Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Географо-биологический факультет

Кафедра географии и методики географического образования

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Геология»

для ОП «44.03.01- Педагогическое образование

профиль «География и история»

Екатеринбург 2014

Рабочая учебная программа по дисциплине «Геология»

Составитель:

Янцер О.В., к.г.н., доцент, доцент кафедры географии и МГО

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании

кафедры географии и методики географического образования УрГПУ

Протокол от 18.09.2014 № 1

Зав. кафедрой ______________ О.Ю. Гурьевских

Декан географо-биологического

факультета ______________________ О.В. Янцер

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Наименование дисциплины «Геология»

Цели и задачи дисциплины.

Цель дисциплины – изучить состав, свойства, генезис и пространственное размещение минералов и горных пород; структуры и происхождение земной коры, ее эволюцию совместно с эволюцией животного и растительного мира, как важнейших компонентов географической оболочки.

Задачи дисциплины:

· Углубить знания о вещественном составе земной коры

· Сформировать представление о свойствах минералов и горных пород, об их генезисе и закономерностях пространственного размещения, промышленном значении

· Сформировать представление о происхождении различных типов полезных ископаемых и географии месторождений.

· Уметь распознавать распространенные минералы и горные породы

· Знать подразделения общей стратиграфической и геохронологической шкалы

· Изучить особенности методов геохронологии и стратиграфии

· Изучить историю развития и образования современных континентов, эволюцию географической среды и ее основных компонентов — фито- и биоценозов, атмосферы, гидросферы, рельефа.

1.3. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Геология» является дисциплиной профессионального цикла (базовая часть) по направлению подготовки «44.03.01 Педагогическое образование, профиль: География и история».

Курс геологии в системе вузовской подготовки учителя – один из основополагающих в естественнонаучном образовании. Настоящая программа составлена для географо-биологического факультета педагогического университета в соответствии с ФГОС. В программе отражено современное состояние и соотношение наук геологического цикла, изучающих состав, строение, развитие земной коры, а также физико-географические условия геологического прошлого.

Курс геологии, наряду с курсом общего землеведения, закладывает основы для изучения студентами таких дисциплин, как «Физическая география материков и океанов», «Физическая география России», «Общая экономическая и социальная география», «Экономическая география России». Входные знания, умения и компетенции студента, необходимые для изучения геологии, формируются в школе и прописаны в Образовательном стандарте основного общего образования по географии.

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоениями образовательной программы:

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- Отличие кристаллического вещества от аморфного; элементы огранения кристалла, простые и комбинационные формы кристаллов, их облик и габитус;

- Формы встречаемости минералов в природе, состав, структуру, диагностические свойства минералов и методы их определения, условия образования минералов, применение, крупнейшие месторождения мира, России, Урала;

- Генетические типы горных пород (магматические, осадочные, метаморфические), принципы классификации внутри типов, полезные ископаемые, связанные с породами различной генетической принадлежности, распространенность пород в разных типах земной коры;

- Строение Земли, земной коры, астеносферы, тектоносферы, литосферы;

- Суть и возможности методов определения возраста горных пород

- Геохронологическую шкалу и ее основные подразделения

- Основы систематики, образ жизни, стратиграфическое значение ископаемых простейших, кишечнополостных, плеченогих, моллюсков, низших и высших растений.

- Строение, состав современных литосферных плит и особенности взаимодействия литосферных плит фанерозоя.

- Вертикальные и горизонтальные тектонические движения, их взаимосвязь.

- Основные тектонические структуры океанов, континентов и переходных зон.

- Наиболее распространенные виды складчатых и разрывных дислокаций земной коры.

- Строение и историю формирования складчатых поясов и платформ.

- Время и место проявления байкальской, каледонской, герцинской, киммерийской, альпийской эпох складчатостей.

- Историю развития земной коры, эволюцию органического мира, климат в докембрийский этап.

- Главные этапы распада Пангеи, образования и разрастания впадин Атлантического и Индийского океанов, океана Тетис, развитие древних и молодых платформ северного полушария в мезозое. Характерные представители фауны и флоры, зоогегорафическую зональность, изменение климата в мезозойский этап.

- Наиболее значимые события, происходившие на молодых, древних платформах, в геосинклинальных поясах кайнозоя; палеогеографию и эволюцию фауны и флоры в это же время.

- Крупные месторождения полезных ископаемых осадочного, магматического и метаморфического происхождения, характерные для каждого периода геологической истории Земли.

Уметь:

- Определять на деревянных моделях и природных кристаллах название простой формы или комбинации простых форм, облик и габитус кристалла;

- Определять по комплексу диагностических свойств с помощью определителя название минерала, узнавать по внешним признакам распространенные минералы;

- Определять по структуре, текстуре и минеральному составу с помощью определителя название горной породы, узнавать по внешним признакам распространенные породы;

- Описывать минералы и горные породы в естественных и искусственных обнажениях;

- Оценивать воздействие горнодобывающих и перерабатывающих предприятий на экологическую обстановку;

- Определять по рисункам и коллекциям типовую (классовую) принадлежность важнейших представителей ископаемых организмов;

- Реконструировать физико-географические условия в момент осадконакопления по образцам осадочных горных пород

- Работать с геологическими и тектоническими картами: строить вертикальные геологические разрезы по геологической карте, определять возраст складчатости, интрузий, мощность чехла на платформах, отличать древние платформы от молодых

- Показывать на карте предполагаемое положение древних климатических поясов, южные границы плейстоценовых оледенений, наиболее крупные месторождения происхождения

- Показывать на карте наиболее крупные месторождения осадочного, магматического и метаморфического происхождения.

- Рисовать обобщенные геотектонические схемы для ранне- и поздне-палеозойского, мезозойского, кайнозойского этапов развития Земли

Владеть:

- Основными навыками по определению минералов и горных пород.

- Методами изучения древних обстановок осадконакопления и их основные типы.

- Навыками чтения геологической и тектонической карт.

- Навыками проведения полевых геологических описаний.

- Приемами использования полученных знаний по геологии в географических исследованиях.

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

· Способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

· Готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

· Владеет базовыми знаниями в области геологии (ПСК-2)

· Обладает способностью использовать теоретические знания по геологии на практике (ПСК-8)

Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, _216_часов.

Наши рекомендации