Режимы построения в 3D-окне
Работа в 3D-окне
Трехмерная визуализация в программе ArchiCAD осуществляется средствами 3D-окна и PhotoRendering (фотоизображения). Фотоизображение наиболее реалистично, представляет собой готовую картинку, которую можно использовать для презентации проекта. Трехмерные изображения в 3D-окне строятся значительно быстрее, хотя и менее реалистичны. Преимущество таких изображений в том, что они динамичны (выполняют масштабирование, всесторонний обзор объектов в трехмерном пространстве) и конструктивны (позволяют строить и редактировать объекты). На стадии создания проекта (построения и редактирования объектов) чаще используются трехмерные изображения в 3D-окне.
Типы трехмерных проекций
Трехмерные окна позволяют создавать два вида трехмерных проекций: параллельную и перспективную. Назначение вида проекции осуществляется в окне «Настройки 3D-проекции» (меню Image - Изображение).
Диалоговое окно настройки можно открыть также при помощи пиктограммы стандартной панели или комбинацией клавиш Ctrl+Shift+3.
Окно предлагает выполнить настройку параллельной проекции (рис. 11.1) либо перспективной (см. рис. 11.4). Переключение осуществляется кнопкой Perspective Settings/Parallel Projection Settings.
Параллельная проекция
В настройках диалогового окна (рис. 11.1) с левой стороны расположено окно предварительного просмотра текущей проекции. Окно навигатора (в центре) позволяет при помощи мыши установить положение камеры и солнца. Положение цели при этом остается неподвижным. Перемещение камеры и солнца при помощи мыши осуществляется по кругу с шагом в 5°. Произвольные значения азимутов камеры и солнца, а также высоту солнца можно задать в поле редактирования. Если щелкнуть на изображении домика в правом верхнем углу окна настройки, откроется графическое меню со стандартным набором параллельных проекций (рис. 11.2). Можно создать на базе стандартной проекции любую произвольную (пользовательскую), если изменить положение координатных осей. Это можно сделать в окне предварительного просмотра (двигая оси мышью) или изменить значения в поле координат справа.
Кнопка Pre-Sets сохраняет текущий вид (для анимационного просмотра). Кнопка More Sun (Больше солнца) открывает диалоговое окно настройки солнечного освещения (рис. 11.3).
В окне задается процентное соотношение интенсивности солнечного света (Sunlight) и окружающей среды (Ambient Light). Процентная доля прямого солнечного света назначается в окне Contribution to Ambient. Туман (Fog) задается цветом и насыщенностью (High, Middle, Low, Off - высокий, средний, низкий, отсутствует). Географическое положение проекта определяется городом (список городов можно пополнить). Время года и дня позволяет определить высоту солнца. Наконец, компасом можно задать ориентацию проекта.
Перспективная проекция
Левое окно предварительного просмотра (рис. 11.4) показывает текущий фрагмент плана этажа. Если вы хотите создать перспективу другого фрагмента или всего плана, предварительно измените визуализацию экрана и вновь запустите окно настройки перспективной проекции. При помощи мыши вы можете изменять положение цели (в виде кружочка), положение камеры (камера находится в вершине угла обзора и соединяется с целью по прямой) и положение солнца. Если изображение цели или камеры недоступны в окне предварительного просмотра, их можно установить в нужную позицию: Alt- щелчок устанавливает положение цели, Shift-щелчок устанавливает положение камеры. В правой части окна настраивается высота цели (Target Z) и высота камеры (Camera Z), дистанция между целью и камерой, угол обзора камеры (View Cone), положение солнца.
Режимы построения в 3D-окне
Режимы построения в окнах трехмерных проекций назначаются в меню Image (рис. 11.5).
Режим блочной модели (Block) - самый быстрый способ трехмерной визуализации. Позволяет увидеть размещение объектов друг относительно друга, без подробной детализации.
Режим каркасной модели (Wireframe) - просмотр объектов в виде каркасов, с построением ребер и граней.
Режим просмотра в скрытых линиях (Hidden line) - та же каркасная модель, но с удалением невидимых ребер и граней.
Режим с раскраской и тенями (Shading) - просмотр всех видимых поверхностей объектов с учетом цвета заданных им покрытий и затененных областей.
Скоростью и качеством изображения в трехмерном окне управляет настройка 3D Engine. По умолчанию используется внутренний движок (далее механизм) Internal 3D Engine. Внутренний механизм обладает более широким спектром настроек (векторной штриховкой, построением теней и т.п.). Механизм OpenGL обеспечивает только два режима (каркасную и цветную) без построения теней.