Лаборатория подготовки уроков

Исходным для создания лаборатории подготовки уроков для учителя является ранжирование информации и материалов по преобладанию типов интереса. Например, материал, который не знают другие учащиеся и его нет в учебнике, но он косвенно воспроизводит момент программы, относится к доминированию фактора новизны. Программа может автоматически это делать, сравнивая смысловые контексты по полноте и совпадению. Возможен также режим полуавтоматического анализа, когда программа показывает в двух окнах два текста (один – программа, второй – анализируемый текст) и выделяет на них совпадения типа новизны (неясно совпадение содержания, акцент в информации на форме, различать новизну формы и содержания, например, по истории идет дата, которой нет в хронологии, но она есть в принципе, типа 1914‑1918 гг. – Первая мировая война, но в ней выделяется новое событие, которое программа отметит как новое, тип дополнение), проверки (касается важнейших элементов или повтора в новой форме), коллекции (зависит от уже имеющейся коллекции знаний учеников, коллекционным фактом является тот, который по преимуществу повторяет то, что имеется в коллекции, так что такого рода факт легко найти, только сопоставлять надо информацию не общей программы, а индивидуального трека ученика), и игровые фрагменты информации (либо состязательного, либо метафорического типа, т. е. идет либо игра агон, либо символьная игра; символьная игра предполагает форму традиционной игры, которая наиболее подходит к структуре данного факта, хотя есть универсальные игры, которые подчиняют себе все факты).

Разработка урока зависит от выделения стадий урока. Стадии при электронизации школы подразумеваются следующие: разработка концепции урока, программы, разработка пособий, заданий и текста урока, возможно проведение конференции в рамках лаборатории подготовки урока, запись лекции до самого урока. И все это будет использовано на уроке. Проведение собственно урока. На уроке члены лаборатории занимают особенные ниши – конспектера, демонстратора, консультанта, но не исполнителя заданий и т. п. Наконец, обработка результатов урока и создание отчета и рекомендаций для будущей работы. Такая система подготовки уроков позволяет соединить эту лабораторию с созданием электронных учебников и бумажных пособий при непосредственном участии или с помощью самих учащихся. Это опосредованная форма самообучения, когда ученики, готовя задания сверстникам, обучаются до урока. Проверка их знаний идет при подготовке следующего урока. Это особенные тесты, в скрытой форме. Поэтому учебник для типа интереса к новому имеет в своем составе такой тип структуры информации.

В этой системе возможны игровые вариации системы. Например, позиция ученика, который не готовился к уроку, он слушает, что происходит на уроке, ему для фиксации урока дают типовую рабочую тетрадь урока, которая помогает не только фиксировать, но и структурировать информацию конкретного урока. Например, так называемый табличный конспект, где в виде таблицы записываются перечисляемые факты. Факты одного рода даны в одной строке, затем подзаголовок – и третья строка – факты иного рода.

В конце урока ученик должен воспроизвести информацию урока, и его ответ означает, что информация на уроке была, а качество ответа свидетельствует о качестве этой информации.

Необходима разработка типологии форматов информации на уроках. Например, есть информация опыта и подтверждения, есть новая информация, есть цитата, есть структура, есть систематизация. Ученик конспектирующий урок в качестве живого теста должен не знать информации, но должен владеть форматом конспектирования. Здесь, таким образом, подразумеваются тесты особого типа.

Упорядочивание информации по разным фактам и форматам в компьютере позволяет использовать его для оперативного создания подобного рода базы подготовки уроков.

Ученик по мере освоения этой системы должен, во-первых, осваивать разные режимы интереса, во-вторых, углублять владение форматами и конспектами и увеличивать объем и точность получения информации с урока. Таким образом каждый ученик как «живой тест» имеет свою оценку по поводу того, насколько он освоил методику считывания и воспроизведения.

Эта система особенно актуальна потому, что дети довольно быстро научаются записывать уроки в конспекты, т. е. архивировать информацию, но они с большим трудом учатся «разархивировать» ее, т. е. выводить и генерировать ответ из конспекта. Подчас в этом воспроизведении работает не методика, а норма, т. е. ребенок придумывает во время ответа то, что подразумевалось в конспекте. Программа подразумевает тренинг воспроизведения ответа и анализ действительного содержания конспекта, а не сиюминутной выдумки. Искусство такого разделения актуально для игрового интереса, для каждого интереса необходима своя система обучения разархивации конспектов или воспоминания урока. На разных стадия участия в этой системе ученик проходит от пассивных форм подготовки материалов урока и ранжирования информации к активным формам проведения урока по выбранной методике.

Лаборатория записи уроков

Уроки записываются на аудио- или видеоносители. Рекомендуется записывать уроки на аудионосители, а избранные и специально подготовленные – на видео.

Технология работы лаборатории записи уроков такова. Есть дублер учителя. Он приходит на урок с аудиомагнитофоном (оптимально цифровым) и перед началом урока диктует, какой урок, в каком классе, кто преподаватель и т. п. Кроме того, в течение урока он составляет хронометраж урока, отмечая по времени основные события урока. Затем он фиксирует всю видеоинформацию урока, в частности записи на доске. Если есть необходимость – плакаты и наглядный материал (работа с пособиями не книжного типа должна фиксироваться видео, книжного – фото, но если плакаты созданы учителем в компьютере, то они не фиксируются, а символически изображаются, чтобы на место символа можно было переместить при необходимости электронную версию).

Целесообразность записи уроков. Для ученика – в случае затруднений он может восстановить знания, особенно в случае пропуска урока. Для учителя – повышается ответственность при подготовке урока, но в то же время упрощается механизм автоматизации урока и перевода информации в электронную форму. Для родителя – проясняется, что происходит на уроках в школе, что снимает конфликт учителя и родителя и повышает статус школы. Для администратора аудиозапись позволяет разрешать множество конфликтов, которые возникают из ничего, а кроме того, это важное подспорье для контроля учебного процесса, с которым журнал все меньше справляется.

Годовой курс записанных уроков одного класса, даже в полном объеме, помещается на 4 СD, т. е. по СD за четверть. Записи могут быть использованы для электронизации уроков и создания электронных пособий.

Для обработки записей создается специальная программа, которая по определению администратора записи сортирует записи в соответствии с кодами. Записи переводятся автоматически в электронную форму. В ту же форму переводятся хронометражи дублеров, которые при желании могут делаться самим учителем и после урока, программа создает из этих двух типов информации базу данных, так как по плану уроков и хронометражу пользователь получает возможность легко ориентироваться в записях и находить нужный фрагмент. К записи целесообразно привлекать родителей в начальных классах, старшеклассников, а в средних классах функцию записи совмещает учитель. Специальная программная оболочка позволяет быстро упорядочивать информацию записей, что особенно важно при большом объеме информации.

Принцип использования игр

В этом разделе используется теория игр, разработанная А. А. Ратушным, который ввел разного уровня игры: линейные, двухмерные, многомерные. Примером последней игры являются его «мерацаги», или мерцающие шахматы. В традиционных шахматах игроки по очереди ходят одной фигурой, в мерцающих шахматах ход игрока состоит в том, что он может походить каждой фигурой по одному разу, но может не ходить фигурой при желании. Затем следует ход другого игрока, который также ходит каждой фигурой по одному разу. Игра в шахматы при этом кардинально преобразуется. Аналогичные алгоритмы используются для построения игрового принципа индивидуализации.

Игры общего типа: покер, лото, домино, игра в кубики, пазлы, все могут использоваться к любой информации. Пример описывается в монографии автора «Сценарии формирования ученика» для урока географии в первом классе. Тут дети раскрашивают флаги, и это стадия коллекционера. Потом создаются по четыре масти карточек по странам, первая – флаг, вторая – страна, третья – столица, четвертая – контур страны; играют в географический покер. Только совпадение по одной стране ценнее, чем совпадение по типу масти. Например, четыре карточки по одной стране более сильная комбинация, чем четыре флага.

Кубики используются, например, так: есть игра, когда младшие школьники кидают кубики, они путешествуют по стране правил русского языка и если попадают на определенные клеточки, то должны рассказать правило, или пройти тест, или правильно написать слово, в случае ошибки они теряют очки и ход, в случае правильного ответа получают очки и не теряют ход. Причем кубик может использоваться также и при определении, какой вопрос из серии данной клеточки выпадает учащемуся.

Подобного рода игры имеют и бумажную и электронную версию.

Для реализации электронной версии создана оболочка, в которой учитель или пользователь создает игровое поле, определяет ход и ситуацию в клеточках, вопросы, а роль кубика играет генератор случайных чисел. Причем для параллельности электронной и бумажной версии целесообразно в генераторе задать выпадение цифр от одного до шести.

Коллекция-картотека

Карточки являются вариантом коллекции как бумажного сопровождения электронной версии. Обмен карточками и пополнение таким образом коллекции переходит в изготовление карточек. На карточках собирается информация по фрагментам, которые могут пополняться на самой карточке. Например, карточка соответствует персонажу, и на ней записан его внешний вид, она может пополняться информацией о его идеях, далее – несколько карточек могут относиться к одному персонажу, кроме того, аналогичные карточки можно заполнять про другие персонажи и т. д., происходит спонтанное расширение коллекции знаний.

Коллекция имеет тенденцию расширения, и в какой-то момент происходит переход от отдельных карточек к группе карточек, так как пополнение отдельных фрагментов не помещается на карточке.

Аналогом может выступить традиционная картотека библиотечного типа. Вначале она содержит просто координаты книги, затем на нее добавляется краткое описание книги, потом подробнее – конспект, потом ряд героев, описанных в книге, пополняют информацию того же адреса.

Аналогично строится и электронная версия коллекции, только последняя может быть оформлена более изящно, т. е. использовать графические, звуковые и видеокадры. Подобного рода картотеки могут быть использованы в словарях, они вообще являются исходной формой собирания материала, который потом переупорядочивается для получения энциклопедии в глобальном масштабе и пособия в малом. Принцип картотеки является самым универсальным для набора знаний.

Электронная реализация картотечной коллекции предполагает оболочку с системой усложняющихся функций, как было описано выше, но также с совершенной системой навигации (карточки особого типа имеют ключевые слова, или информация ранжируется) и оперативной системой упорядочения информации.

Элементарной формой картотеки является электронная таблица, когда информация может быть упорядочена по любому из столбиков.

Табличный тип коллекции – это иной тип, который более ориентирован на электронный носитель, в то время как картотека более подходит для бумажного.

Картотечная коллекция – предельное выражение коллекционного интереса ученика. И она широко используется в индивидуализации по типу интереса.

Принципы работы с видео

Целью обучения работы с видео является получение учениками навыков анализа кино, навыков противостояния массовой культуре, а также навыков соавторского воспроизведения понравившихся моментов в собственных анимациях.

Типология видеопродукции исходит из противопоставления: экранизация – произведение – сериация. (подробнее в монографиях: Николин В. В. «Принцип машинности в воспроизводстве культуры» и «Граница кинореальности»). Технически программа пока подразумевает диалог с пользователем, так как реализация распознавания объектов на сцене экрана представляется труднореализуемой.

Ключевой момент – понимание работы кино с субъектом, его наблюдающим, это предполагается через понимание границы кинореальности. В этом аспекте программа включает мощный демонстративный блок, показывающий типы кинореальности.

Напомним основные границы кино. Во-первых, нижние границы кино: театр и фотография. Верхняя граница кино показана на примере анализа фильма «Беги, Лола! Беги». Здесь на экране появляется виртуальная игровая реальность, которая отличается от кинореальности прежде всего тем, что она может выбираться и меняться. Второй тип границы кино – внутри самого кино. Это известная граница между немым и говорящим кино, а также характерная граница кино и телевидения. Отличие состоит в темпе и насыщенности эпизодов каждого кадра. Телевизионная программа должна быть постоянно нацелена на активизацию внимания слушателя, иначе она потеряет слушателя.

Третий тип границы кино – это граница внутреннего и внешнего мира зрителя. Во внутреннем мире, если туда вторгается кинокамера, зритель отторгает ее, понимая наглядно, что это чужой и неправильный взгляд, но во внешнем мире зритель склонен верить тому, что ему показывают с экрана.

Интересна граница, касающаяся достоверности кинореальности. Так, мультфильм исходно воспринимается как изображение того, чего нет, и шутливое отношение снимает напряжение реальности. Если же кадры мультфильма приближаются по достоверности к реальному изображению, то это усиливает напряжение и отталкивает. С другой стороны, кинореальность исходит из того, что она правдиво отражает то, что может увидеть глаз, и если она отходит от этого, то условность требуется хотя бы того, чтобы показанное не противоречило возможному. То есть в кино есть отношение к кадру как документу, и там напрягает отход от достоверности, и есть отношение к кадру как игре, и там напрягает приближение к достоверности.

Наконец, существует граница кинореальности по типу взгляда экрана. Типы взгляда: взгляд глаза, лупы, микроскопа, репортажа, монтажа (разного типа), полета-обзора, взгляд модели. Особняком стоит в этом ряду кинофантастика.

Методика обучения смотрению кино и принципам анимации начинается с паузы. Учитель показывает фильм и делает паузу. Просмотренный эпизод дети должны назвать, у них получается «конспект фильма», и они потом могут его попытаться восстановить, тогда и выявляется, что разные зрители увидели разное. Это закрепляется в комиксах, для которых есть заготовки, комиксы являются способом рефлексии над своим планом фильма.

Более сложные приемы работы с фильмом подразумевают составление схем, динамических диаграмм, анализ эффектов ускорения и замедления времени зрителя, анализ стратегий монтажа и типов сближения зрителя с один из героев, разбор персонажей по их атрибутам. Разбор символизма предметов и кадров на примере анализа фильма Люка Бессона «Пятый элемент». Выявляется, что фильм разбит на 40 трехминутных эпизодов, в каждом из которых появляется символический или действительный пятый элемент, в каждом эпизоде есть четыре персонажа, по четырем темпераментам, которые тут же, при первом появлении ситуации, показывают гнезда для всех реакций человека на эту ситуацию, какие только могут быть у зрителей. Подробнее в названных монографиях. Оказывается, что фильм буквально является экранизацией философии стоиков, а каждый его символ или фрагмент пропитан символикой этого учения.

Иной тип работы с фильмом при анализе сериала и экранизации. В случае экранизации необходимо сопоставление с книгой, особенно это актуально для классических произведений из школьной программы, например, существует пять экранизаций «Анны Каренины». Для экранизации актуальны те же приемы анализа, которые применяются к литературному тексту.

К сожалению, дети все чаще смотрят фильмы, чем читают книги, и порою побудить их читать получается именно через фильм.

Анализ сериалов проводится с целью выявления эффектов воздействия, тут ключевым моментом является фиксация эмоционального ядра сериала, который определяет круг постоянных зрителей. Выявив ядро, можно реконструировать тип человека, который смотрит этот сериал, в этом плане то, какой сериал нравится или, более того, смотрится человеком, может прекрасно характеризовать его как личность.

Принципы электронизации

Электронизация может быть использована на нескольких уровня. На первом уровне подразумевается традиционный ученик и учебный процесс, на втором – индивидуальный трек и учет компьютером при автоматическом планировании заданий и тестов интереса ученика, наконец, при размножении вариантов информации переход к новому типу навигации в системе знаний, но под контролем системы рейтинга, когда на следующий уровень ученик не переводится, если его знания не подчиняются критерию полноты.

При создании такой системы необходим перевод порядка 25 000 книг размером по 300 страниц в электронную форму для создания первичной корпоративной базы. Эти первоисточники не продаются, но используются для создания рефератов, энциклопедий, пособий, из которых и состоит вторичная база данных.

Создается оболочка, реализующая разные из описанных выше алгоритмы работы в базе данных. Также должны быть созданы адаптируемые для типа индивидуального поведения виды навигации, реферирования и конспектирования, тестирования и т. п. Финалом второго уровня базы является система энциклопедий. Ее ориентировочный размер для реализации программы в целом оценивается в 800 000 страниц.

Выше описывались энциклопедии разного типа моделей, причем структуры энциклопедий ориентированы на тип индивидуализации, при формировании нового трека и типа индивидуализации энциклопедия может генерироваться полуавтоматически учителем в диалоге с программой для каждого учащегося.

Напомним, что ученик, входящий в мир после школы, уже сейчас сталкивается с информационным перепроизводством, и ситуация со знаниями в школе, когда есть только одна версия программы и материала и только один трек движения учебного процесса, буквально делает детей не подготовленными к диалогу с жизнью в будущем. Поэтому целесообразно готовить учащихся к ситуации, которая их ожидает. Для этого необходимы три компонента.

Во-первых, методологическая и философская рефлексия своей траектории движения и стиля мышления, во-вторых, навыки коммуникации и программирования для работы с текстом посредством компьютера, в-третьих, освоение предмета на уровне стиля мышления, что обозначено выше как зона дальнейшего развития в отличие от традиционной зоны ближайшего развития.

Для второго пункта необходима выработка динамичного интерфейса и среды программирования, максимально приближенной к типу индивидуализации, выбранной учеником или для ученика.

Для пункта третьего необходимо четкое выявление стилей мышления и их моделей, а также формирование пособий по этим моделям.

При этом базовая программа школы сохраняет свое значение как резерв и минимальный уровень, который ученик должен освоить.

В качестве примера учебных пособий, в которых применяются одновременно принципы электронизации и интеграции учебного материала, приводятся два проекта пособия: «Конструктор слов и предложений» и «Диалог Достоевского».

Наши рекомендации