Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии

ЗАДАНИЯ

Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии

Московская область 2009/2010 уч.год

КЛАСС

Дорогие ребята!

Олимпиада – важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития географического мышления, представлений о нашей планете. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют знания не только программного материала, но и общей географической эрудиции.

Для успешной работы Вам необходимы школьные атласы, в том числе за предыдущие классы. В своих работах старайтесь писать разборчиво и аккуратно, допуская как можно меньше исправлений.

Удачи Вам в работе!

Задание 1.

Найди «лишнее» слово:

А) область древней складчатости, платформа, область молодой складчатости;

Б) горы, платформы, равнины;

В) высокие горы, область новой складчатости, средневысотные горы.

Ответ:____________________________________________________

Задание 3.

Как распределяются пояса атмосферного давления по земному шару. Отражается ли количество солнечного тепла, получаемого территорией, на величине атмосферного давления.

Ответ:________________________________________________________________

Задание 5.

Объясните, почему Австралию называют самым « сухим» материком, а Южную Америку самым «мокрым»?______________________________________________

_____________________

Задание 6.

Глубина Марианской впадины - 11022 м, какую температуру будет иметь вода на дне этой впадины, если на её поверхности температура + 26 градусов?

Ответ:_________________________________

Задание 7.

Дайте определение понятий: Изогипсы_________

Изобары___________

Изотермы__________

Задание 8. На какой параллели 22 декабря наблюдается полярная ночь: 1) 80°с.ш. 2) 45° с.ш. 3) 45° ю.ш. 4) 80° ю.ш.

Задание 9.

Установите соответствие:

ТЕРРИТОРИЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

1)Антарктида а) Ф. Магелланн и Марко Поло

2) Алеутские острова б) В. Беринг и А. Чириков

3)Центральная Азия в) Р.Амундсен Р. Скотт

г) П.П. Семенов – Тян-Шанский и Н.М.Пржевальский

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам:

1 1
     

Задание 10.

Масштаб «В одном сантиметре 300 км» переведите в численный

Ответ:______________

Задание 12.

___________________

Задание 13.

Блиц – опрос «Самый - самый»:

1) Самая высокая точка Земли. На каком материке находится_______________________________

2) Самая низкая точка Земли. На каком материке находится________________________________

3)Самый высокий водопад мира. На каком материке находится_____________________________

4) Самый высокий вулкан. На каком материке находится___________________________________

Задание 15.

Школьный тур Московской областной олимпиады по географии 2009/2010 уч. год 8 класс

Рекомендации по оценке заданий по географии.

Уважаемые коллеги!

Содержание заданий для школьного тура ориентировано, в основном, на программный материал (80%).Однако, цель олимпиады не только проверка уровня подготовки учащихся по предмету, но и выявление наиболее одаренных, эрудированных школьников. Поэтому, помимо заданий базисного уровня, предлагаются задания повышенной сложности, выходящие за рамки программного материала(20 %).

Авторский коллектив по разработке заданий школьного тура предлагает Вам определенные критерии оценки результатов олимпиадных заданий. Максимальный балл – 50.

Ответы на задания

Ответ Количество баллов за правильный ответ
1. А) платформа; Б) платформа; В) область новой складчатости Каждый правильный ответ - 1 балл
2. Платформа – это устойчивый участок земной коры, не испытывающий резких вертикальных движений. Горные породы, слагающие осадочный чехол, располагаются горизонтальными пластами. Это, как правило, осадочные породы. Этими факторами и объясняется то, что платформы выражены в рельефе равнинами. Каждый правильный выделенный элемент ответа –1балл (максимально – 5 баллов)
3. Экватор, умеренные широты – низкое давление; полюса и тропические широты – высокое давление. Количество солнечного тепла, которое получает территория, напрямую отражается на величине давления отчасти. Температурными условиями определяется возникновение поясов пониженного давления у экватора и повышенного – у полюсов. Образование поясов низкого давления в умеренных широтах и высокого давления в тропических с количеством солнечного тепла, получаемой территорией (температурой) напрямую не связано, а объясняется динамическими причинами.   Каждый правильный выделенный элемент ответа –1балл (максимально – 5 баллов)
4. Температура воздуха зависит не только от количества тепла, которое получает территория, но и на какую поверхность поступает тепло: на сушу и в океан. Большое значение играет характер подстилающей поверхности. Это нарушает широтный ход изотерм.   Каждый правильный выделенный элемент ответа –1балл (максимально – 5 баллов)
5. Жизнь на Земле зародилась в океане. Тем не менее, в настоящее время масса живого вещества континентов в несколько сот раз превышают биомассу океана. При этом в пределах суши растения резко преобладают над животными. В океане картина обратная: около 90% его биомассы приходится на животных.   1балл 1 балл 1 балл 1 балл (максимально – 4 балла)
6. На большой глубине температура воды перестает изменяться и становится постоянной, поэтому температура на дне Марианской впадины не связана с температурой поверхностной воды и составляет + 2-3 градуса по Цельсию. 1 балл 1 балл 1 балл
7. Широтная зональность: Смена компонентов природы в направлении от экватора к полюсам Проявляется на равнинах Высотная поясность: Смена природных компонентов в направлении от подножия горы к вершине Проявляется в горах 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл (максимально – 4балла)
8. 4. 1 балл
9. ВБГ Каждое правильно установленное соответствие 1 балл (максимально – 3балла)
10. 1: 5 000000 1 балл
11. Названные пустыни делятся на две группы: тропические внутриконтинентальные и субтропические прибрежные, К первой группе относятся Сахара, Руб-эль-Хали, Калахари, ко второй – Атакама, Намиб, Калифорнийская. 1 балл 1балл 1 балл 1 балл (максимально – 4балла)
12. На рисунке должны быть отмечены: материковая отмель, острова, океанический желоб, подводные горы, материковый склон. За каждый правильно отмеченный элемент – 1 балл. (максимально – 5баллов)
13. 1.г.Джомолугма (Эверест) – 8848м – Евразия 2.Побережье Мертвого моря - 392 м ниже уровня моря – Евразия 3.Водопад Анхель – Южная Америка, Венесуэлла 4. Вулкан Льюльяйльяко – Южная Америка, Аргентина – 6723 м. 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл (максимально – 4балла)
14. г. Эльбрус 1 балл
15. Поскольку судно пересекает линию перемены дат в направлении с запада на восток, то «приобретаются» новые сутки и путешествие закончится не 19 мая, а 18 мая. 1 балл 1 балл

Фамилия ________________

Имя_____________________

Школа___________________

Класс____________________

ЗАДАНИЯ

школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии

Московская область 2009/2010 уч.год

КЛАСС

Дорогие ребята!

Олимпиада – важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития географического мышления, представлений о нашей планете. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют знания не только программного материала, но и общей географической эрудиции.

Для успешной работы Вам необходимы школьные атласы, в том числе за предыдущие классы. В своих работах старайтесь писать разборчиво и аккуратно, допуская как можно меньше исправлений.

Удачи Вам в работе!

Задание 1.

Ответ:________________________________________________________________

Задание 2.

Задание 3.На сибирских реках паводки бывают весной – во время таяния снега

и выпадения весенних осадков. На Амуре половодье случается летом. Почему?

Ответ:________________________________________________________________

Задание 4.Известно, что на восточных склонах Уральских гор осадков выпадает меньше,

чем на западных склонах. Объясните причину этого явления.

Ответ:________________________________________________________________

Задание 5.Объясните причину понижения температур в морях Северного Ледовитого океана

с запада на восток, от Баренцева моря до Чукотского моря.

Ответ:________________________________________________________________

Задание 6.Ниже приведен перечень горных стран, различающихся по геологическому возрасту: Алтай, Западный Саян, Сихотэ-Алинь, Срединный хребет Камчатки. Расставьте их от самых молодых к самым древним.

Ответ:_______________________________________

Задание 7.Эта территория входит в состав Российской Федерации.

Что это за территория?

Ответ:______________

Задание 8.Дайте определение понятиям:

«Транспортно-географическое положение» - это________________________________________

___________________

«Эколого-географическое положение» - ______________________________________

Задание 9.

Дайте определение понятиям:

«Трудоемкость» - это____________________________________________________________

______________________________________

«Наукоемкость» - это________________________________________________________________

______________________________________

Задание 10.

Перечислите факторы, влияющие на размещение машиностроительного производства.

Ответ:_______________________________________

Задание 11.

Задание 12.

Перечислите отрасли хозяйства, которые входят в топливно-энергетический комплекс.

Ответ:_______________________________________

Задание 13.

Ответ:_____________

Задание 14.

Отметьте верные суждения:

1) Большая часть электроэнергии вырабатывается в России на ГЭС.

2)Самый крупный потребитель электроэнергии в хозяйстве – промышленность.

3) АЭС – наиболее чистые станции.

4) разработка нефтяных месторождений приурочена к местам расположения потребителей.

5) на себестоимость угля главным образом влияют способ добычи, мощность пластов и близость к источникам потребления.

6)ТЭС располагаются как вблизи источников топлива, так и в местах наибольшего потребления.

Задание 15.

Чем отличаются ГЭС от ГРЭС? Назовите одну из самых мощных ГРЭС России.

Ответ:________________________________________________________________

Школьный тур Московской областной олимпиады по географии 2009/2010 уч. год 9 класс

Наши рекомендации