Традиционные типы мегамашин
Аналогично Риму можно рассмотреть другие типы мегамашин. Причем для анализа механизма мегамашины может быть привлечен не только военный, но и более широкий пласт культуры, например литературные и языковые памятники. В этом плане есть критериальный для каждой культуры тип предмета роскоши.
Шумерская, вавилонская и вообще месопотамская культуры характеризуются преобладанием торговли как ключевого типа деятельности, существенно определяющего «лицо культуры». Обогащение и по-средничество – характерный для этой культуры предмет роскоши.
Хеттская цивилизация конституируется на ритуале «объезд царем страны», который подчеркивает дополнительность структуры мегамашины к общинной организации. Общинная самостоятельность оставляет мегамашину в «примитивном» состоянии. Этот пример важен в анализе этапов развития мегамашин древности.
Иудейская культура направлена на воссоздание этноса. Библия, главное произведение этой культуры, поражает родо-этнической целостностью и направленностью на сохранение преданий предков, которые перерабатываются в цельную систему единобожия. Результат этой мегамашины – сохранение этнического целого, несмотря на поражения, переселения и преследования.
Для Египта характерно ключевое положение жреца, который владеет знанием и может предсказывать будущее. Знание в руках жреца превращается в религию мирового масштаба и несет характерные черты верования. Знание это, раз найденное, не меняется. Вполне возможно, что именно у египтян греки заимствуют учение о двойственности мира, о временных и вечных предметах. В этом ключе понятен уникальный тип предмета роскоши – пирамиды.
Древняя Греция характеризуется предметами искусства, ориентированными на красоту человеческого тела, а потом видами искусства, ориентированными на красоту духа.
Общим для этих культур является воплощение предметов роскоши в вере, в религиозной форме, уникальной для каждой. Далее мировые религии начинают «передаваться» культурам относительно независимо от истории и содержания культуры. Безусловно, такая передача, вынужденная политически, снижает возможности уникального развития культуры, мотивационный потенциал и многообразие мегамашин. Так, формирование мегамашин средневековья типизируется, они используют внешние традиции для ускоренного развития политической системы, искажая при этом внутренние традиции.
Причем на некоторое время мировые религии, в частности христианство и ислам, абстрагируются от национального содержания и создают свой псевдоэтнос на основе религиозной целостности.
Индия в этом отношении стоит особняком, так как ее религия не протекала по схеме «египетское единобожие – иудейское национальное единобожие – универсальное (надкультурное и надэтническое) единобожие мировой религии». Здесь отношения человека и общества и типология мегамашины иного типа, чем на Западе.
Итак, мегамашины в плане отношения «индивид – общество» просты в период возникновения, ибо они опираются на однородное по своему качеству свойство человека, которое и проходит через все стороны функционального механизма мегамашины. В ходе развития мегамашина сущностно усложняется, ибо она заимствует механизмы, привнесенные извне. Так происходит, например, с Египтом, в частности в период Птолемеев, когда египетская и греческая культура синтезируются. История и культура, языковые и скульптурно-архитектур-ные памятники древности позволяют выявить специфические характеристики мегамашины, которые формируются из личностной мотивации в конкретной культуре.
Выделим три типа мегамашин: ремесленные, торговые и военные. Первые развиваются в соответствии с темпом развития производительности, а значит, в то время очень медленно, однако сильно развиты относительно дикого состояния на границе мегамашины. Например, Египет. Относительно его исторического развития можно сказать, что он меняется медленно. Но очевидно, что существование мегамашины в долине Нила приводит к грандиозному скачку производительности земель, которые обрабатываются под управлением жрецов и государства.
Торговые мегамашины реализовались в Вавилоне, Греции, Финикии. Их характерной чертой является посредническая роль и стремительнейшее расширение. Но системы такого типа неустойчивы. Смена лидера приводит к перекройке торговых путей, богатств, границ и культуры в целом.
Иное дело с военной мегамашиной – Персия, Рим, Македония (Ассирия). Этот тип мегамашин расширяется медленно и неотвратимо. Они захватывают все большие территории и очень устойчивы.
На основе типологии мегамашин можно прописать динамику их развития. Первый тип мегамашины самый устойчивый; торговые и военные посредники, которые быстро учатся и обгоняют по богатству и эффективности первый тип, быстро превращаются из периферии в центр мира, но они неустойчивы и могут быть разрушены, тогда возникает новая периферия вокруг мегамашин первого типа, которая опять быстро учится и обгоняет. Такие страны, как Египет, становятся генераторами динамичной периферии, сами при этом остаются островками стабильности.
Затем, в первое «осевое время» К. Ясперса, Древний мир «созревает» для глобальных мегамашин, охватывающих весь мир. В результате чего возникает супермегамашина – Римская империя.
Для понимания механизма мегамашины необходимо различение предметов потребления и предметов роскоши. Это разведение выпукло на примере первого типа мегамашины. Община, лежащая в основании мегамашины, вырабатывает предметы потребления, которые обеспечивают членов общины и лиц, стоящих над ней, в том числе рабов, чиновников, армию … С первого взгляда может показаться, что объем производства предметов потребления имеет ключевое значение для мегамашины. Однако предметы потребления одинаковы во всех культурах, которые отличаются предметами роскоши. Верхушка государства высвобождает свое время от производства предметов потребления для того, чтобы производить и потреблять именно предметы роскоши.
Уже ремесленное производство является производством предметов роскоши, хотя новые орудия труда и помогают увеличить производительность и продуктивность общества. В Египте строительство пирамид – пример расточительной мощи мегамашины в производстве неповторимого типа предметов роскоши. Пирамиды как предмет роскоши касаются вечности и, судя по истории Египта, способны продуцировать ее на общественную систему. Ими Египет отличается от других цивилизаций. Здесь, казалось бы, роскошь не возвращает свои затраты в предметы потребления, но если учесть, что пирамиды существенно стабилизируют египетскую мегамашину, то окажется, через усиление веры – возвращают.
Торговля и война тоже предметы роскоши. Но все меняется, если торговля и война дают дивиденды. Оказывается, они эффективнее, чем производство предметов потребления. Общества, возникающие на таком основании, как это ни парадоксально, мобильны и эффективны. Война дает предметы потребления через грабеж завоеванного населения, и торговля обеспечивает предметами потребления, но все это только в том случае, если вокруг есть мегамашины или общины первого типа. То есть торговая и военная мегамашины существенным образом паразитические. Они лишь косвенно производят предметы роскоши. Война захватывает роскошь у других и заражается культурой завоеванной страны (захватчик побежден культурой побежденного, как римляне греками).
Перенося это на современность, видим, что предметом роскоши становится машина, но это особый предмет роскоши – средство производства, которое производит новые предметы потребления и самое себя (как предмет роскоши). При максимальном развитии ремесла в прошлом машин не было, и производственная мегамашина не имела шансов развиваться быстрее, чем торговая и военная. Сейчас ситуация иная, что принципиально меняет отношения разных сфер культуры между собой.
Аналогично в современной реальности возникают новые типы производства, в частности перепроизводство населения. Однако рассмотрим вначале эпоху перехода от традиционной экономики к промышленной.