Ий учебный вопрос. Расцвет логистики. Вплоть до 50-х годов логистика типичного делового предприятия строилась исключительно на функциональной основе

Расцвет логистики.

Вплоть до 50-х годов логистика типичного делового предприятия строилась исключительно на функциональной основе. В те времена не существовало сколько-нибудь стройной концепции или теории интегрированной логистики.

Небрежение логистикой в период эволюции маркетинга можно отнести на счет трех существенных факторов.

Во-первых, до широкого распространения компьютеров и вообще вычислительной техники небыло никаких оснований надеяться на плодотворную интеграцию функций логистики или по крайней мере полагать, что такая межфункциональная интеграция сколь-нибудь ощутимо повысит результативность логистики. В последующие десятилетия стали происходить постепенные изменения в практике логистического менеджмента. Но развитие информационных технологий поначалу не затрагивало природу логистики. Внедрение компьютеров и вычислительной техники на ранних этапах способствовало совершенствованию лишь отдельных частных функций, таких как обработка заказов, прогнозирование, управление запасами, транспортировка и т.п. Однако потенциал подобных улучшений стал очевиден, и он подстегнул интерес к межфункциональной интеграции.

Второй важный фактор, диктующий отношение менеджеров к окружающим явлениям, — это изменчивый экономический климат. Еще в начале 50-х голов резкие колебания рыночных условий стали подталкивать компании к непрерывному наращиванию прибылей, и это продолжается и по сей день. Такая гонка за прибылью заставила менеджеров сосредоточить усилия главным образом на сокращении расходов, экономии любыми средствами. По этой причине даже в наши дни логистика остается относительно невостребованным источником повышения производительности.

Так или иначе, технологический прогресс и экономические условия, сложившиеся в 50-х годах, дали импульс изменениям в логистической практике, которые продолжаются и поныне. Однако попытки внедрить интегрированную систему логистики наталкивались на стойкое сопротивление во многих фирмах. Менеджеры, традиционно отвечавшие за отдельные функции, такие как транспортировка или закупки, зачастую с недоверием встречали организационные преобразования, направленные на расширение зоны влияния логистических процессов. Основная идея этих преобразований заключается в том, что общие издержки можно сократить, увеличив расходы в какой-то определенной функциональной области. Но при сложившихся традиционных методах бухгалтерского учета и оценки результатов деятельности убедить кого-нибудь в истинности этой идеи было чрезвычайно трудно. Например, работа менеджеров, ведающих транспортировкой грузов, всегда оценивалась по величине транспортных расходов, выраженных в процентном отношении к объему продаж. В рамках традиционной бухгалтерской практики увеличение этих расходов ради повышения уровня обслуживания потребителей или снижения общих издержек могло рассматриваться только как серьезный недочет в управлении работой транспорта. Вполне понятно поэтому, что менеджеры в своем большинстве отнюдь не спешили раскрывать объятия интегрированной логистике.

И наконец, третье препятствие для повсеместного внедрения интеграции состояло в том, что отдача от инвестиций в логистику с большим трудом поддается количественной оценке. Отчасти это следствие общей неспособности менеджеров точно определить подлинную величину затрат на управление запасами (их содержание, обработку, хранение и т.д.). При сложившейся бухгалтерской практике очень непросто вычислить конкретную финансовую выгоду от сокращения инвестиций в запасы или количественно выразить стоимость улучшений в обслуживании потребителей. Многим специалистам по логистике приходилось сталкиваться с огромными сложностями, когда они пытались убедить в достоинствах интеграции вышестоящих руководителей, взращенных на функциональном менеджменте и традиционных методах бухгалтерского учета.

Эти факторы в сочетании с естественным для человеческой природы неприятием перемен объясняют, почему далеко не все усилия, направленные на внедрение передовых принципов логистики, увенчались успехом. Многие подобные усилия просто-напросто провалились. Зачастую знающие и деятельные специалисты по логистике воспринимались окружающими как строители собственных «империй», отстаивающие исключительно личные интересы.

На 80-е годы и начало 90-х годов пришелся период расцвета логистики, когда она претерпела больше радикальных преобразований, чем за все десятилетия со времен промышленной революции.

Основными движущими силами подобных преобразований стали:

1) крупные изменения в практике государственного регулирования бизнеса;

2) микропроцессорная коммерциализация;

3) революция в информационных технологиях;

4) повсеместное распространение новейших систем управления качеством;

5) рост числа партнерств и стратегических союзов.

Краткий обзор влияния каждого из этих факторов поможет нам понять, в каких сферах бизнеса совершенная практика логистики уже утвердилась, а в каких это, по-видимому, еще предстоит.

Наши рекомендации