Условия и показатели оценки успеваемости

Введение балльно-рейтинговой оценки достижений студентов по разделам учебной дисциплины позволяет преподавателю рационально планировать учебный процесс, контролировать ход усвоения каждым студентом изучаемого материала, своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам рейтингового контроля; всесторонне и объективно оценивать выполнение каждым студентом каждого учебного поручения; точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости и результатом промежуточной аттестации (зачета или экзамена).

Элементами оценивания работы студента в ходе семестра являются:

· посещаемость аудиторных занятий;

· активность студента и качество его работы на практических занятиях;

· результаты выполнения самостоятельных заданий;

· инициативность и качество выполнения дополнительных заданий;

· результаты рубежного контроля.

Студент в условиях балльно-рейтинговой системы может организовать систематическую работу по усвоению учебного материала, вносить коррективы в организацию текущей самостоятельной работы в течение семестра, получать объективные показатели своих знаний, прогнозировать итоговую оценку по дисциплине и иметь возможность получить итоговую оценку по дисциплине по итогам текущей аттестации.

Успешность изучения дисциплины студентом оценивается суммой набранных за все виды учебной работы баллов (из 100 возможных) с последующим переводом их в Европейскую систему оценок и числовые эквиваленты традиционной 4-х балльной шкалы оценивания. При определении общего количества баллов за изучение курса учитываются две составляющие: первая - баллы, начисляемые за работу студента в течение семестра (не более чем 70 баллов); вторая – баллы, начисляемые по результатам экзамена или зачета (до 30 баллов).

За работу студента в семестре возможное получение до 70 баллов. Прохождение промежуточной аттестации (зачет, экзамен) – максимально 30 баллов. К экзамену (зачету) допускаются студенты, набравшие по результатам работы в ходе семестра не менее 31 балла.

По каждому из трех разделов дисциплины максимальное количество баллов за семестр – 100.

При выполнении заданий оценивается полнота и правильность выполнения задания (в зачет идет только правильно выполненное задание), соответствие концепции учебно-методического комплекса, психологическая и методическая обоснованность, аккуратность выполнения задания.

Студенту могут начисляться дополнительные (поощрительные) баллы за подготовку дидактических материалов, оформление наглядных пособий к занятиям, разработку тестов заданий, написание рефератов, участие в олимпиадах, научных студенческих конференциях и т.п. Такие баллы учитываются только при выведении семестровой (итоговой) оценки. При этом общая сумма баллов, набранная конкретным студентом при изучении дисциплины, включая дополнительные, не может превышать 100 баллов. При выполнении дополнительных индивидуальных заданий учитывается правильность и оригинальность, самостоятельность, аккуратность оформление работы. Не допускается повторение тематики при индивидуальном проектировании.

За особо высокое качество работы оценка может быть повышена преподавателем на величину до 25% от максимальной. Если результат промежуточной аттестации (зачет, экзамен) не превышает 25 баллов, все дополнительные (поощрительные) баллы аннулируются.

По усмотрению преподавателя применяются штрафные баллы (например, за пропуски занятий, за нарушение правил внутреннего распорядка). Неподготовленность к практическому занятию оценивается минусовой оценкой (в пределах оценки за эти виды работы). Нарушение правил подготовки рефератов, докладов или конспектов штрафуется минусовым баллом (в пределах оценки за эти виды работы). За нарушение сроков представления работ оценка снижается (на 1 балл в неделю). Преподаватель имеет право снять максимально до 25 баллов в течение семестра за нарушение учебной дисциплины.

Предусматриваются различные формы самостоятельной работы студентов при изучении дисциплин. Определение количества и форм заданий проводится в ходе консультаций студента у преподавателя на начальном этапе изучения дисциплины. Перечень форм самостоятельной работы может быть расширен в соответствии с особенностями построения процесса преподавания и личными интересами учащегося. Из спектра возможных вариантов заданий для самостоятельной работы наиболее эффективными для рассматриваемых дисциплин являются следующие.

Работа с научными и научно-популярными статьями, докладами, книгами, учебниками по тематике курса: конспектирование (краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного), тезирование (краткое изложение основных мыслей прочитанного), цитирование (дословная выдержка из текста), аннотирование (краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла), рецензирование (написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному).

2. Составление тематического тезауруса - упорядоченное комплектование базовых понятий по темам, разделу дисциплины (может быть представлен в виде терминологического словаря, в котором указаны основные понятия дисциплины).

Написание самодиагностирующих заметок по теме, разделу дисциплины (выполняется в форме дневника, в котором по каждой теме студент отмечает наиболее важные для будущей профессии мысли, вопросы, требующие обсуждения).

4. Создание постера, раскрывающего суть одного из понятий раздела дисциплины (может быть выполнен в виде демонстрационного плаката с учетом требований к учебному демонстрационному пособию;. к постеру прилагаются вопросы или задания, по сути представляемого материала).

Наши рекомендации