Особенности урбанизации в России
В любом городе имеются функции градообслуживающие (отрасли производства, обслуживающие население города) и градообразующие (отрасли и производства, продукция и услуги которых идут за пределы города).
Градообразующие функции делятся на центральные (разнообразное обслуживание окружающей город территории) и специальные (специализирующие на какой-либо отрасли в масштабах всей страны или ее крупной части).
Крупные города, как правило, полифункциональные, т.е. выполняют сразу несколько функций (хотя и среди этих функций обычно можно выделить преобладающую). Небольшие города очень часто монофункциональны.
Функции городов являются одним из основных критериев типологии городов. Критерии для типологии городов:
· генезис (когда, каким народом город основан);
· функции («профессия»);
· место в системе расселения (ядро агломерации, город-спутник, транзитный пункт и т.п.);
· размер (число жителей).
Типы городов России: центральные места и специализированные (отраслевые) центры. Центральные места – столица (Москва), центры экономических районов (Воронеж), центры субъектов (Майкоп), межрайонные центры (Орск), районные центры (Козельск), внутрирайонные центры (Апрелевка). Специализированные: промышленные центры (Тольятти), транспортные (Новороссийск), научные (Пущино), туристические центры (Суздаль), курортные города (Сочи).
Рассмотрение экономико-географического положения (ЭГП) – канва характеристики города. В формировании его функциональной структуры надо видеть реализацию тех или иных сторон географического положения. Намечая направления дальнейшего развития, следует основываться на еще не использованных резервах ЭГП.
Чтобы представить город во всей сложной системе связей, столь важной для его развития, часто используются предложенные Н.Н.Баранским понятия макро-, мезо- и микро положения («игра масштабами», по выражению классика отечественной экономической географии И.М.Майергойза). Умение совмещать территориальные уровни положения города очень важно.
Главным фактором, определяющим возникновение города в данном месте, является транспортно-географическое положение. Это исключительно важная особенность ЭГП городов подтверждается, в частности, большим числом ныне крупных центров, возникавших у перехода через реку («город мост»): Новосибирск, Красноярск.
Жизненно важная для городов связанность с дорожной сетью подтверждается ролью их, как ворот, открывающих пути в районы: Ростов-на-Дону, Владикавказ, Дербент. Во многих городах ворота являются известным символом (Владимир, Киев, Любек, Бомбей).
Формирование территориальной структуры хозяйства и ее трансформация, сооружение новых транспортных магистралей, освоение новых ресурсов, основание новых городов – все это может существенно влиять на ЭГП города. Таким образом, ЭГП – категория в большой степени историческая (примеры: Астрахань, Псков). Иногда определенные функции передаются городу с более выгодным ЭГП (примеры: Бразилиа, Астана).
Уже упоминавшийся способный советский географ И.М.Майергойз разработал следующую принципиальную структуру ЭГП города:
А. Основные территориальные отношения:
1. Отношение к элементам общественного производства:
· промышленно-географическое – положение относительно источников энергии, основных видов громоздкого сырья (лес, металл), сгустков обрабатывающей промышленности;
· аграрно-географическое – положение относительно продовольственных баз, баз сельскохозяйственного сырья;
· транспортно-географическое – положение относительно морских путей, других магистральных путей, транспортных узлов;
· сбыто географическое — положение относительно рынков сбыта товаров производственного назначения (угля, черных металлов), рынков сбыта потребительских товаров;
· демо-географическое – положение относительно трудовых ресурсов, научно-технических кадров;
2.Отношение к ареалам:
· внутри ареальное (центральное, эксцентричное, периферийное) – положение относительно административных ареалов, интегральных экономических ареалов, прочих ареалов (угольных бассейнов, ареалов определенной с/х специализации, расселения определенной национальности и т.п.);
· межареальное – положение относительно тех же объектов, что и внутри ареальное положение.
Б. Производные территориальные отношения – отношения к линиям и фокусам:
· на грузопотоках – положение относительно внутрирайонных связей, межрайонных связей, внешнеэкономических связей;
· на пассажиропотоках – преимущественно внутренних;
· взаиморасположение – положение относительно своей локальной системы городов (в том числе пригородной зоны), своей территориальной системы городов, городов других территориальных систем (особенно столиц).
В. Интегральные территориальные отношения (отношения отношений) – отношение к территориям различного масштаба (с учетом интенсивности связей с ними):
· микро положение – положение относительно одного или нескольких административных районов, планировочного микрорайона;
· мезоположение – положение относительно крупного экономического района;
· макро положение – положение относительно экономического региона или нескольких экономических районов;
· мега положение – положение относительно группы экономических регионов, государств, континента.