Удовые сигнальные средства
К средствам сигнализации относятся сигнально-отличительные и сигнально-проблесковые огни (фонари), сигнальные знаки (фигуры) и флаги, звуковые сигнальные средства и сигнальные пиротехнические средства.
К оптическим сигналам, применяемым при плохой видимости, т. е. днём при тумане, дожде или снегопаде и ночью — от захода до восхода Солнца — относятся опознавательные и сигнальные огни. Любое судно, которое находится в море, при плохой видимости или ночью несёт сигнальные огни. Они позволяют наблюдателю на другом, находящемся вблизи судне определить положение и направление движения этого судна по отношению к своему. К сигнальным огням (рис. 10.11) относятся белый топовый огонь в носовой части судна на самой передней мачте и второй топовый огонь в корме. Оба огня светят вперёд на 225°, т. е. от диаметральной плоскости судна в каждую сторону на 112,5°. Они должны быть видны на расстоянии не менее 5 морских миль (9,26 км). Передний топовый огонь находится на 6,10 м выше корпуса судна (главной палубы), задний — на 4,60 м выше переднего. В любом случае топовые огни располагаются выше, чем все другие огни и надстройки. Их расстояние друг от друга по горизонтали в три раза больше, чем по вертикали. Малые суда длиной менее 45,75 м имеют, как правило, только передний белый топовый огонь.
Дополнительно на правом борту судно несёт один зеленый и на левом — один красный огонь, которые светят параллельно диаметральной плоскости судна вперёд на 112,5° и видны на расстоянии не менее 2 морских миль. Оба бортовых огня не видны с другой стороны судна.
На корме судна находится белый огонь, видимый на расстоянии 2 морских миль, который светит под углом 135° от кормы, т. е. под углом 67,5° в каждую сторону от диаметральной плоскости судна.
При встрече ночью бортовые огни судна и расположение топовых огней информируют о том идёт ли оно навстречу (топовые огни находятся один над другим, зеленый и красный огни при приближении видны) или пересекает курс (нижний топовый огонь находится по правому или левому борту от верхнего, т. е. заднего, зелёный и красный огни на близком расстоянии также видны, благодаря чему примерно можно определить направление движения). Настигая медленно идущее судно, можно видеть только кормовой огонь.
|
В особых условиях эксплуатации суда, кроме этих огней, должны нести установленные международными Правилами сигнальные огни, а днём — сигнальные знаки (рис. 10.12). Благодаря им другие суда получают нужные сведения, особенно о типе, величине, состоянии движения, деятельности, курсе и удалённости, а также о необходимости и целесообразности маневрирования во избежание столкновения.
Парусное судно, как и судно с механическим двигателем, несёт бортовые и кормовой огонь. Дополнительно оно может нести на топе фок-мачты два огня один над другим, верхний — красный, нижний — зелёный. Оба огня имеют такие же характеристики, как передний топовый огонь у моторных судов, а дальность их видимости составляет не менее 2 морских миль. Парусное судно, которое одновременно использует двигатель, несёт днём на носу один чёрный конус острием вниз.
Для всех других, не названных здесь типов судов, таких как тральщики, суда на подводных крыльях и на воздушной подушке, технические и спортивные суда, опознавательные и сигнальные огни устанавливаются в национальных и международных Правилах предупреждения столкновений судов в море.
Буксировочный огонь (жёлтый) размещается над кормовым огнём. Суда на воздушной подушке в неводоизмещающем положении дополнительно выставляют круговой жёлтый проблесковый огонь.
|
Якорные огни (белые) зажигают только во время стоянки судна на якоре, Их устанавливают в носовой и кормовой частях судна (носовой фонарь на высоте не менее 6 м над корпусом и выше кормового не менее чем на 4,5 м — для судов длиной 50 м и более.
Огни «Не могу управляться»(два красных) зажигают на видном месте один над другим в тех случаях, когда судно находится в аварийном состоянии.
Буксирные огни (один или два белых) зажигают под или над передним топовым фонарём, если судно буксирует одно судно или несколько.
Кроме того, на судах, ведущих траление, а также на судах, перевозящих опасный груз или осуществляющих кабельные, водолазные или гидрографические работы и не имеющих возможности уступить дорогу, зажигают специальные огни. Особые огни зажигают также на судах, выполняющих лоцманские обязанности, на судах, находящихся на мели, и на судах, стеснённых в маневре своей осадкой.
В дополнение к названным на каждом судне предусматривают сигнально-проблесковые огни (фонари), к которым относятся клотиковые фонари, лампа дневной сигнализации и фонарь маневроуказания. Комплект клотиковых фонарей, состоящий из трёх (двух белых и одного красного) или двух (одного белого и одного красного) фонарей, устанавливают на самой высокой точке — клотике — для световой сигнализации. Для этой же цели предназначена лампа дневной сигнализации (дальность видимости — 5 миль) и фонарь, дублирующий звуковой сигнал при маневрировании. Сигнальные знаки (фигуры) — чёрные и красные шары, чёрные конусы, чёрные и белые ромбы — предназначены для предупреждения о шторме и информации об изменении метеорологической обстановки. Их используют также в качестве сигналов, указывающих в дневное время на особое состояние судна, Флаги Международного свода сигналов (40 флагов) используют для передачи различной срочной информации на небольшие расстояния в пределах видимости. Для этой же цели применяют красные семафорные флажки.
В качестве звуковых сигнальных средств на судах применяют паровой свисток (альт, баритон, бас — в зависимости от длины судна), тифон, работающий на сжатом воздухе, колокол, горн туманный и гонг.
Для подачи видимых с большого расстояния и с воздуха сигналов бедствия морские суда снабжаются ракетами сигнала бедствия (красного цвета), парашютными и звуковыми ракетами, дымовыми шашками, дающими в течение 5 мин густой оранжевый дым, фальшфейерами бедствия (красного цвета), фальшфейерами обращения внимания (белый) и вызова лоцмана (голубой), а также светодымящими и светящимися буйками, указывающими местонахождение спасательного круга,
К средствам в н у т р и судовой связи и сигнализации относятся:
— телефонная и громкоговорящая связь,
— судовые электрические телеграфы, например машинный, для быстрой передачи команд из рулевой рубки в пост управления машиной, а также
— звонки, ревуны, световые сигналы, командовещательные аппараты, переговорные трубки, мегафон,
Телефонная связь на судне разделяется на прямую, командную и АТС. Прямая парная связь только между двумя абонентами является самой надёжной, и её предусматривают для наиболее ответственных постов. Парной связью обязательно объединяют рулевую и радиорубки, рулевую и пост управления машиной и др. Командную связь осуществляют с помощью коммутаторов, установленных в рулевой и в посту управления машиной, к которым подключают соответствующих абонентов, причём эти абоненты между собой связываться не могут, АТС предназначена в основном для обиходных целей. На судах применяют АТС малой ёмкости марок КАТС-10М и КАТС-20М (на 10 и 20 абонентов) и большой ёмкости марок КАТС-50 и КATС-100 (на 50 и 100 абонентов), из которых комплектуются КАТС-150/30 на 150, 200, 250 и 300 номеров.
Громкоговорящую связь — одностороннюю и двустороннюю — предусматривают для додачи команд, кстренных сообщений и служебных переговоров, например, при швартовке судна.
Звонки, ревуны, световые сигналы предназначены для подачи сигналов аварии, пожара или в случае тревоги.
Заключение
На всех этапах создания судовой техники задача автоматизации является одной из основных. Судовладельцам автоматизация нужна для уменьшения экипажа судна и снижения эксплуатационных расходов. Классификационные общества морского судоходства формируют требования к автоматизации в обеспечение безаварийности судовождения и технологических процессов. Степень автоматизации судов зависит от типов судов, типов перевозок, наличия оборудования, сертифицированного классификационными обществами. Современный этап автоматизации характеризуется переходом от локальных судовых систем автоматизации к комплексным.
Использование микропроцессорной техники, унифицированных интерфейсов, современных информационных технологий позволило создать высоконадёжные локальные системы автоматизации, интеллектуальные системы управления, иерархическую структуру интегрированной системы судовой автоматизации. На этой основе создан новый класс судов, управление которыми осуществляет один вахтенный помощник капитана с ходового мостика (OMBO-ships — One Man Bridge Operated ships) (рис. 10.13).
|
Рабочее место судоводителя на OMBO-ships формируется в виде единой консоли, образованной секциями, со встроенными в них пультами управления и индикации автоматизированных судовых систем:
— навигационного комплекса,
— системы автоматической радиолокационной прокладки,
— электронной картографической навигационной информационной системы,
— комплекса связи,
— автоматических систем управления судном (авторулевой),
— контроля безопасности судна,
— контроля корпуса судна,
— управления главным двигателем, вспомогательными механизмами и т. д.
Такое рабочее место называется интегрированным мостиком.
Интегрированный мостик является верхним уровнем иерархии технических средств корабля. Распределённая система обработки информации включает также предшествующий уровень, образованный местными системами управления — АРМ судовых специалистов (операторские станции), используемыми при определённых видах работ, а также в экстремальных ситуациях. Информация в АРМ поступает от нижнего уровня обработки информации — встроенных вычислительных средств, как правило, микропроцессорных, образующих судовую вычислительную сеть.
Таким образом, на комплексно-автоматизированном судне строится иерархическая система обработки информации и управления. В целях повышения живучести системы она имеет гибкую перестраиваемую структуру, при которой может быть обеспечена так называемая изящная деградация — минимальная степень снижения ресурсов распределённой вычислительной системы при отказах её составных частей.
По мере совершенствования аппаратурного и алгоритмического обеспечения и накопления знаний о работе всех звеньев автоматизированной системы формируются адаптивные модели управления, что позволяет совершенствовать управление объектами регулирования.
Развитие систем автоматизации приводит к увеличению базы знаний, позволяющей повысить надёжность и оптимизировать судовые технологические процессы.
Литература
1. Фрид Е.Г. Устройство судна: Учебник. – Л.: Судостроение, 1990.
2. Допатка Р., Перепечко А. Книга о судах. Пер. с нем. - Л.: Судостроение, 1981.
3. Нечаев Ю.И., Царёв Б.А., Челпанов И.В. Профессия – судостроитель (Введение в специальность): Учебник. – Л.: Судостроение, 1987.