Цель воспитания ученика в начальной школе
В школу ребенок приходит из семьи и приходит сформировавшийся в норме воспитания, которая господствует в его семье. Ребенок в семье не знает, что значит отношение «учитель – ученик», не знает, что значит «ученик». К учителю на уроке он, за неимением иного, относятся как к родителю, применяя, таким образом, норму семьи. Подстановка нормы семьи на место ученика порождает конфликт между двумя типами отношений: «родитель – ребенок» и «учитель – ученик». Этот конфликт является важнейшим психологическим фактором формирования ученика в начальной школе.
В обычной общеобразовательной школе нет анализа такого конфликта, так что для ряда детей он становятся серьезным препятствием для того, чтобы вообще стать учеником. Дети не понимают; что значит «быть учеником», а учитель не понимает, как им это объяснить. Однако опытный учитель, не раз «выпустивший» класс из начальной школы, на эмпирическом уровне преодолевает описанные сложности. Осознание же этого конфликта позволит повысить эффективность начальной школы. Но в еще большей степени – средней, так как после преодоления начальной школы у большинства учеников не сформирована готовность принять правила учебного процесса.
Ученики, преодолевшие «барьер формирования ученика», иными словами, сформировавшиеся как ученики, в ситуации стихийного использования норм делают себя самостоятельно не путем обогащения нормами, а путем усечения нормативного базиса поведения в принципе.
Сценарии «Богатство» и «Карьера» сложно оценить однозначно и тем более как успех ученика, так как дальнейшее обучение в школе ориентировано на освоение стилей мышления и жизнедеятельности. Для такого освоения сокращенный ресурс норм недостаточен.
Задача анализа осложняется, с одной стороны, тем, что у учителя также есть нормативная реакция на детское поведение, с другой – тем, что дети, воспитанные в разных нормах семьи, склонны к разным сценариям поведения, наконец, и сама норма не является столь определенной, как в описанных выше моделях. Дети получают в семье своеобразный сплав норм.
Задача использования норм семьи осложняется еще и тем, что помимо использования той нормы, в которой ребенок воспитан, учитель должен воспитать у ребенка другие нормы, тем самым преодолев сами нормативные реакции ребенка, сделав, таким образом, ребенка учеником.
Преодоление норм семьи – задача начальной школы, с которой она не справляется. Только после того, как ребенок преодолевает нормы семьи, он становится учеником. И только став учеником, он может полноценно осваивать стратегии поведения, характерные для разных стилей жизнедеятельности и стилей мышления, которые являются основанием школьной информации и Госстандарта вообще.
Итак, задачей начальной школы является использование нормы семьи для формирования ученика. Задача дальнейшего формирования ученика состоит в усвоении учеником стилей жизнедеятельности и мышление.
Часть 2. Индивидуальное обучение
Проявление интереса
Существование нормы семьи как основы ребенка, появляющегося в школе, приводит к искажению ученика. Ученик школы, в которой нормы и интересы не составляют основы методики, представляет собой замысловатую смесь ученика и ребенка. Также и учитель в этой ситуации имеет «вкрапления» норм взрослого. Индивидуальное обучение должно использовать динамику норм для формирования ученика. В конечном счете, недостаточное использование нормы приводит ученика к неспособности самостоятельно учиться.
Индивидуальное обучение базируется на стратегии трехэтапного формирования ученика. На первом этапе (в начальной школе) обучение ставит задачу нормативной коррекции ребенка, что является исходным моментом в задаче формирования ученика. На втором этапе (в средних классах) обучение направляется на использование и развитие ученических интересов. Это предпосылка перехода от «учить» к «учиться». Наконец, на третьем этапе (в старших классах) ученик учится по технологии стиля мышления.
Трехэтапная стратегия нормативного, интересового и стилевого обучения соответствует формированию полноценного ученика и самостоятельного мыслителя – как результата учебного процесса. Однако следует помнить, что помимо интеллектуального обучения образовательный процесс включает освоение культуры, формирование культурного полноценного человека. Это добавляет новые требования и задачи к процессу индивидуализации, которые будут рассматриваться в третьей части.
В «Семейной школе» общая стратегия обучения достраивалась постепенно. Вначале была освоена нормативная коррекция. Эта коррекция – задача начальной школы, но в силу отсутствия нормативной коррекции в современной школе, не только начальной, но и всей, коррекция норм оказывается актуальной в течение всей школы. Особенно в случае, когда классы «Семейной школы» формируются из учеников обычной школы. Нормативная коррекция основывалась на сценариях формирования ученика, существующих в обычной школе.
Затем началась отработка обучения по интересу. Здесь стало актуальным разведение предметных программ на стабилизирующую и развивающую часть; отладка новой методики интересового повтора; использование коллективных форм обучения; отработка технологии образца.
Обучение по интересу встречается и в обычной школе. Честь и хвала учителю, способному это сделать, мы же говорим о технологии, меняющей отношение ученика к обучению.
Полное введение обучение по интересу, очевидно, предполагает переход к индивидуальным программам и самостоятельному движению ученика, т. е., по сути, это переход к обучению по стилю мышления, что и отрабатывается в «Семейной школе» в настоящее время.
Во второй части ставится задача изложения основных принципов индивидуальной стратегии обучения по интересам.
Завершение концепция индивидуального обучения получила после освоения интересов. Эта концепция будет итогом анализа интересов в конце второй части.