Составление аналитических докладных
Цель - описание содержания проблемы развития одного из видов туризма в России (или проблемы рационального использования ресурса), средств ее реализации, предполагаемых трудностей, путей решения данной проблемы. На подготовку докладной дается неделя.
Составление опорной схемы-коллажа по учебным материалам
Коллаж - это схематически фиксированное отображение некоторой части предметного содержания, объединенное ключевым понятием или проблемой. Возможно создание различного типа коллажей: 1) «солнечная система» в центре которой - «ядро» с ключевым понятием и «лучами» - дополнительной информацией; 2) «слепое пятно», где часть информации заполнена, а часть - нет; 3) «вспышка», где заполняется как ядро, так и лучи и некоторые другие.
Составление тематических постеров
Постеры на заданные темы помогают оценить степень понимания обучающимися проблем, важных взаимоотношений разных компонентов и задач проблемы, их место в общей системе. Постеры представляются в виде плакатов. Обсуждаются коллективно.
Написание проспектов
Указание названия темы (проблемы) дисциплины, описание цели работы и составление основных вопросов, на которые нужно ответить, чтобы всесторонне осветить тему. Обсуждение проспектов в группах, отбор наиболее интересных. Опрос студентов по вопросам, краткое изложение сути проблемы.
Составление самодиагностирующих заметок
Студенты ведут дневник по каждой теме либо проблеме, где отмечают, что они поняли, запомнили, и что им не ясно.
Исследовательские работы
* Реферат - творческая работа с элементами исследования, основанная, прежде всего, на изучении нескольких источников.
* Реферативный обзор темы, журнала - отличается от реферата количеством источников.
* Доклад - итог самостоятельной творческой работы обучающегося.
Создание портфолио
Портфолио - это заранее спланированная индивидуальная подборка достижений обучающихся с выходом на реальный продукт в виде творческих работ, обеспечивающих самовыражение личности, повышение личной культуры, реализацию особенностей интеллекта.
Портфолио представляет собой коллекцию работ за семестр, которая рассматривается с точки зрения соответствия учебной программе и стандартам обучения. Портфолио позволяет связать отдельные аспекты деятельности студентов в целостную картину, которая может показать глубину погружения в тему, степень сознательности, творческую инициативу, уровень достижений и динамику личностного профессионально направленного развития. Портфолио обеспечивает необходимую детализацию, приращение и сохранение знаний, опору на личный жизненный опыт, позволяет реализовать индивидуальный подход в образовании, получить более объективную картину познавательной деятельности студента, его способностях, интересах, повысить географическую культуру, создавая условия для рассмотрения окружающей действительности через призму географических знаний.
Использование на практических занятиях некоторых материалов из портфолио студентов активизирует процесс обучения, разнообразить формы работы и создать благоприятный эмоционально-психологический климат в учебной аудитории, что повышает результативность учебной деятельности и качество знаний.
При глубокой и вдумчивой проработке учебного материала при создании портфолио легче организовать дискуссии, межличностное общение, формировать активную жизненную позицию, развивать исследовательские умения, обеспечивать успешность, стимулировать уверенность. Таким образом, портфолио носит не только познавательную, но и воспитательную нагрузку.
Имеющиеся у портфолио ряд недостатков - возможность формализма в работе, списывания, несистематичности обучения студентов преодолевается проведением периодического контроля преподавателем процесса создания портфолио. Работа над созданием портфолио способствует повышению ответственности студента к процессу обучения, в том числе развивает его познавательный интерес, формирует мотивацию у студентов. Учитываются результаты работы над портфолио на зачете, организуется выборочный промежуточный контроль. Организация работы по представлению портфолио может быть проведена в виде конференции или презентации, или взаимооценки. Оцениваются инициатива студента, например, наличие дополнительных индивидуальных рубрик, материалов по рефлексии.
Целесообразным является создание тематического портфолио по дисциплине, который станет собственностью студента, обеспечивающей приращение знаний и организацию личностно ориентированного практико-направленного изучения теоретического и практического учебного материала, который может быть востребован в дальнейшем. Целью такого портфолио является развитие аналитических способностей, умения систематизировать и критически отбирать материал; умения презентировать себя и результаты своего труда; формирование профессиональной направленности личности; закрепление и расширение теоретической базы; качественная подготовка к рубежному контролю; развитие творческих способностей. В портфолио можно включать все работы студентов, так как важен любой профессионально направленный опыт, по всем темам, по обозначенным рубрикам и по рубрикам, индивидуально выбранным студентами.
Портфолио должен включать и специфические моменты - домашние задания, контрольные и творческие работы, видео-иллюстрации, конспекты учебных и научных материалов, индивидуальные задания преподавателя, результаты мини-тестирования, другой материал.
Данный вид работы сопровождает студента в процессе изучения им дисциплины. Портфолио используется для рубежной аттестации, но некоторые компоненты его оцениваются до окончания работы над ним, в процессе самооценки, взаимооценки и выборочной оценки преподавателем после изучения каждого ключевого раздела дисциплины. Оценка портфолио складывается из оценок входящих в него частей.
Состав портфолио студенты определяют для себя сами при обязательном включении некоторых согласованных с преподавателем рубрик. В него входят также результаты групповой работы, вопросы, возникающие у студентов в ходе изучения тем курса, результаты рефлексии, фотографии.
Оформление портфолио каждым студентом должно учитывать единые требования - наличие обложки, оглавления, цели собственного изучения темы, оценки собственных достижений.
В качестве возможных рубрик для запуска портфолио при изучении географии предлагаются следующие:
* Конспект лекции (с комментариями).
* Самодиагностирующие заметки по изучаемым темам.
* Глоссарий по темам.
* График-органайзер (схемы, карты, рисунки, таблицы, графики, диаграммы и др.).
* Тезисы ответов на вопросы семинарского занятия.
* План ответа в рамках темы на вопрос, вошедший в курсовой экзамен.
* Контрольные работы с результатами и работой над ошибками.
* Доклады по самостоятельно выбранной теме в рамках семинарского занятия.
* Вопросы, возникшие при изучении темы.
* Опорные схемы по теме.
* Материалы по географии туризма, подобранные с учетом профиля специальности.
* Конспекты научных статей, книг и учебной литературы по теме, предложенных преподавателем в соответствии с планом семинарского занятия (с комментариями).
* Библиографические карточки с аннотацией.
* Фото и видеоматериалы.
* Кроссворды по темам.
* Творческие задания в соответствии с планом семинарского занятия (проведение деловых и ролевых игр, примеры кейс-метода и т п.).
* Научное исследование и доклад, на студенческой научной конференции.
* Рефераты.
* Планы проекта (проектов).
* Публикации (статьи, тезисы).
* Собственные рубрики.
* Письмо преподавателю связанное с содержанием портфолио.
* Самооценка портфолио в соответствии с разработанными критериями.
При итоговой оценке портфолио учитывается:
- аккуратность выполнения работы;
- полнота отражения изучаемого материала;
- оформление;
- творчество;
- факторы, отражающие развитие студента;
- наглядность, используемая в портфолио.
Данные критерии позволяют обеспечить глубину теоретической проработки материала, развить инициативу, ответственность и творческие способности студентов.
При работе над портфолио предполагается также развитие личностной и социальной рефлексии за счет установления внутренних ориентиров, идеалов и целей, построения системы ценностей в индивидуальной и совместной деятельности. Необходимо использовать различные виды рефлексии: предметную (на уровне констатации достигнутого результата – «что я сделал?»); процессуальную (на уровне оценки характера собственной деятельности – «как я сделал?») и ценностную (на уровне определения жизненно важных ориентиров – «для чего я это сделал?»). Это позволит переоценить свой и социальный опыт и осуществить интериоризацию предметных знаний, запустив механизмы саморазвития и формирования целостной картины мира с определением профессионального пространства и своего поведения в нем. Тем самым формируется внутренняя мотивация и создаются условия для обучения посредством собственного опыта.
Использование метода портфолио позволяет наиболее удачно сориентировать студентов в пространстве географического культурного поля; учесть особенности их интеллекта, мыслительной деятельности; реализовать их личностный потенциал; организовать объективный текущий и итоговый контроль; повысить уровень творчества; сформировать мотивацию, обеспечив более глубокое усвоение теоретического и практического материала; развить навыки научного исследования и продуктивного рефлексивного мышления, позволяющие актуализировать такие профессионально важные качества как эмпатия, адекватная оценка своего состояния и состояния других, эмоциональная память, самопрезентация, уверенность.