Задания аналитического раунда для 8-9 классов

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Задания аналитического раунда для 8-9 классов

1. Рассмотрите карту, выполните задания и ответьте на следующие вопросы, ход решения запишите:

Задания аналитического раунда для 8-9 классов - student2.ru

1). Определите масштаб карты двумя способами.

2). Определите азимуты и направления, по линии между точками А и Б, а также Б и А.

3). Определите абсолютную высоту, на которой расположена точка А.

4). Назовите три условных знака, показанные на карте стрелками?

5). Определите расход воды реки Мечота.

Ответ:

1). Масштаб 1:10 000 (в 1 см 100 метров)

Определение:

1- способ – по высоте сечения. h= 2,5 м. стандартный для 1:10000 масштаба.

2 – способ – определение по ширине реки. Измеряем ширину реки линейкой.

0,6 см – 60 метров

1,0 см – х метров х = 100 метров.

2). А и Б: азимут 660; направление С-В (С-ВВ).

Б и А: азимут 2460; направление Ю-З (Ю-ЗЗ).

3). Проводим через точку А перпендикуляр к ближайшим горизонталям. Расстояние от нижней горизонтали до точки А делим на измеренное расстояние между двумя соседними горизонталями, полученное число умножаем на высоту сечения (2,5 м.).

2мм/5мм×2,5= 1 метр. Данное число прибавляем показателю нижней горизонтали. 167,5м + 1м = 168,5 метров высота точки А.

4). Карьер по добыче глины, кустарник, капитальное сооружение башенного типа.

5). Расходом воды называется объем воды (в ку­бических метрах), протекающей через площадь живого сечения в единицу времени (в 1 секунду): Q=F-Vср, где Q – расход воды, F – площадь живого сечения и Vcp- средняя скорость течения.

Площадь живого сечения определяем по формуле трапеции Задания аналитического раунда для 8-9 классов - student2.ru

а= 60, b=30, h=2,4. Задания аналитического раунда для 8-9 классов - student2.ru =108 м2 Q=108м2 Задания аналитического раунда для 8-9 классов - student2.ru 0,1=10,8 м3

2. На рисунке показаны пути движения явления, имеющего метеорологические причины возникновения. В течение 24 часов 3 и 4 апреля 1974 года их возникло 148.

Необходимо назвать:

1) явление;

2) не менее двух причины его вызывающие;

3) причины именно такого прохождения явления;

4) страну, показанную на рисунке;

5) другие названия этого же явления в других странах.

Задания аналитического раунда для 8-9 классов - student2.ru
Пути движения природно-климатического явления 3-4 апреля 1974 года

Ответ:

1) Торнадо.

2) Во-первых, торнадо возникает при сильной неустойчивой стратификации, т.е. когда подстилающая поверхность сильно нагрета и термическая конвекция усиливается. Это приводит к образованию грозовых облаков, в которых развивается воронка с вращением воздуха против часовой стрелки.

Во-вторых, наличие атмосферных фронтов увеличивает вероятность роста торнадо, поскольку происходят затоки воздуха разных по свойствам (например, холодного и теплого, что будет увеличивать падение давления и рост торнадо).

3) По территории востока США торнадо прошли таким образом, т.к. формы рельефа имеют такое же субмеридиональное направление (параллельно горам Аппалачи).

4) Восточная часть США.

5) Смерч, тромб.

3. В 2011 и 2013 гг. в данном регионе, который находится на стыке литосферных плит, произошли чрезвычайные ситуации антропогенного и природного характера, однако вызваны они были силами природы. Одна из них произошла в теплое время года, другое – в холодное. В первом случае существенных последствий для территории России удалось избежать, в другом случае – ущерб был значительным для нашей страны.

Необходимо назвать:

1) природное явление, какими естественными причинами оно было вызвано, в каком году, какие были последствия (ущерб) от него, регионы России;

2) антропогенную катастрофу, какими естественными причинами она была вызвана, в каком году, какие были последствия (ущерб) от нее, страну;

3) литосферные плиты.

Ответ:

1) сильное наводнение – паводок, традиционно приходящийся на летние месяцы, летние муссонные ветры с аномально большим количеством осадков, 2013 год, затопление нескольких населенных пунктов, Дальний Восток России (Амурская область, Хабаровский край, Приморский край, Еврейская автономная область);

2) авария на японской АЭС Фукусима-1, подводное землетрясение в Тихом океане породило цунами, дошедшее до восточных берегов Азии, 2011 год (март), попадание радиоактивных веществ в атмосферу и гидросферу (может быть названо – радиоактивное загрязнение биосферы), Япония (о. Хонсю).

3) литосферные плиты – Тихоокеанская и Евразийская, также могут быть названы более мелкие такие как Филлипинская и Китайская, а также Амурская и Охотская.

4. Догадайтесь, какие изолинии приведены на рисунке? Объясните почему их значения в точках А и Б (определите названия океанов в точках) отличаются, если учесть, что они находятся на одинаковой широте и расположены практически посередине океанов. Назовите не менее трех причин.

Задания аналитического раунда для 8-9 классов - student2.ru

Ответ:

Изолинии отображают соленость вод Мирового океана в промиллях. Точка А находится в Атлантическом океане и имеет соленость больше, чем точка Б, которая располагается в Тихом океане. Чем больше температура, тем больше идет процесс испарения, следовательно, соли будут оставаться в воде, повышая общую соленость океана.

Причина 1. Разница в солености между точками А и Б объясняется тем, что площадь Тихого океана больше как испаряющей поверхности и сумма осадков, выпадающая в виде дождей, больше и составляет 500-1000 мм/год, а над Атлантическим океаном меньше (250-500 мм/год).

Причина 2. Температура вод Тихого океана немного ниже, поскольку огромные массы будут прогреваться медленнее.

Из-за большей облачности над Тихим океаном, общий приток солнечной радиации меньше – преобладает рассеянная радиация. Таким образом, на испарение затрачивается больше количество энергии, что будет способствовать уменьшению температуры – и солености тоже.

Причина 3. Точка А располагается в непосредственной близости от самого теплого океанического течения Гольфстрим, которое будет увеличивать соленость.

5. Этих уникальных природных объектов на территории Республики Башкортостан немного. Некоторые из них относятся к памятникам природы. В Зауралье, где находится один из них, в последнее десятилетие атмосферные условия изменились так, что резко изменилось и функционирование этой достопримечательности.

Необходимо:

1) определить, что из себя, представляют эти объекты;

2) назвать причины возникновения данных объектов;

3) перечислить их названия;

4) назвать самый высокий аналог в России;

5) назвать по одному самому высокому аналогу на каждом материке (при наличии).

Ответ:

1) водопад

2) для образования водопада главную роль играет рельеф, который должен быть в крутом или отвесном уступе в русле реки, воды которой будут падать с него. Преимущественно такие формы встречаются в горной части.

3) Гадельша, Кук-Караук, Ассинский, Атыш, Куперля.

4) высокий – Тальниковый (600 м, каскадный, плато Путорана, Таймыр)

5) Анхель – Южная Америка, Тугела – Африка (ЮАР), Иосемитский – Северная Америка (США), Виннуфоссен или Утигард – Евразия (Норвегия), Сазерленд (Сатерленд – Новая Зеландия) или Уолламан (Австралия).

6.Почему в Башкортостане не был построен завод по выплавке меди из медно-колчеданных руд, хотя в республике имеются крупные месторождения в Зауралье? Какой выход из сложившейся ситуации, актуален сегодня? Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

Выплавка цветных металлов энергоемкое производство, поэтому основные предприятия цветной металлургии тяготеют к источникам дешевой электроэнергии (пока это – ГЭС). В Зауралье нет топливных ресурсов и горных рек для строительства ГЭС. Зауралье не обладает и собственными электростанциями, кроме Сибайской ГТУ. Зауралье получает электроэнергию (импортирует) из соседних субъектов.

Вывоз добытого сырья на сегодняшний день осуществляется на заводы Челябинской области: цинковый концентрат – в г. Челябинск, Челябинский цинковый завод, медный – гг. Кыштым и Карабаш. В Челябинской области производство электроэнергии связано с ТЭС.

Наши рекомендации