Глава 10 ● западная ветвь 2 страница

В нашем распоряжении имеется запись одного рассказа о событиях, имевших место примерно лет 60 тому назад, и, следовательно, служащая как бы прямым дополнением к одновременным записям К.А. Сатунина. Это рассказ о “гулейбаны”, который якобы водится в горах Талыша в Азербайджане, услышанный автором сообщения уже много лет тому назад от старика колхозника Аллахверды Мирзаева. “Старик рассказывал, что в горах многие встречали человекоподобное существо ростом больше самого большого человека, обросшее шерстью. Местные жители называли его “гулейбаны”. Старик Аллахверды рассказывал, что он по ночам в горах издавал громовый рев, мало похожий на человеческий крик… Один охотник, который много раз встречался с ним в лесу, но из-за разных религиозных предрассудков не стрелял в него раньше, однажды решился и с близкого расстояния выстрелил в гулейбаны. Тот, издав громовый крик, скрылся в лес. Охотник, придя в село, рассказал о своем выстреле в гулейбаны. Заинтересованные рассказом охотники-крестьяне пришли в горы, куда их привел охотник, в том месте, где гулейбаны был подстрелен, обнаружили кровь и пошли по кровавому следу. Зверь перешел через реку и упал. Крестьяне действительно нашли мертвое, большого роста, очень похожее на человека существо, густо обросшее шерстью, с длинными руками…” (ИМ, II, №68). Имеются и более современные рассказы некоторых жителей селений, расположенных вблизи Талышских гор, о нападениях на них таких “гулейбаны”, скрывающихся в топких болотах. Что касается термина “гулейбаны”, то он записан и в употреблении азербайджанцев, проживающих далеко от Талышских гор, в других районах Азербайджанской ССР (например, г. Шамхор Кировобадского района). Но что дело не сводится к названию и к народным преданиям, об этом свидетельствуют современные показания лиц, даже не знакомых с каким-либо названием.

Капитан Белалов, сотрудник Белоканского районного отделения милиции Азербайджанской ССР, сообщил о случае, произошедшем летом 1947 года с одним старшиной милиции, служившим вместе с ним в Астаринском районном отделении милиции Азербайджанской ССР, вблизи границы с Ираном. Звали этого старшину Рамазан. Все сотрудники указанного районного отделения милиции, говорит капитан Белалов, знали его как человека честного и дисциплинированного, и поэтому не было причин сомневаться в правдивости его рассказа. “Прежде чем старшина рассказал нам, что с ним случилось, у нас в райотделе милиции стало известно, что он ночью, возвращаясь с дежурства, подвергся какому-то странному нападению и теперь лежит дома больной, напуганный и поцарапанный. Через 10 дней старшина поправился, вышел на работу и сообщил нам следующее. Отстояв в наряде, он поздно вечером возвращался домой. Ярко светила луна. Старшина был вооружен пистолетом и спокойно шел в свое селение, что недалеко от Астары. Случаев нападения хулиганов или грабителей в окрестностях этого селения давно уже не наблюдалось. Перед селением течет небольшая речушка, через которую перебросили мостик, а рядом растет несколько деревьев. Как только старшина перешел мостик, из-под одного дерева выпрыгнуло громадное лохматое существо, обхватило старшину своими руками, сильно сжало, понесло к дереву и там бросило. Возле дерева находилось второе подобное существо. Оба они издавали какие-то странные нечленораздельные звуки и с любопытством начали разглядывать и ощупывать старшину, причем особое внимание привлекли блестящие пуговицы на милицейском кителе, и лицо старшины. Старшина был настолько испуган, что даже забыл о наличии оружия, но все же сознания не потерял. Он видел перед собой, как он говорит, двух огромных диких людей, без одежды, покрытых густым волосом темного цвета. Это были мужчина и женщина. Женщина была немного меньше мужчины. У нее были длинные сильно свисающие груди и длинные волосы на голове. На лицах обоих существ волос не было, но лица были очень страшные, кожа на них была темная и они были похожи на лица обезьян. Старшина уверял нас в том, что он видел все эти детали, т.к. луна светила ярко и даже под деревом была хорошая видимость. Оба существа просидели возле лежавшего под деревом старшины всю ночь. Как только старшина начинал шевелиться, самец угрожающе рычал и набрасывался на старшину; при этом он поцарапал ему лицо. Старшина был очень напуган, но ему хорошо запомнилась следующая подробность в конце этой страшной ночи. Как только самка начинала трогать старшину, самец принимался рычать на самку и оттаскивал ее, проявляя тем самым что-то похожее за ревность. Когда же самец набрасывался на старшину, самка начинала рычать и отталкивала его от лежащего, как бы заступаясь за последнего. Один раз они даже подрались между собой. Как только начался рассвет, оба человекообразные существа быстро ушли в лес, а старшина, пролежав еще несколько минут, побежал домой. Только дома он пришел в себя и вспомнил, что при нем все время находился пистолет и что на месте происшествия осталась лежать его фуражка. Утром он послал за фуражкой детей и они принесли ее. Пробыв дома 10 дней и оправившись от испуга, старшина вышел на работу, где и рассказал нам эту историю. Рассказывал очень обстоятельно и чувствовалось, что все это он действительно пережил”.

Капитан Белалов одновременно сообщил, что ему неоднократно приходилось слышать в горных районах Азербайджана о случайных встречах жителей с человекообразными существами, напоминающими не то больших обезьян, не то каких-то диких людей (Сообщение капитана Белалова от 4 июня 1960 года, записано Ю.И. Мережинским. Архив Комиссии по изучению вопроса о “снежном человеке”).

В 1961 г. в районе Талышских гор на большом пространстве собраны сотни записей рассказов населения об обитающих в этих местах, по их словам, диких волосатых людях: “гулейбаны” (самцы) и “вильможин” (самки). Древний обычай якобы запрещает местным охотникам убивать их. Утверждают, что к осени эти существа появляются и вблизи селений — на бахчах, в садах. Летом они придерживаются речек, изобилующих рыбой, лягушками, крабами. Ряд охотников описывает их следы зимой на снегу. Все информаторы подчеркивают, что рост “гулейбаны” выше человеческого, что ходят эти существа на двух ногах, имеют густые бурые или желтоватые волосы на всем теле, длинные волосы — на голове, весьма длинные руки, при встрече оскаливают зубы. Группа советских зоологов обнаружила на звериной тропе в глухом лесу свежий след взрослой “вильможин” (самки) вместе со следом детеныша. Сделаны зарисовки этих следов (длина следа самки — 31 см). После долгого тропления ввиду приближения темноты пришлось прекратить дальнейшее продвижение вглубь леса по следу (Сообщение от 3 октября 1961 г. Архив Комиссии по изучению вопроса о “снежном человеке”).

Инженер А.С. Ермолаев, в течение ряда лет бывавший в горах Талыша, собрал много сведений о верованиях и священных кумирнях племени татов. По словам местных азербайджанцев, таты иногда убивают в качестве жертвы “диких людей”, водящихся в этих горах, местопребывание которых якобы известно татам, но держится ими в секрете (Сообщение С.Г. Мюге от 24 марта 1962 г.).

Северный Азербайджан

В районах, примыкающих к Главному Кавказскому хребту, для обозначения человекоподобного волосатого существа обычно применяется другие названия: “вехши-адам” или “меша-адам”; встречается также и другой на первый взгляд несколько странный термин: “гиена” — “каптар” (или “кафтар”), — однако вспомним, что подобное существо в других географических областях определяют с помощью местного названия медведя, горного козла (киик), что служит как бы синонимом понятия “дикое животное”.

Летом 1959 г. в Белоканском, Закатальском и Кахском районах Азербайджанской ССР среди горцев был собран некоторый предварительный опросный материал, характеризующий их представления об этом “диком человеке” Главного Кавказского хребта. Большая часть этих записей еще не опубликована. Но мы можем сделать краткий обзор тех, которые доложены и представлены Комиссии по изучению вопроса о “снежном человеке”, в том числе и сводку значительной части собранных опросных данных, составленную Ж.И. Кофман (Опросный материал, собранный самоотверженным трудом врача Ж.И. Кофман, составляет главную массу приведенных ниже данных по Северному Азербайджану). Прежде всего необходимо отметить разное отношение местных жителей к соответствующим рассказам. Многие не верят им, считая сказками. Другие, в том числе некоторые ответственные местные работники, думают, что эти существа представляют собою “одичавших” людей, т.е. покинувших человеческое общество в отдаленные или недавние времена, например, в период кавказских войн XIX в., во время революции, в последующие годы, в том числе скрывшихся в горах от родовой мести или судебных преследований. Что касается мусульманского духовенства, мулл, то они придают какую-то тайную мистическую связь этим человекоподобным существам со своим учением и всячески препятствуют сбору сведений о них. Заслуживает внимания замечание Ж.И. Кофман о том, что местное население в общем плохо знает окружающий животный мир, охотникам известны лишь те представители фауны, которые обладают промысловым интересом (медведь, кабан, тур, шакал, фазан), и, напротив, не представляющие промыслового интереса звери, как, например, енот-полоскун, хотя количество голов его в Белоканском и соседних районах достигает 4000, абсолютно неизвестны даже лучшим охотникам. Охотники здесь мало знакомы с повадками и тех немногих зверей, которых они преследуют.

Серия из имеющихся сорока с лишним записей рассказов о встречах и наблюдениях “дикого человека” в указанных районах Азербайджанской ССР позволяет выделить количественно доминирующую группу сообщений, весьма напоминающих обычные в других географических областях описания “снежного человека”. Основное отличие “меша-адама” или “каптара” от человека — это волосяной покров, иногда также более высокий рост. Приводим обобщающие выводы Ж.И. Кофман. Шерсть — гладкая, рыжего, коричневого или черного цвета, густая. О ее длине показания различны. Рост — в большинстве рассказов крупный, не менее 1,8 м, часто — больше, до 2 и даже 2,1 м. В большинстве случаев не отмечается существенных отличий от пропорций и строения человеческого тела, хотя часто указываются очень длинные пальцы кисти. В одном случае отмечены выдающиеся нижние клыки. Однако в некотором проценте записей выступают и иные признаки. Рост существа оказывается не выше человеческого, а наоборот, ниже. Изредка рассказчики указывают длинные руки, достигающие колен, сильную сутулость; отсутствие шеи так что голова уходит прямо в плечи; удлиненную яйцеобразную форму головы. Ж.И. Кофман произвела количественную группировку имевшейся в ее руках серии рассказов, показывающую, например, что за последние пять лет из тринадцати встреч семь произошли в горах, а шесть в лесах долины р. Алзани, в низине. Из серии в шестнадцать встреч за 1947 – 1950 гг. на весну падает четыре, на лето и начало осени — десять, на позднюю осень и зиму — две. Из той же серии на ночное время приходится семь встреч, на вечер и утро по три, на дневное время ни одной, остальные три встречи не уточнены. В девяти случаях из шестнадцати “лесной человек” сам, хоть и с осторожностью, подошел к очевидцу, в том числе в трех случаях приблизился к костру; в семи случаях, напротив, “лесной человек” был обнаружен очевидцем совершенно неожиданно для последнего. Ни в одном случае не отмечено нападения “меша-адама” на человека или даже его особенно панического бегства при встрече, так что испуг, пожалуй, больше испытывал человек. Из указанной серии встреченных “меша-адам” шесть были безусловно самцами, двое — самками (легко отличимыми по длинным грудям, якобы даже забрасываемым за плечо), в остальных случаях половая принадлежность не уточнена при записи (Предварительный отчет Ж.И. Кофман, Архив Комиссии по изучению вопроса о “снежном человеке”).

Приведем на выборку несколько конкретных штрихов из отдельных записей. Наврус Кулиев, 35 лет, описывает виденного им в ночное время “человека”, покрытого рыжей шерстью длиной в 5 – 6 см, он стоял на полусогнутых ногах и весь выглядел полусогнутым, так что, по мнению рассказчика, выпрямившись он должен был иметь очень большой рост. “Сутулый, грудь широкая, очень широкие плечи, руки мощные, мускулистые, длиннее чем у человека. Кисть руки и похожа и не похожа на человеческую, более крупная, на тыльной стороне кисти немного волос. Лицо как у калмыка или у обезьяны, но больше похоже на калмыка. Лицо крупное, мордастое. Зубы крупные, рот в два раза больше чем у человека”. Рассказчик относит это наблюдение к 1952 г., когда он жил в г. Шамхоре. Когда на утро он рассказал о виденном существе своей матери, последняя сказала, “что эти звери называются у нас гулейбани”.

Раджаб Нурмамедов, колхозник, рассказывает, что в апреле 1959 г. отправившись утром за дровами в горы, увидел метрах в сорока вверх по склону существо, которое сначала принял за медведя, пока не разглядел, что оно стоит прямо на двух ногах, что голова его покрыта длинными густыми волосами; будучи окликнут, повернулся и медленно ушел в лес на двух ногах. Гамсат Хисиев, колхозник, рассказывает, что летом 1955 или 1956 г. он видел в лесу на расстоянии 25 м человекообразное существо, на котором не было одежды, а весь он был покрыт темно-серой шерстью. Очень длинные волосы свешивались с головы на грудь. Фигурой похож на человека, но мало развитого, худого. Тыльная сторона кистей рук волосатая. На оклик этот “человек” медленно пошел в лес, а рассказчик следовал за ним на расстоянии 25 – 30 м. около километра; встретившуюся речку “человек” перешел вброд, с противоположного берега на короткое мгновение обернулся (тут рассказчик вторично увидел его лицо) и затем скрылся в лесу. Камал Алиев, пчеловод и охотник, рассказывает, что в сентябре 1957 г., заночевав у костра высоко в горах, он, проснувшись, при свете костра и луны в двух метрах от себя видел существо, имевшее фигуру человека, ростом около 1,8 м., хорошо развитого, без одежды, мужского пола, сплошь покрытого густой шерстью каштанового цвета; особенно длинные волосы были на голове, они свешивались на лицо, но на щеках волосы отсутствовали. Существо стояло совершенно неподвижно, прямо, свесив вдоль туловища руки и не проявляло враждебных намерений, когда Алиев выстрелил из ружья, “дикий человек” неторопливо ушел в лес, — спиной он тоже походил на человека, волосы с головы спадали до лопаток и даже несколько ниже. Гейсар Бахшиев, 34 лет, каменщик, в марте 1959 г., подъехав к речке, увидел существо, похожее на человека, сначала стоявшее на четвереньках, затем упавшее на живот в воду, так что торчала одна голова, наконец вставшее в воде на ноги, вышедшее на противоположный берег и, подняв руки со скрюченными пальцами до уровня лица, очень сильно закричавшее (“уши надо закрывать, когда кричит”). По описанию, он был около 2 м роста, худой, длинные пальцы и руки, весь покрыт коричневой шерстью, на голове волосы особенно длинные, темные. “Лицо как у человека, только губы сильно вытянуты вперед”. “Как у обезьяны?” “Зачем как у обезьяны! я видел обезьяну. У обезьяны морда сильно вытянута вперед, как у собаки. А у этого меньше чем у обезьяны, но больше чем у человека. У него морда как бы середина между человеком и обезьяной”.

Нажматык Гудулов, 49 лет, шофер, в 1955 г. на рассвете в лесу на расстоянии около 15 м, осветив электрическим фонарем, ясно рассмотрел человека без одежды, сплошь покрытого густой коричневой шерстью. Это ни в коем случае не был медведь, так как на двух ногах он ринулся сначала к одной обочине дороги, в колючие кусты, затем перебежал через дорогу к левой обочине и, наконец, все так же на двух ногах убежал в лес. Рассказчик видел его преимущественно со стороны спины и подчеркивает особенно длинные волосы на голове. Ширин Екабашов, 22 лет, колхозник, рассказывает, что всего за несколько дней до опроса, в октябре 1959 г., он ехал на подводе запряженной буйволами, справа на дорогу быстро выскочило на двух ногах существо, похожее на человека большого роста, остановившись в 3 – 4 м от подводы, а затем так же быстро, на двух ногах перебежало дорогу влево, существо было покрыто шерстью темного цвета в 5 – 6 см длиной, фигурой оно походило на человека. Израфид Азимов, 47 лет, чабан, рассказывает, что в марте 1959 г. в долине р. Алазани к его костру подошел греться “человек”, покрытый волосами серо-коричневого цвета, не было волос только на ладонях рук, которые он протянул к огню. “Руки длинные. Лицом похож на обезьяну. Волосы на голове, как спутанная грива. Шея короткая, голова прямо уходит в плечи… Все думаю: как на обезьяну похож. Большую обезьяну, наверное 1,8 м. Сильный. Как рванулся — сразу вырвался из моих пальцев”. Шамсатдин Софиев, 30 лет, чабан, в сентябре 1947 г. на р. Алазани на рассвете видел подошедшего “человека” без одежды, мужского пола, покрытого волосами каштанового цвета, и выстрелом отогнал его. Мусса Мустанаев, 75 лет, охранник, в 1955 или 1956 г. осенью утром в стороне от дороги, услышав откуда-то сверху свист, увидел стоящего на дереве на двух суках “меша-адама”. Эти примеры можно было бы еще долго продолжать, так как опросный материал довольно велик. Однако и приведенные образцы дают достаточное представление о характере сообщений. Многие из опрошенных подробно описывали крики “меша-адамов”. Другие дали конкретные сведения об их следах. Так, согласно одному описанию, отпечатки стопы очень напоминали след босой человеческой стопы с той разницей, что большой палец отстоял в сторону, когда информатору было показано изображение “шиптоновского” снимка следа снежного человека, он исправил: большой палец, по его мнению, отстоит еще больше чем на рисунке; длина следа, по его словам, 35 см, хорошо видны отпечатки пяти пальцев и пятки, заметны отпечатки длинных ногтей, середина же стопы отпечаталась очень слабо и в этом месте след узкий; такие следы были прослежены на расстоянии 50 м. Другой информатор описывает след на снегу длиною в 25 – 30 см, причем передняя часть стопы шире человеческой, все пять пальцев параллельны, следов когтей не было. Информатор, опытный охотник, отлично знающий следы зверей, уверенный, что то не был след медведя, прошел по этому свежему следу около двух километров, размах шага был небольшой — существо шло не спеша, но догнать его не удалось. Еще один информатор описывает след виденного им “волосатого человека”, как подобие босой человеческой ноги, на которую нужен был бы ботинок примерно 45 размера.

Еще один рассказ. Исрафил Халилов, 67 лет, рабочий местпрома, летом 1945 г. заготавливал известь вместе с 18-тилетним Шамилем Алгаевым в районе Казбина, вблизи леса. “Вечером мы развели костер, варили мясо. Затем показался человек, обошел кучу камней недалеко от нас, и сел на камень в десяти метрах от костра и метрах в двух от Шамиля, который сидел поодаль. Вначале мы думали, что это человек, который пришел нас напугать и с этой целью надел шубу наизнанку. Потом мы увидели, что это не шуба, а шерсть, покрывающая все тело… Человек взял камень в правую руку величиной примерно с большой кулак (там много камней лежало) и стал бить им о камень, на котором сидел. Ударил он два-три раза, сильно, и камень разбился на мелкие куски… Он ничего не говорил. Мальчик кинул ему кусок хлеба, он не взял его и продолжал сидеть. Так мы сидели долго, час, может быть больше. Мы тихо переговаривались, а он сидел, смотрел по сторонам. Когда мы смотрели на него и заговаривали о ним, он что-то не то бормотал, не то рычал, и оскаливал зубы. Потом мы уже хотели спать, и не знали, что делать. Я сказал мальчику: “дай ружье”. Как только я взял ружье в руки, тот сразу убежал — на двух ногах, как человек, а как он бежал дальше, на ногах или на четвереньках, мы не видели, только слышали производимый шум. Это был мужчина ростом немного выше человека, худой. Шерсть черного цвета, — так по крайней мере нам показалось в темноте, — прямая, не курчавая, длинная. Особенно длинные волосы на голове, они закрывают все лицо, поэтому лоб, брови, уши мы не видели. Взгляд как человеческий. Руки очень длинные. Кисти рук очень крупные. На тыльной стороне кисти и на первых фалангах — шерсть, остальная часть пальцев без шерсти. Ногти очень длинные — 4–5 сантиметров. Пальцев на ногах мы не разглядели” (Все приведенные примеры даны по записям Ж.И. Кофман, Ю.И. Мережинского и Ю.Л. Зерчанинова; Архив Комиссии по изучению вопроса о “снежном человеке”).

В Лагодехском заповеднике Грузинской ССР, граничащем с указанными районами Азербайджанской ССР, пастух Шарафудин Магомедов, 6-ти лет (уроженец сел. Камелюх, Дагестан), на верхней границе леса встретил, по его словам, осенью 1957 года обросшую шерстью женщину, которая при виде его издала сильный крик и убежала, при этом забросив груди на плечи. Он же рассказал, что в июне 1958 года наблюдал нечто подобное на краю лесной зоны на юго-восточном склоне горы Большой Моуров (на границе Закатальского заповедника Азербайджанской ССP). Разыскивая потерявшегося барана, он, по его словам, услышал сильный крик и, обернувшись, увидел человека, обросшего темной шерстью длиной примерно в три пальца. Рост “человека” — высокий; на лице — редкие волосы.

На то же самое место указывает рассказ пастуха Мало-Магома, 20-ти лет (уроженец сел. Камелюх), работающего в колхозе им. Ворошилова, Белоканского района Азербайджанской ССР. Согласно его рассказу, 13 августа 1959 г., на хребте Большой Моуров, где он пас баранов, примерно в 6 часов вечера (было еще совсем светло), он увидел, как из леса ущелья речки Аттар-Тали-чай, стекающей с восточного склона хребта Большой Моуров в сторону Закатальского заповедника, вышла женщина “каптар” и направилась в ту сторону, где он сидел. При выходе из леса “каптар” издала крик, похожий на плач ребенка. Когда, поднявшись на хребет, она увидела рассказчика, то издала сильный хриплый крик, не похожий на человеческий. Затем не торопясь она перешла хребет и стала медленно спускаться по западному склону в лес, в сторону ущелья Кара-Мехед. Спускаясь, “каптар” три раза оглядывалась, при этом откидывая волосы со лба. Расстояние от ущелья, откуда вышла “каптар”, до ущелья, куда она спустилась, — 1,5 – 2 км. На всем пути она примяла высокую траву, и эту тропу в траве видели 5 пастухов, позванных рассказчиком к месту происшествия, что подтверждено их заявлениями. Тропа, проложенная “каптар” в траве, поднималась и спускалась по линии наибольшей крутизны, чего, по словам пастухов, не сделал бы медведь или любое другое известное им животное. Мало-Магом утверждает, что совершенно не был испуган и поэтому хорошо рассмотрел “каптар”, которая прошла от него на расстоянии 40 – 50 м. Согласно его описанию, “каптар” ростом выше среднего мужчины. Все тело покрыто волосами темно-коричневого цвета длиной около 3 см. На ладонях волос нет, а на тыльной стороне кисти волосы растут до середины пальцев. Руки длиннее, чем обычно у человека. Пальцы рук тоже длиннее обычных человеческих и были плотно сжаты между собой. Шла “каптар” выпрямившись, плечи не широкие. Волосы на голове длиннее, чем на теле. На лице около глаз волос совсем нет, на остальной части лица — небольшие волосы. Надбровья сильно выступают, глаза сидят глубоко. Губы тонкие. Рот широкий. Зубы не больше, чем у человека. Тело худое. Груди длинные. Ступни ног короче, чем у человека, но шире (Архив Комиссии по изучению вопроса о “снежном человеке”).

Приведенные записи относятся по преимуществу к 1959 г. Добавим к ним еще несколько, сделанных Ж.И. Кофман и другими лицами в летний экспедиционный сезон 1960 г.

Вот, например, краткая запись обстоятельной двухчасовой беседы проведенной врачом Ж. Кофман, врачом И. Кулиевой и зоотехником Ю. Ахадовым (последние двое — работники Райкома КП Азербайджана) в г. Нухе 13 октября 1960 г. с Джамал Гаджи Бала Оглы Лативовым, азербайджанцем, 32 лет, работником гидростанции. В марте 1959 г. Лативов, по его словам, пошел в лес за дровами в километрах 7 – 8 от пос. Киш. Он подходил к месту работы около 11 – 12 час. дня по негустому лесу, когда увидел, что со стороны гор, сверху, к нему спускается существо, похожее на человека, но все покрытое волосами. Оно уверенно шло прямо на Лативова и внезапно остановилось метрах в 10 только когда он, выхватив из-за пояса топор, вскрикнул: “куда ты!” Очень долго стояли они, смотря друг на друга, может быть, полчаса. Потом волосатый человек вдруг повернулся и спокойно ушел в ту сторону, откуда пришел. “Одежды на нем не было. Стоял прямой, на двух ногах, как человек. Среднего роста, но очень широкая спина, широкая грудь и сильные мощные руки. Не сутулый. Руки такой же длины как у человека. Кисти и пальцы крупные. Ногти широкие, как у человека, но длиннее; они не сдавлены с боков и не загнуты, как когти медведя, а прямые, но широкие и длинные. Голени и верхняя часть стопы покрыты густыми, длинными, на вид очень жесткими волосами, можно было рассмотреть только наружную лодыжку. Пальцы на ногах видны плохо, да и не обратил внимания, заметил только светлые ногти. Лицо было плохо видно из-за свешивающихся на него длинных спутанных волос. Я видел только глаза, отчасти нос и рот. Он смотрел на меня, как бык. Глаза небольшие, посаженные не глубоко. Рот как у человека, но губ я не видел. Лицо волосатое, а там, где просвечивает кожа, очень черное. Из-под волос торчали уши, они тоже были черные. Зубы ровные и белые, не крупнее чем у человека, — я их очень хорошо видел во второй раз, когда сидел на дереве (см. ниже). Шерсть очень густая, но трудно сказать какой длины, — по-моему, сантиметров 8. Шерсть не вьется. Мне показалось, что на груди больше волос, чем на спине. На ягодицах же волосы были короче и значительно реже и просвечивала темная кожа(!). На пояснице очень густые и длинные волосы, они частично прикрывали верхние части ягодиц. Волосы на плечах и в верхней части туловища настолько густые, что нельзя было определить, где кончаются волосы, свешивающиеся с головы. Шеи не было видно совсем. Судя по отсутствию грудей и мощному телосложению, думаю, что это был мужчина, но живот и низ живота были покрыты густой шерстью”.

На этом приключения Лативова не закончились. Несмотря на испуг, он решил начать работать, чтобы не потерять день; ведь в полутора километрах на дороге ждала запряженная лошадь. Решил, что во второй раз волосатое существо не придет. Но едва срубил одно дерево, как существо опять появилось оттуда же, как и в первый раз. На этот раз оно надвигалось быстро, и Лативов, опасаясь нападения, засунул топор за пояс, отбежал в сторону и влез на дерево 3 – 4-х м высотой. “Волосатый человек подошел к дереву и стоял там на одном месте, наверное, около 2-х часов, — у меня онемели руки держаться за ветви. Время от времени он закидывал голову и смотрел на меня. Иногда он резким движением складывал кисти, просовывая пальцы друг в друга, и сложенные таким образом кисти забрасывал себе на голову, причем волосы ерошились еще больше. При этом он оскаливал зубы, но ни разу не издал ни единого звука. У меня было такое впечатление, что первый раз он был спокоен, а во второй раз — нервничал, по-моему, он что-то хотел от меня. Потом он повернулся и ушел, на этот раз в сторону обрыва, к речке. Кстати, когда, во второй раз, он приближался к тому дереву, на котором я сидел, то на крутом спуске схватился правой рукой за осину, толщиной в человеческую руку, очевидно, чтобы удержаться, но при этом дерево вырвал с корнями и тут же бросил. Никогда раньше я не слыхал о таком существе и не знаю, что это такое и как это называется. Если бы не шерсть и длинные ногти, можно было бы сказать, что это точно человек”.

Лативов нашел в себе упорство, спустившись с дерева, заготовить дрова, положить их на повозку и привезти домой. Но там ему стало плохо, он проболел 22 дня, из них 10 дней был в тяжелом состоянии. Рассказал родным о происшествии только по выздоровлении. Пять охотников ходили осматривать местность, но ничего не нашли.

Рамазан Наурудов, 48 лет, азербайджанец, пос. Поштбина, колхозник, рассказал, что в 1951 г., работая сторожем на складе орехов, он как-то рано утром, в сентябре, услышал плеск в речке и, решив подойти проверить, увидел стоявшую в речке женщину, всю покрытую черной шерстью. На голове волосы были очень длинные. Груди спускались до низа живота. Будучи вооружен мелкокалиберной винтовкой, Наурудов решил убить волосатую женщину и стал подкрадываться. Но стоило хрустнуть ветке под его ногой, как волосатая женщина стремительно убежала в кусты; бежала на двух ногах, как человек. Мустафа Мустафаев, 50 лет, пос. Казма, бригадир колхоза им. Ленина, по его словам, в сентябре 1954 г. в местности Джин-Джар-Тала, проезжая верхом по опушке леса, увидел существо, похожее на человека. “Он шел на двух ногах, не спеша, по полю, по направлению к лесу, наперерез мне, на расстоянии примерно 70 – 80 м. Рост высокий, выше человека. Весь покрыт волосами, как медведь. На голове — длинные черные волосы, спускающиеся на грудь. Когда я заметил его, я испугался, остановил лошадь. Он тоже увидел меня, но продолжал таким же шагом двигаться к лесу. Пересек мне дорогу. Углубившись в лес на 20 – 30 м. закричал очень громким, сильным, страшным голосом. Кричал два-три раза, крик протяжный”. Несколько дней спустя, недалеко от предыдущего места вечером Мустафаев метрах в 80 вновь увидел такое же существо, шедшее на двух ногах, не спеша. Он был весь покрыт рыжими волосами. На этот раз он не кричал. И, наконец, в декабре того же года в другом месте того же района, опять-таки к вечеру Мустафаев снова увидел такого же “лесного человека”, “заметив меня, он снова закричал тем же очень страшным криком, — кричал два-три раза”. По словам Мустафаева, в Тугой-Чох эти существа жили последние 3 или 4 года, судя по тому, что каждую ночь люди слышали их крики. В 1954 г., по его словам, четыре женщины видели “меша-адама” в Пастех-Булаке (где и рассказчик во второй раз). По его же словам, бесстрашная женщина Санам Мамедова, работающая охранником, видела такое существо дважды. Зимой криков “меша-адама” в лесу не слышно, куда они уходят — неизвестно. Интересны слова, которыми Мустафаев закончил беседу: “Вот жалко, что я не знал, что науке нужен такой меша-адам. Эх, как жалко! Я ведь мог поймать его тогда. Правда, первый раз я испугался, ни за что не подошел бы близко. Потом узнал, что люди его часто видят и он никого не обижает. У меня лошадь была, аркан. Но я не знал, что это нужно науке. Думал — давно знают”.

Наши рекомендации