VI. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Натуральные живые пособия – комнатные растения.
Гербарии; коллекции насекомых; чучела и скелеты представителей различных систематических групп.
Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
Географические и исторические карты;
Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).
Измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки.
Набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации.
Складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т.д. Для проведения экскурсий в классе полезно иметь набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Характеристика деятельности учащихся. УУД |
Подготовка к путешествию. Инструктаж по ТБ на уроках. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей, которые можно оценить как хорошие или плохие | Познакомиться с тем, как ученики будут учиться (Н – на необходимом уровне). Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н). Сравнивать природные объекты и изделия (искусственных предметов), выделяя их существенные свойства, различать объекты живой или неживой природы (Н) | ||
Общие слова – понятия. Безопасность в доме. | Определятьцель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Знатьэлементарные сведения о трёх состояниях веществ | Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н). Сравнивать природные объекты и изделия (искусственные предметы), выделяя их существенные свойства (П – на программном уровне). Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности (П). Приводить примеры явлений природы (Н). Приводить примеры веществ, описывать их (Н). Называть особенности различных состояний веществ (П) | ||
Из чего состоят все предметы Повторение и проверочная работа № 1. | ||||
5-6 | Природные часы, календарь, компас | Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Уметь пользоватьсякомпасом. Определять по нему стороны света | Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы (Н). Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н). Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П) | |
Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Безопасность в доме. | Знать: - что Земля имеет форму шара, что горизонт -воображаемая линия. Основные стороны горизонта, элементарные сведения об астрономии (космос, небесные тела, планеты, звезды);закон всемирного тяготения | |||
Глобус – модель Земли | Уметьиспользовать законы и правила для осмысления своего опыта, пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы | |||
Повторение и проверочная работа № 2. | ||||
Контрольная работа №1 | ||||
Земля в космосе | Знать: понятиявоображаемая ось, земная ось; значение вращения Земли вокруг своей воображаемой оси | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П) | ||
Земное притяжение. Личная безопасность в доме. | Знать закон всемирного тяготения и его проявления | Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П) | ||
13-14 | Смена дня и ночи. Проверочная работа № 3. | Уметьразличать утро, день, вечер, ночь; Пользоваться часами | Сравнивать и различать день и ночь, времена года (Н). Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н). Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на модели (П) | |
15-16 | Смена времён года. | Уметьразличать времена года по основным признакам; пользоваться календарем; показывать линию горизонта. | ||
Где на Земле теплее | Знать: значение вращения Земли вокруг своей воображаемой оси | |||
18-19 | Погода и климат. Климатические условия РБ. Личная безопасность на улице. Урок- тренинг. Проверочная работа № 4. | Уметь: определять температуру воздуха и воды с помощью термометров | Самостоятельно наблюдать природу и описывать её состояния (Н). Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н). Сравнивать погоду и климат (П). Характеризовать круговорот воды в природе (Н) | |
Контрольная работа № 2 | Определять успешность выполнения своего задания при проведении тестирования | Применение полученных на уроках знаний умений в жизни (Н) | ||
22-23 | План и карта. Карта Республики Башкортостан. | Знать условные обозначения на плане и карте.Отличия плана от карты | Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н). Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П). Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н). Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П). Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П) | |
Глобус и карта. | Знать:что глобус - модель Земли; условные обозначения на карте и глобусе; характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов | |||
Повторение и проверочная работа № 5. | ||||
26-27 | Что изображают на карте | Владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений) | ||
Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе Повторение и проверочная работа № 6 | Уметь: - показывать на карте части света, материки и океаны; - находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, части света. Уметьприменять полученные знания | |||
Водоёмы, их разнообразие . Реки и озера моего района. Личная безопасность на улице. | Знать:условные обозначения рек на карте и глобусе; характерные особенности рек. Уметь находить и показывать на карте реки, их исток и устье | Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н). Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Определять направления течения рек по карте и глобусу (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные знания (П) | ||
Равнины и горы. Формы земной поверхности Башкортостана. Повторение и проверочная работа № 7 | Уметь: - показывать на карте части света, материки и океаны; - находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, части света | |||
Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте | Уметь: - показывать на карте части света, материки и океаны; - находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, части света | |||
Горные породы. Полезные ископаемые родного края. | Знать: - полезные ископаемые, - их значение в хозяйстве человека, -бережное отношение людей к полезным ископаемым, - полезные ископаемые родного края | |||
35-36 | Моря и острова. Проверочная работа № 8. | Знать: условные обозначения островов на карте и глобусе; характерные особенности островов и полуостровов | ||
Полуострова и острова. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте | Уметь:находить и показывать на карте острова и полуострова | |||
Контрольная работа №3 по теме «Что изображают на глобусе и карте» | Знать: условные обозначения морей, островов на карте и глобусе; характерные особенности морей. Уметь:находить и показывать на карте моря, острова | |||
Экологические системы. Экосистема Бакалинского района. Пожарная безопасность | Знать понятие экосистемы | Характеризовать экосистемы (на одном-двух примерах) (П) | ||
Экологические системы Влияние человека на природные сообщества. | Уметь: распознавать ландшафты основных природных зон. Перечислять порядок их расположения. Знать: особенности каждой природной зоны | |||
Природная зональность/ | Знатьосновные природные зоны. Уметь показывать на карте смену природных зон на поверхности земли | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П). сведения (П). Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н) | ||
Природные зоны холодного пояса | Уметь: распознавать ландшафты холодного пояса. Знать особенности климата, взаимную приспособленность живых организмов - членов экосистемы | |||
Леса умеренного пояса.Пожарная безопасность. | Уметь: распознавать ландшафты зон умеренного пояса, показывать их на карте. | |||
Засушливые зоны умеренного пояса | Уметь: распознавать ландшафты зоны умеренного пояса. Показывать их на карте. Объяснять особенности зоны | |||
45-46 | Природные зоны теплого края. | Распознавать ландшафты основных природных зон. Объяснять особенности каждой зоны | ||
Горные экосистемы | Уметь показывать по карте природные зоны; распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять порядок их расположения | Находить на карте изученные природные зоны (П) Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П). Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н) | ||
Жизнь в горах. Горные растения и животные. Проверочная работа № 9 | Уметь показывать по карте природные зоны; распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять порядок их расположения | |||
49-50 | Люди, города и страны Проверочная работа № 10 | Уметь: - показывать на карте природные зоны;- называть представителей экосистем | Применение полученных на уроках знаний умений в жизни (Н) | |
Контрольная работа № 4 по теме «Многообразие Земли» | Иметь представлениео человечестве Знать и уметь показывать на карте крупнейшие страны и города | Обсуждать особенности двух-трёх стран мира (Н). Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П). Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П) | ||
52, 53 | Путешествие тучки по Европе. Страны и города Европы. | Уметь показывать на карте части света, основные географические объекты на физической карте в разных частях света | ||
Азия. Безопасность в общественном транспорте. | Знать особенности географического расположения Азии. Уметь показывать на карте; приводить примеры животных, обитающих в Азии | |||
55-56 | Путешествие в дальние страны. Проверочная работа № 11. | Уметь показывать на карте; приводить примеры животных, обитающих в Африке. Познакомитьсясособенностями быта народов, населяющих Африку | Обсуждать особенности двух-трёх стран мира (Н). Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П). Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П) | |
Америка. | Уметь показывать на карте; приводить примеры животных, обитающих в Америке. Познакомитьсясособенностями быта народов, населяющих Америку | |||
Австралия. Антарктида | Знать природу Австралии, животный и растительный мир. Уметьузнавать животных по рисункам | |||
59-60 | Россия – наша Родина. Проверочная работа № 12. | Знать русских путешественников. Уметь использовать карту для получения новой информации | Практическая работа с глобусом и картой:показывать территорию России, её государственную границу (Н). Находить на карте России родной регион (Н) | |
61-62 | Наша маленькая планета Земля Проверочная работа № 13. | Знать о возрастающем разрушении нашей планеты человеком и о способах ее спасения. Беречьбогатства природы в повседневной жизни | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н). Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н) Находить на карте России родной регион (Н) | |
63-64 | Родной край – частица Родины. | Знать название центра региона, народы, населяющие регион (по выбору), некоторые обычаи и характерные особенности быта народов, семейные традиции | ||
Контрольная работа № 5 по теме «Наша маленькая планета Земля» | Знать влияние современного человека на природу, правила сохранения природы и её защиты | Применение полученных на уроках знаний умений в жизни (Н) | ||
Учимся решать жизненные задачи. Безопасность в общественном тран спорте. | Беречь богатства природы в повседневной жизни. Уметьвести себя на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Знатьправила противопожарной безопасности | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н). Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н) | ||
Природа и мы. Экскурсия по родному краю. | Знать формы земной поверхности и водоемы своей местности, уметь их характеризовать | Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности (Н). Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы» (П) | ||
Резервный урок. |