Процесс управления маркетингом.
Введение в маркетинг.
- Сущность маркетинга. Основные понятия.
- Концепции управления маркетингом.
Сущность маркетинга. Основные понятия.
Существует множество определений маркетинга.
Маркетинг - это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к пользователю, или социальный процесс, посредством которого прогнозируется спрос на товары и услуги посредством их разработки, продвижения и реализации.
Маркетинг - процесс планирования и воплощения замысла ценообразования, продвижение и реализация идей товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.
Выделяют две сущности маркетинга:
- философия бизнеса;
- инструментарий.
Рассмотрим процесс маркетинговой деятельности:
Сбыт - верхушка айсберга. Смысл маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными.
По Филиппу Котлеру, маркетинг - это человеческая деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Понятия: нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок.
Нужда - это ощущение человеком нехватки чего-либо (бывают физиологические, социальные, личные нужды).
Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Запрос - это потребность, подкреплённая покупательской способностью.
Товар - это всё то, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Обмен - это акт получения желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. Существует четыре способа что-либо получить:
- купить (обменять);
- отнять (отобрать);
- сделать самому;
- попросить.
Сделка - это коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами (основная сделка - денежная).
Рынок - это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Существует два вида маркетинга:
- ориентированный на товар или продукцию;
- ориентированный на покупателя.
Прибыльные предприятия применяют смешанный вид - интегрированный маркетинг.
- Концепции управления маркетингом.
Существует пять концепций:
- Совершенствования производства;
- Совершенствования товара;
- Интенсификации коммерческих усилий;
- Чистого маркетинга;
- Социально-этического маркетинга.
Концепция совершенствования производства (30-40 гг.) утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.
Условия применения концепции:
- спрос должен превышать предложение (d>s);
- существует необходимость в понижении себестоимости продукции.
Концепция совершенствования товара утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, которые обладают наивысшим качеством, лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.
Концепция интенсификации коммерческих усилий (50-е гг.) утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования (производитель стал задумываться о психологическом воздействии на покупателей). Используется к товарам пассивного спроса (товары, о которых человек не задумывается).
Концепция чистого маркетинга (новая философия бизнеса) утверждает, что залогом достижения целей организации является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов, способами.
Отличия интенсификации коммерческих усилий и чистого маркетинга.
Объект внимания | Средства достижения целей | Конечная цель | |
Интенсификации коммерческих усилий | Товар | Коммерческие усилия и меры стимулирования | Получение прибыли за счёт увеличения объёма продаж |
Чистый маркетинг | Потребитель (нужды) | Комплексные усилия маркетинга | Получение прибыли за счёт обеспечения удовлетворённости потребителей |
Концепция социально-этического маркетинга утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков, и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителей и общества в целом.
Существует так называемый треугольник целей:
1 - удовлетворение нужд потребителей;
2 - прибыли предприятий;
3 - интересы общества.
Процесс управления маркетингом.
- Содержание процесса управления.
- Анализ рыночных возможностей.
- Отбор целевых рынков.
- Разработка комплекса маркетинга.
- Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.
- Содержание процесса управления.
Процесс управления состоит из четырёх этапов.
- Анализ рыночных возможностей:
- система маркетинговых возможностей и маркетинговой информации;
- маркетинговая среда;
- рынки индивидуальных потребителей;
- рынки предприятий.
- Отбор целевых рынков:
- замер объёмов спроса;
- сегментирование рынка;
- выбор целевых сегментов;
- позиционирование товара на рынке.
- Разработка комплекса маркетинга:
- разработка товаров;
- установление цен на товары;
- методы распространения товара;
- стимулирования сбыта товара.
- Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий:
- стратегия;
- планирование;
- контроль.
- Анализ рыночных возможностей.
Маркетинговая возможность - это привлекательное направление маркетинговых усилий, на которые конкретная фирма может доиться какого-то преимущества.
Существует два метода поиска маркетинговых возможностей:
- неформальный - это чтение газет, журналов, посещение выступлений, обращение к специалисту;
- формальный - это сетка развития товара и рынков (Матрица Игоря Ансоффа).
Товар | |||
старый | новый | ||
Рынок | старый |
|
|
новый |
|
|
- Более глубокое проникновение на рынок: рост продаж в существующей целевой группе покупателей без внесения каких-либо изменений в сам товар (методы: снижение цены, реклама, пр.).
- Расширение границ рынка: для существующего товара находят новые рынки (организации, географические, демографические).
- Разработка товара: фирма предлагает на рынок новые товары (новая упаковка, модификация товара).
- Диверсификация: предложение нового товара на новые рынки.
Критерии оценки маркетинговых возможностей:
- цели фирмы;
- ресурсы фирмы.
Отбор целевых рынков.
- Замер и прогнозирование спроса - более точная оценка нынешнего и будущего размера рынка:
- выявляются все имеющиеся товары;
- оцениваются объёмы продаж каждого;
- рассматриваются все факторы и тенденции, влияющие на развитие рынка товара;
- делаются прогнозы относительно его перспектив.
- Сегментирование рынка - процесс разбивки потребителей на группы на основе их различия в нуждах, характеристиках и поведении:
- проводится сегментирование рынка, разбивка потребителей на сегменты;
- группы потребителей могут формироваться по:
-географическим принципам (город, район);
-демографическим признакам (пол, возраст, уровень доходов, уровень образования);
-социологическим принципам (принадлежность к общественному классу);
-поведенческим принципам (повод для покупок, искомые выгоды);
- составляется профиль всех целевых сегментов рынка: описание на основе различий, присущих им признаков, чтобы оценить привлекательность каждого в качестве маркетинговой возможности для фирмы.
- Выбор целевых сегментов
Г1 | Г2 | Г3 | ||
И1 (мягкость) | Г1, Г2, Г3 -возрастные группы | |||
И2 (продолжительность) | И1, И2, И3 - качественные | |||
И3 (эффективность) | характеристики препарата |
Существует пять возможностей охвата рынка.
- Концентрация на одном сегменте (И2 - Г3).
- Ориентация на покупательскую потребность (И1 - Г1, Г2, Г3).
- Ориентация на группу потребителей (Г1 - И1, И2, И3).
- Охват несвязных между собой сегментов (И3 - Г1;Г2 - И2, И3; И2 - Г3).
- Охват всего рынка.
- Позиционирование товара на рынке: обеспечение товаром не вызывающего сомнения, чётко отличного от других, желательного места на рынке и в сознании целевых потребителей.
Позиционирование проходит в три этапа:
- Позиционирование существующих товаров на рынке, когда выявляются все имеющиеся товары в данном сегменте. Определяется, чем отличаются друг от друга и что выбирает в нём потребитель.
- Схема потребительских предпочтений. Определяется, что хотят потребители, составляющий данный сегмент.
- Составляется сводная схема. Позволяет увидеть нереализованные возможности рынка и привлекательные позиции товара.
Возможны два решения позиционирования товара: