Картографирование сферы услуг города
Атласное картографирование базируется на системном представлении сюжетов, взаимосвязанных в единой концепции. Атлас городского развития как базовое комплексное произведение является результатом обобщения знаний фундаментальных и прикладных наук о городе.
Современный атлас представляет собой не только набор иллюстративных картографических материалов, но и совокупность связанных баз данных, сформированных при их подготовке на единой концептуальной и методической основе [1].
«Атлас развития Иркутска» [2], выпущенный Институтом географии им. В. Б. Сочавы СО РАН в 2011 г., объединил в себе наиболее современные представления о факторах и условиях развития города в единой пространственной базе, последовательно раскрывая в каждом разделе различные сферы жизни города. Он отображает сведения о природных условиях, состоянии городской среды, экономико-инфраструктурном и социально-демографическом потенциале города.
Во втором разделе атласа, посвященном экономическому развитию города, представлен блок тематических карт, характеризующий состояние отдельных отраслей сферы услуг, таких как розничная торговля, общественное питание и бытовое обслуживание. Составленные карты показывают внутригородские различия в размещении предприятий сферы услуг и обеспеченности ими населения. По каждой отрасли сферы услуг были выбраны показатели, важные именно для данного объекта картографирования.
Обеспеченность населения предприятиями сферы услуг (на 1000 жителей) показана способом картограммы, размещение различных предприятий – значковым способом, картодиаграммой. Для создания базы данных предприятий сферы услуг были использованы материалы департамента потребительского рынка Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г. Иркутска, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области.
Для географического изучения сферы услуг большое значение имеет картографический метод, при помощи которого выявляются ее территориальные особенности и связи с природными, социально-экономическими условиями, расселением и т. д. [3]. Становление картографирования сферы услуг в нашей стране связано с картографированием населения. Развитие этого направления по ряду отраслей позже выйдет за рамки обслуживания населения.
В советское время картографирование сферы услуг чаще всего рассматривалось в связи с созданием комплексных географических атласов – национальных, региональных и городов, имевших важное научно-справочное значение. Наряду с общими вопросами по картографированию сферы услуг развивались исследования по отдельным его отраслям: по картографированию здравоохранения, образования, культуры, торговли, бытового обслуживания и др. Карты торгового и бытового обслуживания создавались главным образом в комплексных региональных атласах, в которых конкретизировались пространственные характеристики с помощью количественных и качественных показателей. В городских атласах для характеристики этих видов сферы услуг использовался в основном значковый способ, показывающий конкретное размещение отдельных объектов.
Повсеместные рыночные преобразования в нашей стране привели к тому, что сфера услуг стала одним из первых индикаторов трансформационных процессов в стране, регионе, городе. С середины 90-х гг. прошлого века возрос интерес к изучению влияния быстрорастущей роли сферы услуг на реструктуризацию городского пространства. И, как результат, применение картографических методов в изучении сферы услуг города усиливается в исследовательских работах. Меняются тематика карт (к традиционным добавляются новые сюжеты), набор количественных и качественных показателей (зависит от уровня развития муниципальной статистики), технологии картографирования. Использование современных геоинформационных методов позволяет создавать новейшие базы данных для решения задач тематического картографирования, в том числе и картографирования сферы услуг.
Сфера услуг играет важную роль в обеспечении уровня и качества жизни населения города. Ее развитие имеет большое экономическое и социальное значение.
Город как региональный центр, помимо оттягивании на себя материальных, финансовых, людских и иных ресурсов, характеризуется повышенной аттрактивностью для ведения бизнеса в отраслях сферы услуг, усилением обслуживающих функций своего региона.
На карте «Розничная торговля» в масштабе 1:100 000 по округам города в динамике на 1988 г., 2001 г. и 2010 г. была показана видовая структура торговых объектов (автозаправочные станции, аптеки, рынки, торговые центры, продовольственные магазины, непродовольственные магазины), обеспеченность населения торговыми объектами.
На карте «Торговые центры, рынки» в масштабе 1:100 000 показаны размещение и размер торговых центров и розничных рынков, действующих в городе.
На карте «Торговые сети» в масштабе 1:100 000 показано распределение основных торговых розничных сетей, их масштаб (федеральный, региональный, местный), специализация (продовольственная, непродовольственная) и формат входящих в них торговых объектов (гипермаркет, супермаркет, магазин) (рис. 4).
На карте «Мелкорозничная торговля» в масштабе 1:150 000 по округам города показаны виды деятельности стационарных предприятий мелкорозничной торговли (розничная торговля, бытовые услуги, общественное питание, реализация мороженого, реализация печатной продукции), их занимаемые площади, обеспеченность населения мелкорозничной торговлей. Во всех округах преобладающий вид деятельности павильонов и киосков – розничная -торговля.
На карте Общественное питание в масштабе 1:150 000 по округам города показаны виды общедоступных предприятий общественного питания (рестораны, бары, кафе, закусочные), количество посадочных мест в них, обеспеченность населения общественным питанием, оборот общественного питания на душу населения (рис. 5).
На карте Бытовое обслуживание в масштабе 1:150 000 по округам города показаны количество предприятий бытовых услуг, их структура по видам, обеспеченность населения бытовыми услугами (рис. 6).
В «Атласе развития Иркутска» представленные карты блока «Сфера услуг» как с традиционными, так и новыми сюжетами отображают современное состояние розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, показывают обеспеченность населения этими услугами. Методика составления тематических карт этого блока использует общепринятый способ картографического изображения – картограммы, картодиаграммы и др. Комплекс количественных показателей позволяет оценивать обеспеченность населения города предприятиями сферы услуг, сравнивать административные округа по уровню развития отдельных отраслей.
Сопоставление карт, характеризующих различные отрасли сферы услуг, позволяет составить представление о внутригородских различиях. Структурно-территориальные различия на уровне административных округов выражаются в ориентации розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания на специфику городской среды (функционально-морфологическая и транспортно-планировочные структуры, размещение населения). Сложившаяся территориальная структура отраслей сферы услуг отражает современные трансформационные и посттрансформационные процессы их организации и функционирования, показывает усилившуюся роль городского центра.