Понятие о размещении производства. Условия и акторы, влияющие на размещение производства и на расселение.

Главный вопрос – выбор критерия оптимальности. Это минимум затрат и максимум прибыли и выпуска. Новый критерий – затраты на сохранение окружающей среды (в основном за рубежом). Толлинг (внутренний и внешний).

Факторы размещения - совокупность причин, определяющих возможности строительства и функционирования предприятия в данном пункте или регионе. Факторы не зависят от местных условий и связаны с особенностями организации и технологий самих предприятий.

Условия размещения – причины, связанные с условиями той местности, где планируется строить предприятие.

Факторы систематизируют на технико-экономические и потребительские.

Технико-экономические факторы размещения производства напрямую зависят от особенностей производства, например материалоёмкость (потребность в сырье и вспомогательных материалах). Выделяют так же экономическую материалоемкость.

Пример материалоёмкого предприятия – цветная металлургия. В рудах цветных металлов содержатся очень небольшое количество полезного вещества.

Тяжелое машиностроение, черная металлургия, производство сельхоз техники, целлюлозно-бумажное производство – так же материалоёмкие предприятия. Размещаются возле источников сырья.

Топливо- и энергоёмкость – связана с энергетическим обеспечением производства. Топливоемкость – определяется расходом топлива необходимого для предприятия. Исчисляется в условном топливе.

Энергоемкость – характеризуется расходом электроэнергии на единицу продукции. Измеряется в киловатт-часах. Выплавка цветных металлов является крайне энергоёмким мероприятием.

Алюминиевое производство ориентировано в основном на ГЭС, поскольку ГЭС дешевый.

Целлюлозно-бумажная промышленность очень энергоёмкое производство.

Топливоемкими производства – черная металлургия полного цикла. Нужен каменный уголь (коксовый) и железные руды.

Производство электроэнергии на ТЭЦ – также топливоемкий.

Размещаются возле топливно-энергетических баз и источников электроэнергии.

Грузоемкость и транспортабельность продукции – характеризует условие перевозок сырья, вспомогательных материалов и готовой продукции. Транспортабельность бывает физическая и экономическая. Низкая физическая транспортабельность у продукции, которую тяжело перевозить или нестандартные габариты (например, горно-шахтное оборудование или серная кислота). Ориентировано на потребителя.

Экономическая транспортабельность – определяется суммарной массой исходных материалов и готовой продукции в отношении в стоимостной величине. Чем дороже товар – тем выше экономическая транспортабельность (буроугольный Канско-Ачинский бассейн или сланцы).

Водоемкость – определяется потребностью в воде на производства 1 продукции. Различают водопользование (использованную воду можно снова пустить в оборот – используется для охлаждения в металлургии или на ТЭЦ) и водопотребление (предполагает однократное использование воды).

С\х отличается огромным водопотребления. Животноводство+химикаты с полей крайне загрязняет воду.

Целлюлозно-бумажная промышленность, производство химволокна – крайне водоемкие предприятия.

Землеёмкость (площадеемкость) – удельная единица может выражаться отношением занимаемое предприятием площади к готовой продукции или к числу занятых на предприятии людей. Большой землеемкостью отличается горнодобыча, гидроэлектроэнергетика, сельское хозяйство.

Экологоемкость производства – определяется либо в физических единицах (объем загрязнения на единицу продукции), либо в стоимостном отношении (нанесенный ущерб).

В одном городе не может находиться больше 1 предприятия черной металлургии полного цикла.

Фондоемкость – оценивается долей амортизации основных фондов в текущих затратах. Металлургия, химпром, электроэнергетика, авиационный транспорт.

Трудоемкость – характеризуется необходимым числом среднегодовых работников и долей заработной платы в общей прибыли предприятия. Размещается в сгустках концентрации населения.

Сложное и точное машиностроение – трудоемкое производство.

Наукоемкость – измеряется долей расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Наукоемкими производствами является аэрокосмическое приборостроение, электротехника, электроника.

Фактор потребительский. Либо продукция с нестандартным оборудованием

Организационно-экономические факторы -1. специализация производства – отражает процесс сосредоточения производства отдельных видов продукции или её частей на специализированных предприятиях. Специализация способствует увеличению объемов производства, улучшению качества продукции, росту производительности труда. Специализация – выпуск предприятием однородной продукции.

Кооперирование – организованная взаимосвязь специализированных предприятий. Предполагает совместное участие специализированных предприятий в производстве конечного продукта. Максимально представлено в машиностроении.

Комбинирование – соединение в одном предприятии разных отраслей производства, связанных между собой по линии последовательной обработки сырья.

Концентрация – процесс сосредоточения объемов производства и рост его масштабов на ограниченных территориях. Концентрация связана с оптимальными размерами предприятия.

Экономико-географическое и геополитическое положение стран, районов, городов. Изменения ЭГП РФ и ее регионов после распада СССР. Характеристика государственной границы РФ. История ее формирования.

ЭГП – положение объекта в экономическом пространстве, которое определяется по отношению к природным элементам окружающей среды, к элементам исходной среды и к размещению всего населения.

Важная черта ЭГП – историческая изменчивость, т.е. ЭГП – динамическая категория, поэтому прогресс транспорта и систем коммуникаций меняет его.

Компоненты ЭГП:

1. Промышленно-географическое положение

2. Транспортно-географическое положение

3. Агро-географическое положение

4. Рыночное положение

5. Демографическое положение

6. Рекреационно-географическое положение

Типы ЭГП:

Ø Центральное

Ø Периферийное

Ø Пограничное

Ø Транзитное

Ø Глубинное

Геополитика – научная доктрина, обосновывающая политику данного государства или региона по отношению к окружающим его государствам или регионам. При реализации этой политики учитываются:

1. Уровень конфликтности или противодействия 1 государства другому

2. Уровень социально-экономического развития

3. Плотность населения

4. Военно-стратегическое развитие

Вследствие распада СССР ЭГП и политико-географическое положение РФ значительно ухудшилось.

Существенно ослаблены выходы к морским мировым путям, поскольку Россия лишилась портов Прибалтики (Клайпеда, Рига, Таллинн) и Украины (Одесса, Феодосия, Керчь). Границы с европейскими странами сдвинулись вглубь континента и на восток. Более континентальное положение расположение диктует необходимость искать новые выходы к мировым рынкам, создавать новые порты в Финском заливе, на севере Европейской части, в Азово-Черноморском районе. Новые обстоятельства требуют больше внимания обратить на повышение транспортабельности экспортируемой продукции, среди которой пока доминирует топливно-энергетические и прочие природно-сырьевые ресурсы, а также промежуточные продукты и полуфабрикаты.

Изменения геополитической ситуации скажется и на внутрирегиональном развитии: из 11 экономических районов Российской Федерации раннее только 6 имели выход к государственным границам и океану, теперь – 10 (кроме Волго-Вятского района); из 76 нынешних республик. краев и областей, ранее приграничными были 20, сегодня их стало 44. С этими изменениями связаны новые проблемы специализации производства, структуры товарообмена, в том числе внешнеторгового, миграции населения, передислокации вооруженных сил и др.

Общая протяженность границ РФ составляет примерно 60 тыс. км (наибольший в мире показатель), при этом морские границы почти вдвое больше сухопутных (около 40 тыс. км).

Северные границы страны полностью проходят по водам морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Кроме западной части Баренцева моря, все они круглый год покрыты дрейфующими льдами, поэтому судоходство здесь затруднено.

В пределах Северного Ледовитого океана от берегов России до Северного полюса располагается наш российский сектор Арктики. Острова этого сектора принадлежат нашей стране.

Восточные границы России проходят по водам морей Тихого океана: Берингова, Охотского, Японского. При этом все дальневосточные моря, омывающие берега России, частично замерзают. Ближайшими морскими соседями нашей страны здесь являются Япония и США.

На западе морские границы России проходят по водам Балтийского моря, которые соединяют нашу страну со многими европейскими государствами. Это море относится к акватории Атлантического океана и образует у берегов нашей страны заливы, на берегах которых располагаются российские порты. При этом лишь у берегов Калининградской области Балтийское море зимой не замерзает.

На юго-западе морские границы проходят по водам Азовского и Черного морей, где пограничными с нашей страной являются Украина и Грузия. Воды Азовского и Черного морей имеют большое значение для транспортных связей России со странами Средиземноморья и другими странами Европы.

Граница с некоторыми странами так называемого "ближнего зарубежья" - Казахстаном и Азербайджаном проходит на юге по водам внутреннего Каспийского моря.

Протяженность сухопутных границ нашей страны также велика. После распада СССР число соседей изменилось с 10 до 16 (с двумя соседними государствами РФ имеет только морские границы - с Японией и США).

На северо-западе Россия по суше граничит с Норвегией и Финляндией.

На западе РФ с имеет границы с государствами Балтии - Эстонией, Латвией и Литвой, а также с Польшей.

Вдоль западной и юго-западной границы России располагаются Белоруссия и Украина.

На юге с нашей страной граничат Грузия, Азербайджан и Казахстан.

Республики Алтай, Тува, Бурятия, а также Читинская область, входящие в состав РФ, располагаются вдоль границ с Монголией.

Еще восточнее Россия граничит с Китаем.

На крайнем юго-востоке Приморский край РФ граничит с КНДР.

Таким образом большая часть границ России проходит по естественным рубежам: морям, горам, рекам. Часть из них затрудняют международные контакты, другие им благоприятствуют, позволяют прокладывать международные сухопутные и речные трассы для осуществления экономических связей и т.п.

Наши рекомендации