Правила перемещений камеры
Краткое руководство по раскадровке
Операторское мастерство
Планы съемки
· Дальний план(ДП) показывает дальний обзор окружения вокруг персонажа, и представляет масштаб, расстояние и географическое положение.
· Общий план(ОП) показывает персонажа целиком, от головы до пят.
· Средний план(СП) обычно показывает персонажа примерно по колено. План достаточно крупный, чтобы показать физическое окружение, где происходит действие. И он достаточно приближен, чтобы показать выражение лица.
· Погрудный план(ПП) показывает верхнюю часть тела персонажа, руки и голову.
· Крупный план(КП) показывает лицо и плечи персонажа. План достаточно приближен, чтобы четко различать мимику лица.
· Сверхкрупный план(СКП) показывает только часть лица персонажа, которая занимает весь экран.
Управление высотой и ракурсом камеры, зрительным и эмоциональным восприятием кадра.
Ракурсы камеры - горизонтальные
· Фронтальный - фронтальный ракурс обычно сглаживает объем черт лица.
· Три четверти спереди - наиболее часто используемый ракурс, поскольку показывает глубину кадра.
· Профильный (боковой) - подходит, чтобы показать контур формы лица.
· Три четверти сзади
· Тыльный (задний) ракурс
Ракурсы камеры - вертикальные
· С высоты птичьего полета - съемка сверху вниз с большого расстояния (со стороны наблюдателя)
· Высокий ракурс (Вид сверху) - персонаж кажется меньше, слабее, неуверенным, наивным, отдаленным
· На уровне глаз - самый распространенный ближний ракурс (камера на уровне роста персонажа)
· Низкий ракурс (Вид снизу) - персонаж кажется больше, внушительнее и выше
· Наклонный ракурс (ракурс с уровня земли) - низкий ракурс с уровня земли (напряжение, переход, предстоящее движение)
Настройки камеры
· СП (субъективный план) - камера расположена на высоте уровня глаз персонажа
· Двойной кадр - показывает двух персонажей (учитывая отдаленность и размер)
· Кадр через плечо - вблизи одного персонажа (передний план, сзади или сзади в три четверти) вид через его плечо на другого персонажа на расстоянии
Движение камеры
· Стабильная(статичная) камера фокусирует внимание зрителя на чем-то конкретном.
· Тряска и поворот камеры
· Горизонтальная панорама - камера поворачивается из стороны в сторону (слева направо) без движения
· Вертикальная панорама - камера поворачивается вверх и вниз без движения
· Кран - движение камеры вверх-вниз в сцене
· Боковое перемещение - камера движется влево-вправо в сцене
· Масштабирование - регулирование линзы камеры для приближения/удаления поля зрения без движения камеры
· Наезд-отъезд - камера движется внутрь и из сцены.
Композиция кадра
· Чем меньше, тем лучше (не загромождайте кадр)
· Простота и ясность во всем
· Задний план не должен превалировать над передним (но всегда есть исключения, например: взрывы)
· Композиция должна быть четко структурирована
· Контрасты сделают Вашу картину более интересной (без контрастов - скучной)
· Крупные, отчетливые объекты лучше
· Появление жирных, графических линий (возможно, элементов заднего плана)
· Глубина пространства отлично смотрится
· Находите и используйте Уникальные объекты с особыми качествами и индивидуальностью.
Правила перемещений камеры
Для начала давайте определим (или конкретизируем), когда предметы в кадре находятся не на своих местах.
Неправильный монтаж - это неприятный эффект или отвлекающий переход, который зритель/наблюдатель воспринимает как ошибку. Ниже представлены несколько примеров того, на что следует обратить внимание. J
· Переходы от одного плана другому
o Меняя один план на другой, Вам нужен переход между каждым уровнем кадра. Например: от общего плана к погрудному, а затем крупному. Такой переход будет плавным. Если Вы сделаете переход от общего плана сразу к сверхкрупному, то монтаж будет казаться неправильным.
· Переход от одного ракурса к другому
o При изменении ракурса съемки объекта (например, человеческого лица спереди на три четверти спереди), угол камеры должен меняться более чем на 35-45 градусов. Иначе Вы получите неприятный переход, который заметит зритель
· Правило 180 градусов
o При использовании многокамерных ракурсов для одной сцены (непрерывный ряд), располагайте все камеры с одной стороны "линии действия" или в пределах 180 градусов размещения камеры.
o Линия действия - это путь или линия между двумя взаимодействующими субъектами (персонажами). Если камера пересечет эту линию, Вы поменяете субъекты местами.
· Кадры обратного плана
o Использование двух камер, оставаясь при этом с одной стороны линии действия. Так зритель видит плавный переход камеры и ряд кадров с одной стороны.
· Переход в движении
o Перемещение объектов и элементов очень подходит для монтажа. Меняйте ракурсы при движении персонажей или с перемещением объектов.
· Переход на похожих элементах
o Найдите в сцене похожие элементы (переход от вентилятора к лопастям вертолета). Используйте такие элементы при переходе, монтаже или смене сцены
Композиция
Золотое сечение (Золотая пропорция)
Используются следующие названия:
· Золотое значение
· Золотое число
· Гармоничное деление
· Золотая пропорция
Где оно встречается?
· Раковина Наутилуса
· Сосновые шишки
· Парфенон
· Реклама
· Apple iPod
Примечание: Золотое сечение - Вы можете разделить изображение на 13 частей, а затем отсчитать 8 поперек, чтобы найти приблизительные точки
Законы композиции
То, что НЕ СЛЕДУЕТ делать (при создании кадра)
· Располагать объекты в центре кадра (изображения)
· Располагать горизонтальную линию в центре кадра (изображения)
· Избегать прямых линий в кадрах, фронтальных кадрах, где нет перспективы (плоских). Наклонной камеры в сцене
· Использовать слишком мало позитивных/негативных областей (плохое расположение в пространстве)
Кадры
· Эмоции в кадре
o Любовь - страсть, привлекательность, забота, сострадание
o Радость - жизнерадостность, оптимизм, надежда, гордость
o Удивление - изумление, потрясение
o Гнев - ярость, беспокойство, отчаяние, зависть, ревность
o Печаль - страдание, скорбь, стыд, одиночество, неприятие, сострадание
o Страх - ужас, боязливость, напряженность, тревога, опасение
· Использование кадров
o видеоигры
o фотография
o кино
o комиксы
· Размеры кадра (соотношение сторон)
o 4 : 3 – универсальный стандартный видеоформат
o 3 : 2 – для неподвижной фотосъемки
o 16 : 9 – универсальный как для телевизионных камер с высоким разрешением, так и для любительских камер
o 1.85 : 1 – используется для фильмов и в кинотеатрах
o 2.39 : 1 – используется для фильмов и в кинотеатрах
· Размер страницы комикса (в дюймах)
o 10 x 15 дюймов (исходный) – размер перед обрезкой
o 6 5/8 x 10 ¼ дюймов – фактический размер законченного комикса
· Оформление кадра
o коробка
o без рамки
o круг
o основная форма
Сторибординг / Сторителлинг/Раскадровка (одинаковое значение)
· Кадры и шаблоны
· Тайминг и темп
· Промежуток (многое может произойти в промежутках или пробелах между кадрами)
· Отсутствие рамок