляет собой пространство, которое необходимо преодолеть).

Задание 6.Сопоставьте характеристики ЭГП Европейской России до и после распада СССР. Заполните таблицу.

Изменения ЭГП России

Параметры ЭГП в составе СССР после распада СССР
положение по отношению к: -центрам промышленного производства -сгусткам населения -важным транспортным путям -крупным источникам ресурсов    

Задание 7. Оцените по пятибалльной шкале изменение экономико-географического положения Европейской России до и после распада СССР по различным аспектам и уровням экономико-географического положения. Заполните таблицу. Сделайте вывод.

Оценка изменения ЭГП России

Параметры ЭГП в составе СССР после распада СССР
положение по отношению к: -центрам промышленного производства -сгусткам населения -важным транспортным путям -крупным источникам ресурсов    
Сумма баллов    

Задание 8..Изучите особенности административно-территориального устройства России. Выделите национально-территориальные и государственно-территориальные образования. Установите связь и отличия между ними. На предложенных Вам территориях определите особенности административно-территориального деления. Составьте в тетради структурную схему административно-территориального устройства предложенного вам региона.

Задание 9. Выполненную Вами картосхему «Границы России» дополните национально-территориальными образованиями. Название карты дополните соответствующей надписью: «Национально-территориальные образования».

Задание 10. Оцените ресурсообеспеченность предложенных Вам регионов по одному из ресурсов. Для расчетов используйте приведенные формулы:

задания для практических занятий - student2.ru задания для практических занятий - student2.ru

задания для практических занятий - student2.ru

Заполните таблицу «Ресурсообеспеченность регионов».

Ресурс Сравниваемые регионы На сколько лет хватит Сколько приходится на 1 человека
       

Сведения для расчетов

  Регион Пром. запасы, млн.т. Ежегод добыча, млн.т. Числ населения, млн.чел
Уголь
Рес. Коми 1,14
Кемеровская обл
Ростовская обл. 4,38
Респ. Саха 0,98
Красноярский Кр.
Нефть
Ханты- Мансийский авт.окр. 1,37
Рес. Татарстан 3,78
Ямало-Ненецкий авт.окр. 0,49
Респ. Дагестан 0,4 2,12
Респ. Коми 1,14

Задание 11. Определить ценность предложенных природных ресурсов.

Методические указания.

1.Определите ресурсный состав предложенных вам территориальных сочетаний природных ресурсов .

2.Определите относительную (идеальную) ценность (Цид) ресурсов по. шкале баллов относительной ценности природных ресурсов.

Шкала баллов относительной (идеальной) ценности природных ресурсов

Алмазы Золото Нефть Газ Каменный уголь Руды цвет мет Железная руда Бурый уголь Соль Лес, торф, сланцы

3.Определите реальную ценность ресурсов по формуле:

Цреал = Цид ´ Кт ´ Кп ´ Кз ,

где Кт - поправочный коэффициент удаленности ресурса от ж/д

магистрали;

Кп - поправочный коэффициент влияния природных условий;

Кз - поправочный коэффициент заселенности.

Для определения коэффициентов воспользуйтесь приведенными шкалами.

Условная шкала коэффициента удаленности ресурса от ж/д магистрали

Расстояние, км Кт
0 -100
100 - 300 0,32
300 -500 0,16
500 – 1000 0,08
1000 - 2000 0,04
более 2000 0,02

В случае удобной связи месторождения с ж.д. магистралью

(река, автодорога) «Кт» умножить на 2

Наши рекомендации