Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Географо-биологический факультет
Кафедра географии и методики географического образования
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Геология»
для ОП «44.03.01- Педагогическое образование
профиль «География и история»
Екатеринбург 2014
Рабочая учебная программа по дисциплине «Геология»
Составитель:
Янцер О.В., к.г.н., доцент, доцент кафедры географии и МГО
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании
кафедры географии и методики географического образования УрГПУ
Протокол от 18.09.2014 № 1
Зав. кафедрой ______________ О.Ю. Гурьевских
Декан географо-биологического
факультета ______________________ О.В. Янцер
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Наименование дисциплины «Геология»
Цели и задачи дисциплины.
Цель дисциплины – изучить состав, свойства, генезис и пространственное размещение минералов и горных пород; структуры и происхождение земной коры, ее эволюцию совместно с эволюцией животного и растительного мира, как важнейших компонентов географической оболочки.
Задачи дисциплины:
· Углубить знания о вещественном составе земной коры
· Сформировать представление о свойствах минералов и горных пород, об их генезисе и закономерностях пространственного размещения, промышленном значении
· Сформировать представление о происхождении различных типов полезных ископаемых и географии месторождений.
· Уметь распознавать распространенные минералы и горные породы
· Знать подразделения общей стратиграфической и геохронологической шкалы
· Изучить особенности методов геохронологии и стратиграфии
· Изучить историю развития и образования современных континентов, эволюцию географической среды и ее основных компонентов — фито- и биоценозов, атмосферы, гидросферы, рельефа.
1.3. Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Геология» является дисциплиной профессионального цикла (базовая часть) по направлению подготовки «44.03.01 Педагогическое образование, профиль: География и история».
Курс геологии в системе вузовской подготовки учителя – один из основополагающих в естественнонаучном образовании. Настоящая программа составлена для географо-биологического факультета педагогического университета в соответствии с ФГОС. В программе отражено современное состояние и соотношение наук геологического цикла, изучающих состав, строение, развитие земной коры, а также физико-географические условия геологического прошлого.
Курс геологии, наряду с курсом общего землеведения, закладывает основы для изучения студентами таких дисциплин, как «Физическая география материков и океанов», «Физическая география России», «Общая экономическая и социальная география», «Экономическая география России». Входные знания, умения и компетенции студента, необходимые для изучения геологии, формируются в школе и прописаны в Образовательном стандарте основного общего образования по географии.
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоениями образовательной программы:
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- Отличие кристаллического вещества от аморфного; элементы огранения кристалла, простые и комбинационные формы кристаллов, их облик и габитус;
- Формы встречаемости минералов в природе, состав, структуру, диагностические свойства минералов и методы их определения, условия образования минералов, применение, крупнейшие месторождения мира, России, Урала;
- Генетические типы горных пород (магматические, осадочные, метаморфические), принципы классификации внутри типов, полезные ископаемые, связанные с породами различной генетической принадлежности, распространенность пород в разных типах земной коры;
- Строение Земли, земной коры, астеносферы, тектоносферы, литосферы;
- Суть и возможности методов определения возраста горных пород
- Геохронологическую шкалу и ее основные подразделения
- Основы систематики, образ жизни, стратиграфическое значение ископаемых простейших, кишечнополостных, плеченогих, моллюсков, низших и высших растений.
- Строение, состав современных литосферных плит и особенности взаимодействия литосферных плит фанерозоя.
- Вертикальные и горизонтальные тектонические движения, их взаимосвязь.
- Основные тектонические структуры океанов, континентов и переходных зон.
- Наиболее распространенные виды складчатых и разрывных дислокаций земной коры.
- Строение и историю формирования складчатых поясов и платформ.
- Время и место проявления байкальской, каледонской, герцинской, киммерийской, альпийской эпох складчатостей.
- Историю развития земной коры, эволюцию органического мира, климат в докембрийский этап.
- Главные этапы распада Пангеи, образования и разрастания впадин Атлантического и Индийского океанов, океана Тетис, развитие древних и молодых платформ северного полушария в мезозое. Характерные представители фауны и флоры, зоогегорафическую зональность, изменение климата в мезозойский этап.
- Наиболее значимые события, происходившие на молодых, древних платформах, в геосинклинальных поясах кайнозоя; палеогеографию и эволюцию фауны и флоры в это же время.
- Крупные месторождения полезных ископаемых осадочного, магматического и метаморфического происхождения, характерные для каждого периода геологической истории Земли.
Уметь:
- Определять на деревянных моделях и природных кристаллах название простой формы или комбинации простых форм, облик и габитус кристалла;
- Определять по комплексу диагностических свойств с помощью определителя название минерала, узнавать по внешним признакам распространенные минералы;
- Определять по структуре, текстуре и минеральному составу с помощью определителя название горной породы, узнавать по внешним признакам распространенные породы;
- Описывать минералы и горные породы в естественных и искусственных обнажениях;
- Оценивать воздействие горнодобывающих и перерабатывающих предприятий на экологическую обстановку;
- Определять по рисункам и коллекциям типовую (классовую) принадлежность важнейших представителей ископаемых организмов;
- Реконструировать физико-географические условия в момент осадконакопления по образцам осадочных горных пород
- Работать с геологическими и тектоническими картами: строить вертикальные геологические разрезы по геологической карте, определять возраст складчатости, интрузий, мощность чехла на платформах, отличать древние платформы от молодых
- Показывать на карте предполагаемое положение древних климатических поясов, южные границы плейстоценовых оледенений, наиболее крупные месторождения происхождения
- Показывать на карте наиболее крупные месторождения осадочного, магматического и метаморфического происхождения.
- Рисовать обобщенные геотектонические схемы для ранне- и поздне-палеозойского, мезозойского, кайнозойского этапов развития Земли
Владеть:
- Основными навыками по определению минералов и горных пород.
- Методами изучения древних обстановок осадконакопления и их основные типы.
- Навыками чтения геологической и тектонической карт.
- Навыками проведения полевых геологических описаний.
- Приемами использования полученных знаний по геологии в географических исследованиях.
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
· Способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);
· Готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
· Владеет базовыми знаниями в области геологии (ПСК-2)
· Обладает способностью использовать теоретические знания по геологии на практике (ПСК-8)
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, _216_часов.