Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии
ЗАДАНИЯ
Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии
Московская область 2009/2010 уч.год
КЛАСС
Дорогие ребята!
Олимпиада – важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития географического мышления, представлений о нашей планете. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют знания не только программного материала, но и общей географической эрудиции.
Для успешной работы Вам необходимы школьные атласы, в том числе за предыдущие классы. В своих работах старайтесь писать разборчиво и аккуратно, допуская как можно меньше исправлений.
Удачи Вам в работе!
Задание 1.
Найди «лишнее» слово:
А) область древней складчатости, платформа, область молодой складчатости;
Б) горы, платформы, равнины;
В) высокие горы, область новой складчатости, средневысотные горы.
Ответ:____________________________________________________
Задание 3.
Как распределяются пояса атмосферного давления по земному шару. Отражается ли количество солнечного тепла, получаемого территорией, на величине атмосферного давления.
Ответ:________________________________________________________________
Задание 5.
Объясните, почему Австралию называют самым « сухим» материком, а Южную Америку самым «мокрым»?______________________________________________
_____________________
Задание 6.
Глубина Марианской впадины - 11022 м, какую температуру будет иметь вода на дне этой впадины, если на её поверхности температура + 26 градусов?
Ответ:_________________________________
Задание 7.
Дайте определение понятий: Изогипсы_________
Изобары___________
Изотермы__________
Задание 8. На какой параллели 22 декабря наблюдается полярная ночь: 1) 80°с.ш. 2) 45° с.ш. 3) 45° ю.ш. 4) 80° ю.ш.
Задание 9.
Установите соответствие:
ТЕРРИТОРИЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ
1)Антарктида а) Ф. Магелланн и Марко Поло
2) Алеутские острова б) В. Беринг и А. Чириков
3)Центральная Азия в) Р.Амундсен Р. Скотт
г) П.П. Семенов – Тян-Шанский и Н.М.Пржевальский
Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам:
1 1 | ||
Задание 10.
Масштаб «В одном сантиметре 300 км» переведите в численный
Ответ:______________
Задание 12.
___________________
Задание 13.
Блиц – опрос «Самый - самый»:
1) Самая высокая точка Земли. На каком материке находится_______________________________
2) Самая низкая точка Земли. На каком материке находится________________________________
3)Самый высокий водопад мира. На каком материке находится_____________________________
4) Самый высокий вулкан. На каком материке находится___________________________________
Задание 15.
Школьный тур Московской областной олимпиады по географии 2009/2010 уч. год 8 класс
Рекомендации по оценке заданий по географии.
Уважаемые коллеги!
Содержание заданий для школьного тура ориентировано, в основном, на программный материал (80%).Однако, цель олимпиады не только проверка уровня подготовки учащихся по предмету, но и выявление наиболее одаренных, эрудированных школьников. Поэтому, помимо заданий базисного уровня, предлагаются задания повышенной сложности, выходящие за рамки программного материала(20 %).
Авторский коллектив по разработке заданий школьного тура предлагает Вам определенные критерии оценки результатов олимпиадных заданий. Максимальный балл – 50.
Ответы на задания
№ | Ответ | Количество баллов за правильный ответ |
1. | А) платформа; Б) платформа; В) область новой складчатости | Каждый правильный ответ - 1 балл |
2. | Платформа – это устойчивый участок земной коры, не испытывающий резких вертикальных движений. Горные породы, слагающие осадочный чехол, располагаются горизонтальными пластами. Это, как правило, осадочные породы. Этими факторами и объясняется то, что платформы выражены в рельефе равнинами. | Каждый правильный выделенный элемент ответа –1балл (максимально – 5 баллов) |
3. | Экватор, умеренные широты – низкое давление; полюса и тропические широты – высокое давление. Количество солнечного тепла, которое получает территория, напрямую отражается на величине давления отчасти. Температурными условиями определяется возникновение поясов пониженного давления у экватора и повышенного – у полюсов. Образование поясов низкого давления в умеренных широтах и высокого давления в тропических с количеством солнечного тепла, получаемой территорией (температурой) напрямую не связано, а объясняется динамическими причинами. | Каждый правильный выделенный элемент ответа –1балл (максимально – 5 баллов) |
4. | Температура воздуха зависит не только от количества тепла, которое получает территория, но и на какую поверхность поступает тепло: на сушу и в океан. Большое значение играет характер подстилающей поверхности. Это нарушает широтный ход изотерм. | Каждый правильный выделенный элемент ответа –1балл (максимально – 5 баллов) |
5. | Жизнь на Земле зародилась в океане. Тем не менее, в настоящее время масса живого вещества континентов в несколько сот раз превышают биомассу океана. При этом в пределах суши растения резко преобладают над животными. В океане картина обратная: около 90% его биомассы приходится на животных. | 1балл 1 балл 1 балл 1 балл (максимально – 4 балла) |
6. | На большой глубине температура воды перестает изменяться и становится постоянной, поэтому температура на дне Марианской впадины не связана с температурой поверхностной воды и составляет + 2-3 градуса по Цельсию. | 1 балл 1 балл 1 балл |
7. | Широтная зональность: Смена компонентов природы в направлении от экватора к полюсам Проявляется на равнинах Высотная поясность: Смена природных компонентов в направлении от подножия горы к вершине Проявляется в горах | 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл (максимально – 4балла) |
8. | 4. | 1 балл |
9. | ВБГ | Каждое правильно установленное соответствие 1 балл (максимально – 3балла) |
10. | 1: 5 000000 | 1 балл |
11. | Названные пустыни делятся на две группы: тропические внутриконтинентальные и субтропические прибрежные, К первой группе относятся Сахара, Руб-эль-Хали, Калахари, ко второй – Атакама, Намиб, Калифорнийская. | 1 балл 1балл 1 балл 1 балл (максимально – 4балла) |
12. | На рисунке должны быть отмечены: материковая отмель, острова, океанический желоб, подводные горы, материковый склон. | За каждый правильно отмеченный элемент – 1 балл. (максимально – 5баллов) |
13. | 1.г.Джомолугма (Эверест) – 8848м – Евразия 2.Побережье Мертвого моря - 392 м ниже уровня моря – Евразия 3.Водопад Анхель – Южная Америка, Венесуэлла 4. Вулкан Льюльяйльяко – Южная Америка, Аргентина – 6723 м. | 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл (максимально – 4балла) |
14. | г. Эльбрус | 1 балл |
15. | Поскольку судно пересекает линию перемены дат в направлении с запада на восток, то «приобретаются» новые сутки и путешествие закончится не 19 мая, а 18 мая. | 1 балл 1 балл |
Фамилия ________________
Имя_____________________
Школа___________________
Класс____________________
ЗАДАНИЯ
школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии
Московская область 2009/2010 уч.год
КЛАСС
Дорогие ребята!
Олимпиада – важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития географического мышления, представлений о нашей планете. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют знания не только программного материала, но и общей географической эрудиции.
Для успешной работы Вам необходимы школьные атласы, в том числе за предыдущие классы. В своих работах старайтесь писать разборчиво и аккуратно, допуская как можно меньше исправлений.
Удачи Вам в работе!
Задание 1.
Ответ:________________________________________________________________
Задание 2.
Задание 3.На сибирских реках паводки бывают весной – во время таяния снега
и выпадения весенних осадков. На Амуре половодье случается летом. Почему?
Ответ:________________________________________________________________
Задание 4.Известно, что на восточных склонах Уральских гор осадков выпадает меньше,
чем на западных склонах. Объясните причину этого явления.
Ответ:________________________________________________________________
Задание 5.Объясните причину понижения температур в морях Северного Ледовитого океана
с запада на восток, от Баренцева моря до Чукотского моря.
Ответ:________________________________________________________________
Задание 6.Ниже приведен перечень горных стран, различающихся по геологическому возрасту: Алтай, Западный Саян, Сихотэ-Алинь, Срединный хребет Камчатки. Расставьте их от самых молодых к самым древним.
Ответ:_______________________________________
Задание 7.Эта территория входит в состав Российской Федерации.
Что это за территория?
Ответ:______________
Задание 8.Дайте определение понятиям:
«Транспортно-географическое положение» - это________________________________________
___________________
«Эколого-географическое положение» - ______________________________________
Задание 9.
Дайте определение понятиям:
«Трудоемкость» - это____________________________________________________________
______________________________________
«Наукоемкость» - это________________________________________________________________
______________________________________
Задание 10.
Перечислите факторы, влияющие на размещение машиностроительного производства.
Ответ:_______________________________________
Задание 11.
Задание 12.
Перечислите отрасли хозяйства, которые входят в топливно-энергетический комплекс.
Ответ:_______________________________________
Задание 13.
Ответ:_____________
Задание 14.
Отметьте верные суждения:
1) Большая часть электроэнергии вырабатывается в России на ГЭС.
2)Самый крупный потребитель электроэнергии в хозяйстве – промышленность.
3) АЭС – наиболее чистые станции.
4) разработка нефтяных месторождений приурочена к местам расположения потребителей.
5) на себестоимость угля главным образом влияют способ добычи, мощность пластов и близость к источникам потребления.
6)ТЭС располагаются как вблизи источников топлива, так и в местах наибольшего потребления.
Задание 15.
Чем отличаются ГЭС от ГРЭС? Назовите одну из самых мощных ГРЭС России.
Ответ:________________________________________________________________
Школьный тур Московской областной олимпиады по географии 2009/2010 уч. год 9 класс